О конференции «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего». Часть 5

22-23 ноября с.г. в Анкаре состоялась Конференция под названием «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего». Продолжаем анализировать выступление на Конференции спикера самого высокого ранга с турецкой стороны — пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына, который является не просто рупором президента Р.Т.Эрдогана, но и одним из ведущих, в настоящее время, турецких мыслителей в области истории, настоящего и будущего ислама.

Напомним, что в предыдущей публикации мы остановились на подчеркнутом И. Калыном в его выступлении факте незаконности «оккупации Крыма» и об усилиях Турции по обеспечению законных прав и свобод жителей полуострова крымско-татарского происхождения.

Строго говоря, сама Турция находится в схожей ситуации с Турецкой Республикой Северного Кипра – частично признанным государством. Которое де-юре является независимым, а де-факто подмандатной турецкой территорией, финансируемой из турецкого бюджета и обороняемой ВС Турецкой Республики. РФ не признает ТРСК, как и подавляющее большинство государств мира. Впрочем, с другой стороны, Россия и не декларирует постоянно тезис о «незаконности турецкой оккупации полуострова» и не борется за обеспечение прав какой-либо из групп, к примеру – греческой или армянской, населения северной части острова. Тем не менее, вернемся в русло выступления Ибрагима Калына.

Как подчеркнул И.Калын, наличие открытых каналов связи между двумя сторонами, является важным инструментом в период возникновения различных кризисов. В частности, как он напомнил, в период 6–7-месячного «самолетного кризиса» стороны пережили период напряженности. И, к сожалению, после этого «несчастливого происшествия» в российско-турецких отношениях наблюдался серьезный откат назад, который отразился во всех областях: от экономики до туризма, от региональных вопросов до оборонной промышленности. Как отметил И.Калын, обе стороны пришли к выводу о том, что дальнейшее продолжение этого периода никому не послужит на пользу. Результатом стала возможность, после больших дипломатических усилий, по преодолению кризиса.

Здесь И.Калын берет паузу и немного интригует публику относительно того, как письмо от президента Р.Т.Эрдогана было через Узбекистан передано президенту России В.Путину. Пресс-секретарь обещает «возможно» рассказать в будущем эту неизвестную широкой публике часть истории, свидетелем которой ему, по роду службы, довелось быть.

Впрочем, И.Калын говорит о том, что даже переживая этот период напряженности они (видимо, он говорит именно за турецкую сторону, а не за обе – И.С.) были настроены оптимистично, поскольку после того, как «оба главы государства продемонстрируют свою лидирующую роль, для непреодоления кризисов не должно остаться никаких причин». Собственно, так и произошло: отношения не только были восстановлены, но и получили дополнительную динамику своего развития.

И.Калын напоминает о том, что российско-турецкие отношения были испытаны на прочность ещё один раз. В частности, указывая на убийство Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Геннадьевича Карлова 19 декабря 2016 года. И.Калын назвал это убийство провокацией, инспирированной «некоторыми кругами» и реализованной членами террористической организации Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО). Целью же было – испортить отношения между Россией и Турцией и даже полностью их саботировать.

Здесь, опять же, И.Калын делится своими личными воспоминаниями. Как он говорит, в момент убийства А.Г.Карлова он находился вместе с президентом Р.Т.Эрдоганом в Стамбуле. И.Калын вспоминает, как он немедленно позвонил Ю.В.Ушакову, «потому что уважаемого Алексея (Владимировича Ерхова, нового посла РФ в Турции – И.С.) ещё здесь не было». Потому что, по его словам, И.Калын хотел бы, чтобы эта новость, в первую очередь, была бы услышана российской стороной от них. И.Калын характеризует состояние турецкой стороны в тот момент, как «шок» от того, как такое убийство могло состояться в центре столицы страны – в Анкаре. Однако, невзирая на весь шок от случившегося, благодаря установленному в первый момент контакту между турецкой и российской сторонами, буквально в течение одного часа удалось организовать телефонный разговор между двумя президентами, после которого Р.Т.Эрдоган выступил с официальным заявлением. По словам И.Калына, это было «большое происшествие», но благодаря «политическому лидерству и проницательности уважаемого Путина» и благодаря «политической зрелости российского общества», кризис был преодолен и не была дана возможность «нашим врагам» привести в исполнение их план.

На этих примерах, пресс-секретарь демонстрирует, как российско-турецкие отношения, время от времени, проверяются на прочность. Но путем их преодоления, по его словам, являются открытые каналы связи. А вывод прост: невзирая на наличие правил функционирования системы (международных отношений – И.С.), не стоит сбрасывать со счетов и той роли, которые играют участники процесса сами по себе. В данном случае, он ведет речь о президентах Р.Т.Эрдогане и В.Путине.

52.31MB | MySQL:106 | 0,686sec