Иордания просит Израиль увеличить поставки пресной воды

Около месяца назад король Иордании Абдалла II  объявил, что он не намерен продлевать срок действия специального приложения к мирному договору между Израилем и Иорданией, касающегося сдачи в аренду сельскохозяйственных угодий Израилю, которые прежде, до подписания мирного договора между двумя государствами 26 октября 1994 года  на протяжении десятков лет обрабатывались израильскими земледельцами, но в рамках упомянутого мирного договора между Израилем и Иорданией были переданы под суверенитет претендовавшей на них Иордании. Конкретно речь идет от так называемом «Острове мира», который израильтяне обычно называют Нахараим на севере, в районе израильского города Бейт-Шеан и об анклаве Цофар в районе Арава на юге, примерно в сотне километров к северу от Эйлата. Общая площадь переданных Израилем под суверенитет Иордании земельных участков превышает 300 квадратных километров.

Надо полагать, что тогдашнее израильское руководство,  возглавлявшееся премьер-министром Ицхаком Рабином (лидер левой партии Авода) согласилось на эту территориальную уступку для того, чтобы компенсировать иорданскому королю Хусейну, отцу нынешнего короля Абдаллы II, серьезный имиджевый ущерб (прежде всего, в арабском мире и внутри самой Иордании) нанесенный ему тем фактом, что его продолжавшееся с конца 70-х годов прошлого века негласное сотрудничество с еврейским государством стало в результате подписания мирного договоры явным. Несомненно, что в свое время, при подписании договора правительство Израиля успокаивало пострадавших от передачи под суверенитет Иордании упомянутых спорных участков земли земледельцев и в целом израильское общественное мнение тем, что фактически упомянутые спорные участки остаются под контролем Израиля.

Однако в упомянутом приложении мирному договору было сказано, что срок аренды составляет 25 лет, а в дальнейшем, если одна из стороны пожелает отказаться от продления соглашения об аренде, то ей следует объявить об этом за год. Сейчас как раз исполнилось 24 года с момента подписания мирного договора между Иорданией и Израилем и соответственно упомянутого приложения  к нему. А поскольку общественное мнение Иордании враждебно относится к еврейскому государству и постоянно критикует короля Абдаллу II за сотрудничество с ним, последний счел для себя возможным сделать упомянутое официальное заявление, которое вызвало энтузиазм в самой Иордании, но заметно осложнило двусторонние отношения Иордании с Израилем.

Часто говорят о том, что королевский режим сохраняется в Иордании в значительной степени благодаря военной поддержке со стороны Израиля. С этим трудно спорить. Израиль заинтересован в сохранении королевского режима в Иордании для того, что избежать возникновения на своей восточной (и самой протяженной) границе очага постоянной напряженности в результате прихода к власти в этом арабском государстве открыто антиизраильского режима или установления контроля над иорданской территорией каким-либо третьим государством, открыто враждебным Израилю. Собственно, это и стало причиной начала тайного военного сотрудничества между Израилем и Иорданией в конце 70-х годов прошлого века. Однако Иордания зависит от Израиля не только в военном, но и в экономическом отношении. Причем зависит в сферах первостепенной важности, непосредственно касающихся жизни каждого поданного Хашимитского королевства и жизни каждого обосновавшегося на его территории беженца, будь он палестинцем (палестинские арабы, живущие в стране имеют подданство Иордании), иракцем или сирийцем.

Этот факт в очередной раз подчеркнуло прошедшее практически незамеченным для большей части мира событие, имевшее место на завершающейся неделе. На фоне напряженности в отношениях между Израилем и Иорданией, о которой говорилось выше, иорданские власти обратились с официальной просьбой к Израилю увеличить установленную двусторонним договором квоту ежегодно передаваемой ей еврейским государством пресной воды из израильского озера Кинерет (известно в христианской традиции как Гениссаретское море). Причиной этой просьбы стала тяжелая засуха, от которой страдает королевство. Следует отметить, что соседний Израиль страдает от той же самой засухи, однако имеются два обстоятельства, ставящие его в этом смысле в преимущественное положение по сравнению с Иорданией:

  1. Бесспорное технологическое и научное превосходство еврейского государства над арабскими государствами и в том числе над Иорданией позволило ему создать эффективные системы очистки сточных вод и опреснения морской воды. Таким образом, Израиль обеспечивает себе необходимые для его сельского хозяйства и промышленности объемы воды. Правда хорошую питьевую воду при нынешнем уровне технологий такими методами получить не представляется возможным. Остается открытой и вызываемая засухой экологическая проблема, выражающаяся в сокращении площадей открытых естественных водоемов.
  2. Именно Израиль целиком контролирует озеро Кинерет и впадающие в него ручьи и реки, прежде всего Горный Иордан. Кинерет же в свою очередь является практически единственным источником воды Нижнего Иордана, который служит границей между Израилем (включая контролируемые Израилем, но официально не аннексированные им территории Иудеи и Самарии) и одновременно является главным источником воды в Иордании Правда, в распоряжении Иордании имеются восточные притоки нижнего Иордана и Мертвого моря, среди которых – река Вади аль-Хаса (израильтяне называют ее библейским именем Зеред), а также отчасти река Ярмук. Иордания контролирует ее южный берег, в то время, как Сирия и Израиль контролируют ее северный берег. Однако Иордании, лишенной технологического потенциала Израиля.

Как было сообщено в израильских СМИ, в понедельник в Израиль прибыла делегация неких высокопоставленных лиц из Хашимитского королевства (их имена названы не были), целью которой было обсуждение с израильскими властями упомянутой просьбы об увеличении квоты на получение воды. Согласно соответствующему пункту двустороннего договора 1994 года, Израиль обязан ежегодно поставлять 50 млн куб. м воды из Кинерета. Помимо этого, воды реки Ярмук делятся между двумя странами таким образом, чтобы Иордания получала три четверти ее воды. Израиль всегда – в том числе в периоды кризисов в двусторонних отношениях выполнял эти условия. Более того, неоднократно в прошлом уже имели место обращения иорданских властей к Израилю увеличить объем поставляемой их стране воды в тот или иной конкретный год в связи с засухой. Обычно Израиль шел навстречу таким просьбам.

Неизвестно, была ли удовлетворена такая просьба Иордании на этот раз. В израильских СМИ не было сообщено, чем завершился визит упомянутой иорданской делегации. Само по себе это обстоятельство может служить намеком на то, что израильские власти не поторопились откликнуться на данную просьбу соседей. Представляется, что, поскольку до выборов в Израиле, судя по всему, осталось всего несколько месяцев (по мнению, большинства комментаторов, порядка полугода), израильское руководство не сможет пойти на уступки Иордании в вопросе о поставках воды, если последняя не пойдет ему на уступки в вопросе о продлении срока аренды упомянутых выше сельскохозяйственных угодий. Однако иорданским властям, в свою очередь, будет нелегко пойти навстречу этому требованию Израиля из-за уже упомянутого внутриполитического давления. Видимо, переговоры между двумя сторонами по сделке, которую можно назвать «земля в обмен на воду», будут продолжаться в закрытом режиме.

52.19MB | MySQL:103 | 0,591sec