О вооруженных добровольческих формированиях шиитов-хазарейцев в Сирии

В ходе продолжающегося в течение семи лет военного конфликта в Сирии на территории страны как со стороны правительства, так и со стороны оппозиции сражалось большое количество боевиков-иностранцев. В частности, на стороне правительства САР сражались и сражаются шиитские вооруженные формирования, финансируемые Ираном и направляемые иранскими военными советниками. Их направление в Иран было обусловлено значительными потерями, которые понесла Сирийская Арабская Армия, что не позволяло ей сражаться на трех и более фронтах.   Наиболее боеспособными из них являются отряды ливанского движения «Хизбалла», благодаря которым были достигнуты военные победы в Хомсе и Восточной Гуте. В настоящее время вооружены формирования ливанских шиитов подвергаются ротации и сокращению. Также на стороне правительства САР в гражданской воюют и иракские шииты из «Бригад Абу Фадля Аббаса» и «Катаиб Хизбалла».  Гораздо меньше известно о дивизии афганских шиитов-хазарейцев «Лива Фатимийун».

«Лива Фатимийун» (Бригада сторонников Фатимы, дочери пророка Мухаммеда и жены первого шиитского Имама Али) изначально формировалась из афганских беженцев, осевших на территории Ирана. В настоящее время в ИРИ проживают 2,5 млн афганцев, в основном шиитов. Правовой статус беженцев не позволяет им занимать высокооплачиваемые и престижные рабочие места. Афганцы в Иране – это в основном низкоквалифицированные рабочие на стройках, уборщики улиц, грузчики и носильщики на рынках. Значительное их количество мечтает перебраться на ПМЖ в Европу. Неслучайно поэтому, что в миграционной волне, захлестнувшей Евросоюз в 2015-2016 годах, шииты-хазарейцы шли  на втором месте после сирийцев. Этнос хазарейцев имеет давнюю и своеобразную историю. Его костяком явились монгольские воины, пришедшие на территорию современного Афганистана с ордами Чингисхана и размещенные в гарнизонах. Название этноса происходит от персидского слова «хезар» (тысяча). Со временем потомки завоевателей, населяющие в основном провинцию Бамиан, забыли родной язык, перейдя на фарси, и приняли ислам в шиитской версии.

В одном из октябрьских номеров иранская консервативная газета «Кейхан» поместила большую статью о «Лива Фатимийун». По данным газеты основателем этого формирования являлся Али Реза Тавассоли, прибывший из Афганистана в Иран в начале 1980-х годов. В это же время он вступил в бригаду «Абузар» в составе КСИР, рекрутированную в основном из афганцев. Данное подразделение Корпуса стражей базировалось в гарнизоне Рамазан в Иранском Курдистане и участвовало в боях как с армией Саддама Хусейна, так и с курдскими сепаратистами. В ходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов погибли 2 тысячи бойцов-афганцев. Другие основатели «Бригады Фатимийун» его поколения, такие как Саид Хаким, Хусейн Фадаи Абдарчая, Реза Хавари, Саид Ибрагим имеют сходные биографии. Последним представителем этого поколения ветеранов был Саид Хаким, убитый в Сирии в 2016 году. В 1990-х годах Али Реза Тавассоли вернулся в Афганистан, где принимал участие в боях против движения «Талибан», а в 2003 году снова оказался в Иране.

Летом 2012 года Тавассоли вместе с 15 добровольцами отправился в Сирию. Его целью была защита мечети и гробницы Сайида Зейнаб, где похоронена Зейнаб, внучка Пророка и дочь Имама Али и Фатимы.  Эта гробница является местом поклонения для шиитов всего мира и в ее окрестностях уже жила небольшая хазарейская община. 14 июня около мечети произошел теракт, в результате которого погибли несколько человек. Затем прибыла группа еще из 22 человек, затем еще из 100 человек. Бойцы-хазарейцы хорошо проявили себя в военных операциях в пригородах Дамаска, и тогда иранские военные инструкторы приняли решение образовать из них боевое соединение. Сам Али Реза Тавассоли погиб в начале 2015 года в провинции Дераа.

