О борьбе друзской общины Сирии против террористов

В конце лета с.г. обострилась обстановка в населенной преимущественно друзами сирийской провинции Эс-Сувейда. Необходимо отметить, что друзская община Сирии с самого начала военно-политического конфликта в стране встала на защиту территориальной целостности САР, поддержав правительство этой страны в борьбе против терроризма и религиозного экстремизма.

Несмотря на то, что друзы составляют только 3% населения Сирии (около 550 тысяч человек), их община традиционно играет важную роль в политической жизни страны. В первый период независимости Сирии друзы занимали важные позиции. Друзы принимали активное участие в становлении арабского националистического движения. Руководитель друзского восстания 1925-1927 годов Султан Паша аль-Атраш был признан национальным героем Сирии. В 1960-е годы офицеры-друзы наряду с алавитами устанавливали правила игры в сирийской армии и участвовали в многочисленных путчах. После провала попытки очередного переворота во главе с майором Салимом Хатумом в 1966 году Хафез Асад провел в армии основательную чистку, уволив десятки офицеров-друзов. Несмотря на это, представители друзской общины сохранили свои позиции в гражданской администрации и госаппарате. К ним, в частности относятся министр по делам президентской администрации САР Мансур Аззам и заместитель министра информации, известная журналистка Луна аш-Шибли, в прошлом работавшая на телекомпании «Аль-Джазира». В силовом блоке друзов представлял генерал-майор Исам Захреддин, погибший в конце 2017 года в провинции Дейр эз-Зор.

С началом гражданской войны в Сирии друзы  организовали ряд вооруженных формирований для защиты провинции Эс-Сувейда от террористов из «Джебхат ан-Нусры» и «Исламского государства» (обе организации запрещены в России). Самым крупным из них была «Джейш аль-Мувахиддун» («Армия сторонников единобожия») во главе с шейхом Ахмедом Джарбуа. Между друзскими авторитетами и правительством Башара Асада была достигнута договоренность о том, что в районах, населенной представителями этой секты, не проводится призыв в Сирийскую Арабскую Армию. В то же время друзы выставили 27 тысяч ополченцев для охраны провинций Эс-Сувейда и Эль-Кунейтра от радикальных исламистов. Особенно интенсивные бои по периметру границ провинции Эс-Сувейда проходили в 2014-2015 годах.

К концу весны 2018 года казалось, что военные действия в провинциях Эс-Сувейда и Эль-Кунейтра подходят к концу, а  провинция Дераа была блокирована и сирийская армия уже готовилась к операции по ее освобождению.  На этом фоне большая часть ополченцев была демобилизована, что оказалось фатальной ошибкой. Регулярные подразделения сирийской армии были передислоцированы на юго-запад провинции Дераа. На заре 25 июля сотни боевиков «Исламского государства» зашли на территорию провинции Эс-Сувейда из Восточной пустыни. Штурм 12 друзских деревень сопровождался стрельбой и атаками террористов-смертников. Несмотря на героическое сопротивление очень плохо вооруженных местных жителей, террористам удалось захватить шесть деревень, где они не без помощи местных бедуинов учинили побоище.

К концу дня сотни друзских бойцов из других районов провинции выступили на защиту этих сел. К ним вскоре присоединились друзские добровольцы из пригородов Дамаска – Джараманы и Ашрафие Сехнайя. 25 и 26 июля вошли в историю Эс-Сувейды как наиболее кровавые дни в истории провинции. Осажденные территории, включая шесть захваченных деревень, были освобождены к концу дня 26 июля. Более 250 друзских ополченцев и местных жителей отдали свои жизни, еще 250 человек были ранены. Атака боевиков преследовала две цели. Во-первых, отвлечь внимания Сирийской Арабской Армии от наступления в районах провинции Дераа, контролируемых сторонниками ИГ («Армия Халида бен аль-Валида»). Во-вторых, спровоцировать массовый исход населения из Джебель Друз.

