Ирак: об организации системы охраны нефтяных объектов на примере деятельности Южной нефтяной полиции

Основой экономики Ирака, как известно, является нефтедобывающая промышленность, большинство из объектов которой сосредоточено в южных районах страны.  От их бесперебойной работы зависит практически все, поэтому неудивительно, что аспекты охраны таких объектов являются приоритетными и возложены на формирования Южной нефтяной полиции (South Oil Police), структурного подразделения МВД Ирака, входящего в департамент, отвечающий за режим на энергетических объектах страны, так называемый Energy Police Directorate.

Примерно таким же образом осуществляется регулирование вопросов безопасной деятельности нефтяных компаний и других объектов соответствующей инфраструктуры в Алжире, в Саудовской Аравии, в Ливии (до агрессии стран НАТО в 2011 г.), в Кувейте и в Египте. Важными особенностями функционирования охранных структур являются: наличие многочисленного иностранного контингента в зоне их ответственности, значительная протяженность контролируемых периметров и удаленность объектов от основных населенных пунктов, их изолированность, высокий уровень техногенной опасности, риски террористической природы и уязвимость объектов для преступных элементов осуществляющих незаконное перемещение нефтепродуктов, в том числе, хищение путем врезок в трубопроводы, да-да, это достаточно распространенное явление и в, казалось бы, благополучных местностях.

Некоторыми подробностями организации работы своей службы поделился с порталом Iraqi Oil Report начальник управления Южной нефтяной полиции, бригадный генерал, Али Хуссейн Гиляль аль-Мейяхи.

Южная нефтяная полиция отвечает за охрану инфраструктуры нефтедобывающей промышленности на территории четырех субъектов Ирака: Басры, Мисана, Ди уль-Карра и Митанны. Настоящим вызовом для нее стали недавние протестные события в Басре, грозившие перекинуться на соседние районы и полностью парализовать работу нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий.

Вопрос журналиста Iraqi Oil Report: С какими видами угроз вам пришлось столкнуться в ходе недавних беспорядков?

А аль-Мейяхи: Мы делили их сообразно их природе. Часть были мирными, не связанными с перекрытием дорог, например, тех, что ведут к месторождениям. В ряде случаев, протестующие вели себя более агрессивно, при чем, в их числе были и сотрудники отрасли и даже некоторые из моих подчиненных. В ходе попыток штурма нашего управления пострадали 50 наших сотрудников, было задержано 70 наиболее опасных саботажников, пытавшихся взять контроль над толпами людей в свои руки.

Iraqi Oil Report: Как именно разделена ответственность между вами и другими силовыми организациями?

А. аль-Мейяхи: Наша задача — это охрана объектов Министерства нефти: скважин, насосных станций, трубопроводов и персонала. Мы действуем внутри объектов и на въезде в них. Что касается операций вовне, то там зона ответственности других ведомств, таких как федеральная полиция. С ними у нас установлено взаимодействие. Можно сказать, что мы там, где есть нефть. На каждом из месторождений у нас расквартировано, примерно, по батальону полиции. 90% всего, что обеспечивает производство и экспорт иракской нефти находится в нашем ведении, при этом большинство объектов расположены в удаленных районах с плохо развитыми услугами, дорожной сетью и связью.

Iraqi Oil Report: Привлекались ли другие силовые подразделения в ходе недавних протестных явлений в Басре? Мы видели, например, сотрудников антитеррористических подразделений.

А.аль-Мейяхи: Военных внутри наших объектов не было. Они размещались на подходах к месторождениям «Зубейр», «Западная Курна-1» и «Западная Курна-2». Например, на месторождение «Западная Курна-2» был направлен батальон спецназа для удержания въезда на месторождение, разрушенного протестующими. Въезда и части прилегающих дорог. Мы подстраховывали их действия изнутри, и общая координация осуществлялась Оперативным штабом из Басры. Антитеррористических подразделений в Басре не было, разве что в резерве и, насколько я знаю, им не пришлось действовать. В нашей зоне ответственности их не было ни в каком виде.

Iraqi Oil Report: Каким образом вы сдерживали протестующих?

А.аль-Мейяхи: Когда напряженность нарастала до опасных пределов, нам приходилось занимать позиции на подступах к объектам, иногда на удалении до 800 метров и препятствовать попыткам проникнуть на них. Непосредственно на демонстрантов мы не воздействуем, для этого есть ОМОН и другие силы.

Iraqi Oil Report: А как осуществлялось командование на местах?

А.аль-Мейяхи: Командиры батальонов у нас не сильно самостоятельны, особенно в зонах нахождения иностранных компаний. Я лично присутствовал там, где это требовалось. Я, например, мог вести переговоры с демонстрантами, осуществлять взаимодействие с другими органами власти, мои офицеры же, как правило, отвечали за свои конкретные участки.

Iraqi Oil Report: А сколько у вас всего частей? Ходя слухи об их укрупнении.

А.аль-Мейяхи: Всего в нашем управлении 19 батальонов: здесь, на юге, 4 из них – в Басре, 2 в Амарре (провинция Мисан), 2 —  в Самавве (провинция Митанна) и 1 в Нассирийе (Ди уль-Карр). Мы направили рапорт о объединении четырех батальонов в Басре в один, в «Западной Курне», поскольку именно так, он сможет стать полноценным батальоном с точки зрения численности, она тогда составит 750 человек.

Iraqi Oil Report: Кто отдает вам приказы?

А.аль-Мейяхи: Мы являемся одним из Департаментов МВД, отвечающим за

за режим на энергетических объектах страны. Для большей оперативности все текущее управление возложено на Оперативный штаб из Басры.

Iraqi Oil Report: Как вы считаете, иностранные компании уверены в способности иракских властей защитить их?

А.аль-Мейяхи: Мы уверенны в том, что способны это сделать, уж не хуже частных охранных компаний точно, и всех их в этом уверили. Прошедшие события помогли нам провести работу над ошибками и понять, где были упущения по службе и по организации охраны. Кроме того, сама природа протестов была ориентирована вовсе не в отношении нефтяных компаний и по мере того, как требования населения будут выполняться, подобных эксцессов больше не возникнет, во всяком случае, в таких масштабах.

62.83MB | MySQL:102 | 0,476sec