Что стоит за информацией о предложении России снять часть санкций с Ирана в обмен на вывод его войск из Сирии

Россия не предлагала Израилю и США снять часть санкций с Ирана в обмен на вывод его войск из Сирии. Об этом заявил в среду журналистам замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Ранее американский портал Axios сообщил, что РФ якобы обращалась к Израилю и США с подобным предложением по иранским силам в Сирии.  «Что касается конкретного аспекта отмены санкций в обмен на что-то, то я это подтвердить не могу, — сказал высокопоставленный дипломат, отвечая на соответствующий вопрос. — Были близкие, но не совпадающие с этим идеи. Развития они не получили (они и не могли получить в контексте решения США по СВПД, о чем ниже авт.)». Заместитель министра напомнил, что иранские войска находятся на территории Сирии по приглашению законного правительства этой страны. «Поэтому вопросов юридического или иного свойства мы здесь не видим, — указал он. — Но безопасность Государства Израиль в аспекте досягаемости его территории вооружениями, которые обладают способностью поражать цель на значительном расстоянии, обсуждалась. Это было предметом нашего диалога и с Тегераном, и с Вашингтоном, и с европейскими столицами». Согласно информации Axios, об инициативе РФ смягчить санкции в отношении Ирана премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху рассказал на закрытом заседании комитета Кнессета по иностранным делам и обороне. Когда именно российской стороной якобы было сделано такое предложение, источники издания не уточняют. Выдворение Ирана из Сирии не является военной целью США, однако Вашингтон расценивает Тегеран как угрозу для Израиля, Иордании и Турции на сирийской территории. Такую позицию озвучил в среду на брифинге для журналистов спецпредставитель госсекретаря США по Сирии Джеймс Джеффри. «Что касается выдворения Ирана [с территории Сирии] — это часть [политического] процесса. Это не является военной целью Соединенных Штатов, это не миссия американских вооруженных сил, но при этом мы считаем, что в этом будет заключаться исход политического процесса, который в свою очередь покончит с внутренним конфликтом и даст гарантии безопасности сирийскому народу и его соседям», — утверждал дипломат. «При таких обстоятельствах мы рассматриваем Иран с его возможностями проекции силы как угрозу для трех наших партнеров и союзников в Сирии: в первую очередь, для Израиля, а также для Турции и Иордании. Так что это [выдворение Ирана] будет важным критерием для устойчивого мира», — полагает Джеффри. В этой связи констатируем тот момент, что стороны свои позиции зафиксировали. От себя заметим, что всерьез рассуждать о выводе иранских войск сейчас не стоит в принципе. Тем более, связывать его с смягчением санкционного режима против Тегерана. Выход Вашингтона из СВПД является общей стратегией США на иранском направлении и никоим образом не связан с конкретным присутствием иранского контингента или проиранских милиций на сирийской территории. Цель такой политики — либо свергнуть иранский режим в его нынешнем виде, либо заставить принять американские правила игры в регионе. При этом американцы всерьез полагают, что предвестником новой социальной революции в Иране являются как раз те самые народные выступления, которые сопровождали резкую девальвацию курса национальной валюты на протяжении последних трех-четырех месяцев. При этом отсутствует понимание того, что, во-первых, основным мотивом таких наступлений является внутренняя борьба между правительством «умеренных» реформаторов, которое ввело жесткие репрессивные меры против свободных «обменщиков валюты» (а их поддерживают серьезные бизнес-партнеры из числа «ястребов»), а, во-вторых, что сам факт выхода США из СВПД самым серьезным образом обострил борьбу за власть в новых экономических условиях между «консерваторами» и «умеренными». Но и те, и другие далеки от того, чтобы их можно было назвать «пятой колонной» США. Отсюда возникает простой вывод о том, что в Вашингтоне в общем-то и уже традиционно плохо представляют себе контуры той политической силы, которая может прийти на смену нынешнему иранскому режиму. Ее на сегодня просто нет. Пока все действия американцев направлены на экономическое удушение Тегерана, что сталкивается с объективными сложностями (экспорт иранской нефти обнулить не получиться — отсюда и исключения для ряда стран из санкций, про газ говорить вообще не приходится). Но в данном случае перед американскими стратегами стоит пример Северной Кореи, которая в результате экономических санкций (напомним, которые поддержали все страны в рамках соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН) пошла на переговоры с США. Только вот дальше чистых пропагандистских жестов дело там не пошло. Да и исходные позиции для повторения этого пока далеко неоднозначного опыта неравнозначны для Северной Кореи и Ирана. Масштаб экономик несравним, как и то, что против санкций выступает абсолютное большинство стран, а также отсутствует «зонтик» в виде резолюций ООН, который американцы в данном случае никогда получат, а вот ситуация с рынком нефти всегда будет влиять на наступательную стратегию США. Особенно, если учесть тот факт, что страны ОПЕК+, если не на ближайшем заседании, то в любом случае примут соответствующие решение о возобновлении прежней политики по сокращению добываемых объемов нефти. И это теперь становится очевидным сценарием с учетом того, что президент США Д.