В конце августа несколько сотен солдат и  несколько механизированных подразделений Сирийской Арабской Армии были направлены на помощь Эс-Сувейде.   В ходе операции, проведенной в начале сентября, удалось выбить террористов ИГ с территории площадью 3 тысячи квадратных километров в пустынной части провинции. Они были полностью окружены на территории площадью 250 квадратных километров в холмах Ас-Сафа, пустынном участке вулканического происхождения. В этом районе в настоящее время сконцентрированы до 800 боевиков ИГ.

Позитивным итогом военных действий в конце июля с.г. стал уход террористов из друзских деревень. В то же время экстремистам удалось захватить 31 заложника: 20 женщин и 11 детей. В течение следующих трех месяцев проблема заложников стала наиболее болезненным политическим, социальным и гуманитарным вопросом в провинции Эс-Сувейда. Полевые командиры «Исламского государства» обусловили освобождение заложников следующими требованиями.  Во-первых, выводом Сирийской Арабской Армии из Восточной пустыни. Во-вторых, нейтралитетом друзов в борьбе между сирийским правительством и ИГ. В-третьих, освобождением содержащихся под арестом родственников боевиков ИГ. В-четвертых, выплатой выкупа. Первые два требования были абсолютно неприемлемы, так как существенно ослабляли позиции центрального правительства в провинции Эс-Сувейда и усиливали позиции ИГ.

В ответ на отказ сирийского правительства идти навстречу экстремистам последние казнили двух заложников. 1 августа был обезглавлен 19-летний студент университета Муханнад Абу Аммар. Пожилая женщина Сарват Абу Аммар была застрелена 1 октября.  Еще одна 65-летняя женщина умерла в заключении. 19 октября 6 друзских заложников были освобождены в обмен на 17 женщин (жен боевиков ИГ), удерживавшихся сирийским правительством. Одновременно был освобожден десяток бедуинов, взятых ранее в заложники друзскими боевиками. Между сирийскими силовиками и боевиками ИГ было заключено соглашение об обмене вышеупомянутыми пленными и временном прекращении огня в Восточной пустыне. Это перемирие было сорвано 3 ноября, когда провалилась вторая часть обмена заложниками. Она предусматривала обмен 7 друзских женщин и 3 детей на 3 родственников боевиков ИГ. Террористы потребовали у правительства выдать в обмен на заложников 35 пленных боевиков, что не предусматривалось первоначальным соглашением.

5 ноября сирийские правительство сосредоточило значительные силы, окружившие район дислокации террористов Ас-Сафа. В операции приняли участие силы наиболее боеспособной 4-й дивизии и 5-го механизированного корпуса, созданного при поддержке российских офицеров, а также вооруженные отряды ливанской  «Хизбаллы» и Палестинской народной армии. 8 ноября сирийскими СМИ было объявлено об окончании военной операции и освобождении всех заложников.

Эпопея с заложниками-друзами вызвала политический отклик и в соседнем Ливане. Журналисты бейрутской газеты Orient le Jour сообщают о том, что в 2013-2014 годах Израилем разрабатывался план по созданию в Джебель Друз на территории провинции Эс-Сувейда буферной зоны, контролируемой израильтянами, по образцу той, которая существовала на юге Ливана в 1978-2000 годах. Однако безоговорочная поддержка друзами территориальной целостности Сирии сорвала эти планы. Еще одним политическим игроком, заинтересованным в проблеме Эс-Сувейды является лидер ПСП Валид Джумблат. В последние годы он старается увеличить свое влияние в зоне проживания сирийских друзов и   позиционирует как защитника интересов не только ливанских, но и сирийских друзов. Кровавое нападение террористов из ИГ вызвало у В.Джумблата новый шквал критики в адрес сирийского правительства, которое было обвинено им чуть ли не в сговоре с террористами. Политик вновь стал требовать широкой автономии для друзов, в том числе и в вопросах безопасности. Однако тон Джумблата смягчился после двух визитов, совершенных осенью этого года в Россию его сыном Теймуром. Российское руководство убедило лидеров ПСП в том, что российские и сирийские военные смогут гарантировать безопасность друзской общине. В то же время Джумблата убедили в том, что сохранение территориальной целостности САР необходимо для обеспечения безопасности не только Дамаска, но и Бейрута.

52.19MB | MySQL:103 | 0,506sec