Оценки Германии перспектив отношений с Турцией

Характеристики экономической ситуации в Турции являются в значительной степени противоречивыми. С одной стороны, эксперты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для снижения ажиотажа вокруг экономики республики рекомендуют вместо термина «кризис» использовать формулировку «замедление», хотя и считают, что в наибольшей степени нормализация ситуации в стране будет зависеть от правильной имплементации реформ. С другой стороны, по последним данным статистического института Турции, уровень безработицы достиг 11,1 %, а в будущем году ожидается, что он может вырасти еще на 1 %.

Германия, реагируя на эту ситуацию, последовательно заявляет, что заинтересована в стабильной Турции. Помимо этого, ранее федеральное правительство выступило против санкционного давления Вашингтона на Анкару. Как подчеркнул министр экономики и энергетики ФРГ П.Альтмайер, эта торговая война «поражает новые неопределенности». Они, в свою очередь, с точки зрения Берлина, выходят за рамки политического измерения сотрудничества. Так, власти ФРГ, по данным немецкого издания Bild, отмечают, что Турция важна в том, что касается разрешения миграционного кризиса, а также обеспечения безопасности в Европе.

Кроме того, как кажется многим, начал исправляться и политический компонент отношений, что показал сентябрьский приезд президента Р.Т.Эрдогана в Германию. Тогда турецкого лидера принимали на самом высоком уровне, поскольку визиту был присвоен статус государственного. Немецкий телеканал Deutsche Welle подсчитал, что президент РФ В.В.Путин посещал ФРГ аналогичным образом лишь однажды в 2001 г. Впрочем, тот факт, что Р.Т.Эрдоган воздержался от обращений к федеральному правительству, как к «нацистскому», в чем был замечен ранее, продвижения на самых значимых направлениях все же не принес. Прежде всего, это касается призывов Анкары оказать содействие в розыске и выслать сторонников Ф.Гюлена, обвиненных турецким правительством в попытке государственного переворота в 2016 г. Однако, А.Меркель продолжает считать, что доказательств их виновности представлено недостаточно, что вызывает сильное неприятие со стороны МИД Турции. Помимо этого, еще больше усугубляет ситуацию дело журналиста с двойным гражданством А.Димерчи, которому было отказано в освобождении на минувшей неделе. По данным немецкого Spiegel, со ссылкой на правозащитников, присутствовавших на заседании, даже судья, на их взгляд был настроен враждебно. Следовательно, как полагает издание, отношения Анкары и Берлина уже только из-за этих обстоятельств ждет дальнейшее охлаждение.

Наконец, Р.Т.Эрдогана всерьез раздражает активность «зеленого» депутата ФРГ турецкого происхождения Дж.Оздемира. При этом у последнего весьма своеобразный взгляд и манера критики турецких властей. Так, комментируя результаты последних по времени турецких выборов, а точнее ту часть, которая характеризовала голосование граждан республики, проживающих в ФРГ, он сравнил их с партией «Инициатива для Германии» (ИдГ).  Одновременно с этим немецкий политик турецкого происхождения высоко оценил результат Партии демократии народов (ПДН), поддерживающей курдов. По его словам, этот факт демонстрирует, что «многие люди в Турции сыты по горло режимом страха». Другим оппозиционерам он пожелал быть «шипами в плоти режима».  Реагируя на эти заявления, председатель турецкой общины Германии Г.Софуоглу сообщил, что электоральные предпочтения турецких граждан, живущих в ФРГ, объясняются тем, в условиях проживания за пределами республики, вопросы прав человека, по сути, им не важны.

Также сложности распространяются на сферу экономики. По оценкам Economist, немецкий бизнес по-прежнему скептически оценивает свои перспективы в Турции. Вместе с тем в немецкой прессе взаимоотношения с Анкарой трактуются по-разному. Экономическое издание Handelsblatt отмечает, что, несмотря на кризисные явления в турецкой экономике, предприниматели из ФРГ по-прежнему заинтересованы в контактах, поскольку в целом считают рынок страны перспективным. При этом журналисты анализируют опыт производителя автокомпонентов Aunde Group, из совокупных годовых доходов которого, составляющих около 2,5 млрд евро, на Турцию приходится около 350 млн евро. При этом компания имеет представительства в 29 странах. Другие источники трактуют ситуацию иначе, ссылаясь, прежде всего, на заявления федерального министра иностранных дел Х.Мааса. По его словам, главным препятствием для роста инвестиционной привлекательности Турции является риск стать жертвой местной судебной системы. В широком смысле это означает, что опасения в целом касаются деятельности нынешнего режима, который бизнесмены из ФРГ рассматривают как репрессивный. Об этом пишет газета Zeit.

Журнал Spiegel предпочитает анализировать исключительно экономические показатели, представленные Федерацией торговых палат Германии. Исходя из данных, обнародованных ими в ноябре, немецкие экспортеры уходят из Турции. Так, в сентябре текущего года экспорт снизился на 33 % в сравнении с аналогичными показателями 2017 г. Кроме того, издание отмечает, что немецкие бизнесмены не исключают дальнейшего проявления кризисных тенденций в экономике Турции, что будет подталкиваться сокращением частного потребления, на которое негативно воздействует инфляция, большое количество долговых обязательств в иностранной валюте и сильная зависимость от сокращающегося импорта. При этом около ¾ опрошенных представителей предпринимательского сообщества Германии называют правительственную политику Турции фактором неопределенности. Следовательно, они не только солидарны с подходом ЕБРР, но и скептически оценивают возможности властей в плане продвижения позитивных преобразований.

Таким образом, ситуация складывается патовая. С одной стороны, планы А.Меркель не продолжать политическую карьеру в некоторой степени должны служить сигналом для возможного существенного улучшения отношений, поскольку именно нынешнего канцлера считают ответственной за блокировку процесса вступления Турции в ЕС, вместо которого она предложила «особое партнерство». К примеру, аналитики турецкого проправительственного центра SETAV, отмечают, что отношения последовательно ухудшаются после отставки Г.Шредера, который, на их взгляд, «понимал Турцию». Кроме того на различных уровнях есть серьезное недовольство освещением ситуации в республике в немецких СМИ, которые, активно цитируя заявления политиков о нарушении прав человека, выставляют режим в плохом свете. При этом, как заявил в интервью немецким СМИ заместитель министра иностранных дел Турции Явуз Селим Киран, такая ситуация связана «с ростом правого популизма». А изменить тенденцию, на его взгляд, можно только скорректировав риторику немецких властей, в то время как самой Анкаре менять не нужно ничего.

Берлин придерживается такой же позиции, не желая корректировать свою линию. Более того, на фоне заявлений об уходе А.Меркель тот самый «правый популизм», который турецкие власти обвиняют в своих бедах, усиливается. Следовательно, следующий канцлер в ряде принципиальных моментов может оказаться хуже нынешнего. Таким образом, возникает ситуация, когда власти обеих сторон надеются на смену правительств, но для того, чтобы существенно изменить что-то в лучшую сторону, произойти она должна в обоих случаях, а Р.Т.Эрдоган, судя по всему, заканчивать карьеру не планирует.

62.83MB | MySQL:102 | 0,478sec