Трамп отказался вводить нефтяные санкции против КСА в рамках дела Хашогги. И опять же в первую очередь по причине необходимости восполнения выпадающих объемов нефти на мировом рынке, что без Саудовской Аравии не получиться сделать даже приблизительно. И надежды Вашингтона на то, что король Сальман сам отправит в отставку с поста кронпринца Мухаммеда бен Сальмана, не оправлялись. А ведь такой шаг устраивал всех, кроме короля Сальман и его сына, конечно. Применение Соединенными Штатами жестких мер против Саудовской Аравии в связи с делом об убийстве журналиста Джамаля Хашогги привело бы к резкому росту цен на нефть и могло бы разрушить мировую экономику, поэтому Вашингтон не собирается этого допускать. Об этом заявил во вторник 20 ноября президент США Дональд Трамп, отвечая на вопросы журналистов на лужайке у Белого дома. «Что касается Саудовской Аравии, если мы разорвем с ними отношения, я думаю, цены на нефть взлетят до небес. Я сдерживаю их, они (Саудовская Аравия — прим. ТАСС) помогают мне сдерживать их. Сейчас у нас низкие цены на нефть, я хочу, чтобы они были еще ниже», — подчеркнул глава государства. «Если вы хотите, чтобы цены на нефть поднялись до 150 долларов за баррель — Россия, кстати говоря, была бы очень этому рада — единственное, что вам нужно сделать — это разорвать наши отношения с Саудовской Аравией», — заявил он. «Я не собираюсь разрушать мировую экономику, и я не собираюсь разрушать экономику нашей страны, совершая безрассудные действия в отношении Саудовской Аравии», — добавил американский лидер. Ранее Трамп заявил, что Соединенные Штаты намерены по-прежнему оставаться надежным партнером Саудовской Аравии, несмотря на то, что в деле об убийстве журналиста Джамаля Хашогги по-прежнему остаются вопросы, на которые, возможно, ответы не будут получены никогда. Вместе с тем президент пообещал рассмотреть предложенные Конгрессом меры против Саудовской Аравии «при условии, что они будут гарантировать абсолютную безопасность США». Тем самым он развязал руки саудовцам, которым для поддержания внутренней политической стабильности своего королевства помимо его заверений еще и нужно чем-то пополнять свой бюджет. А значит — принимать соответствующие меры для блокирования попыток разбалансировать мировой рынок углеводородов. Страны ОПЕК+ обсуждают возможность снижения добычи нефти на 1,4 млн баррелей в сутки в 2019 году, сообщает агентство Reuters со ссылкой на осведомленные источники. По данным агентства, этот вариант обсуждался в минувшее воскресенье в Абу-Даби министрами энергетики России и Саудовской Аравии, а также другими странами. «Я считаю, что сокращение на 1,4 млн баррелей в сутки является более разумным вариантом, чем другие опции», — отметил один из источников. На этом фоне цены на нефть марки Brent перешли к росту. В частности, по состоянию на 12:50 мск стоимость фьючерса на Brent с поставкой в январе 2019 года в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне подросла на 1,7% и составила 66,6 долларов за баррель. 11 ноября министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех заявил, что ОПЕК+ целесообразно сократить суточную добычу нефти на 1 млн баррелей от уровня предыдущего месяца. По его словам, Саудовская Аравия рассчитывает, что страны ОПЕК+ в декабре достигнут консенсуса о действиях на 2019 год, так как заседание министерского мониторингового комитета в Абу-Даби завершилось без договоренностей о том, нужно ли сокращать добычу нефти в следующем году. Глава Минэнерго РФ Александр Новак отмечал, что вариант продолжения сокращения нефтедобычи в 2019 году не исключен, но такое решение может быть принято только после тщательного анализа рынка. Между тем Саудовская Аравия объявила о сокращении поставок нефти на 0,5 млн баррелей в сутки уже в декабре. 6-7 декабря министры вернутся к обсуждению этого вопроса, но уже в Вене, когда страны ОПЕК+ должны будут подписать новое соглашение о бессрочном сотрудничестве с января 2019 года. И вот этот «углеводородный топор» всегда будет висеть над головой Трамп, и в том числе и в связи с его антииранской политикой. Просто потому, что реальное обнуление иранского экспорта нефти обрушит нефтяные рынки в сторону резкого взлета цен. И возможные санкции по этому вопросу против КСА однозначно делают юридически и экономически ничтожными всю нынешнюю политику США на иранском направлении.
