О долгосрочной стратегии преодоления голода в Сомали

Несмотря на достигнутые за последние годы некоторые успехи в области политического регулирования и минимизации международной террористической активности в Сомали, проблема продовольственного обеспечения и возникновения новой эпидемии голода по-прежнему стоит в национальной повестке в качестве одной из основных угроз.

На сегодняшний день, более половины 12-миллионного населения Сомали живут за чертой бедности, составляющей на национальном уровне 1.9 долларов США в день. Политические процессы, которые привели к созданию федерального правительства Сомали, не смогли положить конец межклановым противоречиям и фактической раздробленности страны. С учетом этих факторов, к которым следует также добавить вооруженные конфликты и природные катаклизмы в виде продолжительной засухи и наводнений, угроза начала массового голода в стране остается актуальной. С учетом разрушенной за последние 20 лет конфликта инфраструктуры, большинство сомалийцев по-прежнему лишены доступа к базовым видам услуг и социальных служб, включая качественное образование и медицинские услуги. Сомали, в частности, располагается на одном из последних мест в мировом рейтинге по индикаторам в области здравоохранения. В наиболее уязвимой группе риска находятся временно переселенные лица, проживающие во временных пунктах – среди них уровень бедности превышает 70%, причем 80% из этой группы составляют женщины и дети. Показательно также, что среди детей младшего возраста из группы внутренне переселенных лиц только 17% имеют доступ к начальному школьному образованию.

Таким образом, национальное правительство в координации с международными гуманитарными организациями приступило к формулированию долгосрочного подхода по превентивному сдерживанию и последовательной ликвидации голода в стране. С середины 2015 г. в результате обострения многих вышеобозначенных факторов, особенно климатических катаклизмов, в стране возник острый продовольственный кризис, который грозил перерасти в массовый голод в 2017 г. Благодаря своевременному гуманитарному содействию и некоторому улучшению климатических условий, эта угроза была преодолена, но не ликвидирована. Впоследствии, в 2018 г. новая продолжительная засуха нанесла очередной удар сомалийской экономике, потери от которой составили 3.25 млрд долларов США. В отсутствие долгосрочной стратегии устойчивого развития, а также устойчивых и резистентных национальных механизмов, восстановление и реконструкция после этой стихии теперь может занять несколько лет.

Планируя стратегию преодоления голода на долгосрочную перспективу (2019-2021 гг.), в Сомали намерены отталкиваться от сегодняшних успехов и стратегий. Запущенный в прошлом году Национальный план развития Сомали 2017-2019 стал по сути первым стратегическим и программным документом, который ставит четкие задачи ускорения социально-экономической трансформации в целях сокращения бедности, оживления экономического роста и установления в обществе социальной справедливости за счет устранения неравенства и пр.

Разумеется, Национальный план развития призван служить ориентиром для национальных стратегий продовольственного обеспечения и борьбы с бедностью. Ведь на сегодня аграрный сектор обеспечивает почти 75% ВВП страны и его потенциал в качестве регулятора продовольственной безопасности и регулятора голода поистине огромен. Одним из шести базовых компонентов Национального плана является как раз устойчивый экономический рост, который в первую очередь может быть обеспечен благодаря аграрному сектору, включая животноводство. В качестве первоочередных задач на этом фронте правительство намерено, во-первых, добиваться удвоения производительности в сельском хозяйстве, во-вторых, гарантировать удвоение доходов малых фермерских хозяйств, и наконец, в-третьих, содействовать формированию устойчивых продовольственных систем. С учетом 6 лет безостановочной засухи (2011-2016 гг.) обеспечить решение этих задач было крайне непросто: производство злаков неуклонно падало ввиду сокращения земельных ресурсов, а потери в сфере животноводства достигли 6.4 млн голов с общим ущербом в 350 млн долларов США. Кризис в животноводческой отрасли стал особенно болезненным, поскольку в этом секторе занято 60% сомалийского населения, и он является важнейшим источником прямых экспортных доходов. Задача обеспечения устойчивости национальных продовольственных систем также представляется непростой ввиду отсутствие законодательства и регуляторов, неразвитой инфраструктуры, высокой зависимости от импорта продовольствия и отсутствия широкого доступа к финансовым и кредитным институтам. Например, только из-за неразвитости инфраструктуры, а также отсутствия современных систем хранения и переработки продовольствия ежегодные потери фермеров достигают 30%. Также в Сомали отсутствует эффективная система продовольственных и пищевых стандартов и мониторинга качества пищевой продукции. Нет в стране и устойчивых, отвечающих современным реалиям механизмов на случай продовольственных кризисов, таких как национальные продовольственные резервы, информационная система мониторинга рынков и цен и прочее. Большая часть населения Сомали, особенно женщины, имеют весьма ограниченные доступ к банковским услугам и кредитам, а также страховым и финансовым инструментам. Все эти факторы в совокупности крайне затрудняют решение поставленных амбициозных задач по наращиванию производительности аграрного сектора и укреплению роли малых и средних фермерских хозяйств. Что в свою очередь затрудняет реализацию национальных долгосрочных планов по преодолению голода.

Тем не менее, cформулированные правительством Сомали долгосрочные меры по преодолению голода и устойчивому развитию в рамках Национального плана одобрены и приняты к реализации. Успех во многом будет зависеть от международных партнеров и доноров, которые, работая под эгидой механизмов ООН, планируют реализовать комплексную стратегию содействия. В частности, на период 2018-2020 гг. по линии профильных организаций системы ООН будут реализованы проекты по реконструкции и укреплению устойчивости местных потенциалов, которые помогут снизить степень уязвимости продовольственных систем. Например, усилия будут направлены на стимулирование местного производства и местных закупок, а также обеспечение доступа на рынки фермеров и потребителей. Параллельно, при содействии ООН будут отлажены механизмы контроля и мониторинга качества пищевой продукции. Инвестиции будут направлены на реабилитацию и восстановление инфраструктуры продовольственного обеспечения (транспортировка, хранение) для наращивания экспортного потенциала. Будут созданы условия для повышения возможностей трудоустройства и создания новых рабочих мест для сомалийской молодежи (средний уровень безработицы в стране сегодня составляет 48%). Кампании по правильному и сбалансированному питанию помогут бороться с различными формами недоедания, особенно среди уязвимых групп населения. Отдельно правительство в координации с организациями системы ООН намерено предпринять превентивные меры по предотвращению дальнейшей миграции внутренне переселенных лиц и по восстановлению их производств и устойчивых источников доходов. Также ставится задача расширения механизмов социальной защиты, в том числе программ школьного питания. Разумеется, донорское финансирование в достаточных объемах является главным условием успешного запуска и претворения в жизнь набора важнейших инициатив в области преодоления голода и обеспечения национальной продовольственной безопасности. Что еще более важно – правительство Сомали впервые за годы длительного конфликта задумалось о стратегическом, долгосрочном подходе, который не обещает решения всех задач сразу, но позволяет планировать и управлять возможными рисками в случае обострения продовольственной ситуации и других непредвиденных чрезвычайных обстоятельств.

52.19MB | MySQL:103 | 0,494sec