Основными мотивами, побуждающими афганских беженцев в ИРИ вступать в ряды дивизии, являются обещания урегулирования их правового статуса на территории Ирана (предоставление гражданства иди постоянного вида на жительство), социальных льгот после окончания службы, а также огромная по хазарейским меркам зарплата  (от 450 до 800 долларов в месяц). Бывают и случаи принуждения иранскими спецслужбами афганских беженцев к службе в Сирии. Так один из беженцев, добравшихся до греческого острова Митилена, сообщил, что он был арестован в ИРИ за распространение наркотиков. Сотрудники полиции и КСИР предложили ему на выбор смертную казнь, либо отправку от в Сирию. Он прослужил в «Лива Фатимийун» год, но так и не получил желаемого вида на жительство в ИРИ, после чего сбежал.  Впрочем, случаи дезертирства в рядах хазарейской дивизии крайне редки. Большинство бойцов отличается стойкостью, храбростью и высокими боевыми качествами. Иранский генерал   Мохаммад Али Фалаки, командующий дивизией «Фатимийун», так высказался о своих подчиненных в интервью газете «Кейхан»: «Мы в Иране часто привыкли смотреть на афганцев как на наркодилеров, людей, создающих проблемы, или рабочих-гастарбайтеров на стройках. За время моего командования этими людьми я увидел примеры потрясающего самопожертвования. Мы должны изменить свой взгляд на афганцев, живущих в Иране».

Существуют различные данные относительно численности «Лива Фатимйун». Часто приводится цифра в 20 тысяч человек. Она фигурирует,  в частности, в сообщениях агентства «Машрег ньюс», связанного с КСИР. Эти данные озвучила и телекомпания «Аль-Джазира» после интервью с отставным полковником иранских ВС Хоссейном Канани Могадамом, являющимся в настоящее время депутатом Меджлиса ИРИ, сказавшим, что в Сирии воюют «десятки тысяч афганских добровольцев». Бывший командующий дивизии Мохаммад Хасан Хоссейни приводит более реалистичные данные в 12-14 тысяч человек, основываясь на ротациях бойцов и необходимости владения ими специфическими военными навыками. Повышение статуса данного военного соединения с бригады до дивизии, произошедшее в 2015 году, позволяет говорить о там, что там воюют не менее 10 тысяч человек. Сирийская оппозиция склонна преуменьшать численность хазарейской дивизии, называя данные в 4-8 тысяч человек. Эта информация базируется, в частности, на показаниях перебежчика Хамида Али, сообщившего, что на базах дивизии в Хомсе, Латакии, Алеппо  и Хаме сосредоточены 4 тысячи человек. Дивизия «Лива Фатимийун» сражалась практически на всех фронтах сирийской войны, включая провинции Алеппо, Дейр эз-Зор, Латакия, Хама, Хомс и Дераа.

Иранские источники сообщают о том, что боевики дивизии проходят первоначальный месячный «курс молодого бойца» на территории ИРИ. По сообщениям американских экспертов один из таких лагерей – «Падеган-э-шахид Пазуки» около Тегерана, два других расположены около Шираза и Йезда. Уже непосредственно на территории САР бойцы проходят усовершенствование под руководством инструкторов из движения «Хизбалла». Они учат новобранцев, в частности, снайперскому и минному делу. Дивизия хорошо оснащена, в том числе тяжелым оружием и бронетехникой. В 2013 году между иранскими и сирийскими военными была достигнута договоренность о том, что Сирийская Арабская Армия, потерявшая часть личного состава предоставила хазарейцам свои арсеналы, в том числе артиллерию, бронетранспортеры, противотанковые ракеты и танки. Несколько раз наблюдатели отмечали, как хазарейцы действовали на российских танках Т-90, наиболее современных на сирийском театре военных действий.

Организация дивизии «Лива Фатимийун» и ее успешное использование иранцами в Сирии свидетельствуют об успешном опыте Тегерана в организации по всему региону своего рода «клонов» Корпуса стражей исламской революции (КСИР). В Ливане ими являются вооруженные формирования движения «Хизбалла», в Ираке отряды «Аль-Хашед аш-Шааби». Такое военное соединение бойцов как с идеологической, так и материальной мотивацией как «Лива Фатимийун» может быть в дальнейшем задействовано иранским руководством как на Ближнем Востоке, так и в Афганистане, если этого потребуют обстоятельства.

52.21MB | MySQL:103 | 0,541sec