Что же касается темы якобы российских предложений о размене санкций на вывод иранских войск, то, если говорить совсем цинично, то это Москве не нужно. Ровно по той причине, что нынешнее положение дел не только помогает наполнять российский бюджет, но и блокировать «разрушительные санкции» США против России, о которых сейчас никто уже и не говорит. И одновременно играть важную и принципиальную роль в рамках выработки мировой политики на рынке углеводородов, что позволяет Москве успешно маневрировать в рамках улучшения динамики своих двусторонних отношений с аравийскими монархиями. В данном случае рискнем предположить, что российские инициативы по этому вопросу касались гарантий со стороны Москвы тому же Израилю о недопущении размещения иранского ракетного оружия на сирийской территории, и выдвинуты они были в контексте ликвидации «зоны деэскалации» на юге Сирии. Но все эти инициативы сейчас отложены до лучших времен в связи с инцидентом с российским самолетом-разведчиком ИЛ-20. И Москва сейчас держит паузу в своих отношениях с Израилем по этому вопросу. После двух месяцев молчания премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент России Владимир Путин сели вместе во время Парижского мирного форума в день столетия заключения перемирия в Первой мировой войне 11 ноября. Пресс-служба Нетаньяху немедленно опубликовала фото неформальной встречи вместе с коммюнике, однако реакция Кремля была более сдержанной и информационно «молчаливой». Израильское правительство безусловно заинтересовано в улучшении отношений с Москвой, в том числе и в связи с сирийским досье. Но, по нашим данным, до «парижской» недели, несмотря на неоднократные инициативы Нетаньяху, Путин отказывался встречаться с ним. Также эксперты в Израиле указывают на то, что Москва отказывалась проводить телефонные переговоры на высшем уровне, а в период кратких телефонных переговоров игнорировались просьбы израильской стороны о личной встрече на высшем уровне. По оценке французских разведывательных источников, Кремль пока отказывается принять предложение о содержательной личной встречи с Нетаньяху из-за опасений того, что это может быть воспринято Израилем, как «зеленый свет» для возобновления израильскими ВВС полетов над Сирией, которые после инцидента с Ил-20 практически прекратились. В этой связи французы в частности указывают на то, что первоначально канцелярия премьер-министра Израиля и израильское военное руководство недооценили степень негативной реакции Москвы по этому поводу. Израильские официальные лица, обсудившие этот инцидент со своими российскими коллегами сразу же после аварии, ошибочно полагали, что кризис будет недолгим. Тем более, что Кремль согласился принять израильскую делегацию высокого уровня во главе с генералом Амикамом Норкиным, чтобы получить извинения Израиля и подробный отчет об инциденте, включая радиолокационные данные, карты и стенограммы из кабины пилотов. При этом все предложения ВВС Израиля о заключении новой сделки по деконфликтизации между военно-воздушными силами двух стран, основанной на предыдущей, были отвергнуты. Эти условия сделки включают более длительное время оповещения пролета самолета или запуска ракеты (около 3-5 минут вместо 1-2 минут в настоящее время). Также израильтяне обязались не нарушать бесполетную зону над Латакией во время своих рейдов, где располагаются основные российские военные базы. Но все эти предложения остаются до сих пор без ответа, и короткая встреча в Париже изменений в это «молчание» Москвы не принесло. Так что говорить о каких-то новых российских инициативах преждевременно, а в редакции вывода иранских войск из Сирии и вообще мало перспективно.

52.21MB | MySQL:103 | 0,636sec