О влиянии дела Хашогги на военно-техническое сотрудничество США с Саудовской Аравией

Саудовская Аравия подписала с США межправительственное соглашение о покупке американской системы противоракетной обороны THAAD («Таад») на сумму в 15 млрд долларов. Об этом сообщил в среду 28 ноября корр. ТАСС представитель Госдепартамента США. Стороны подписали окончательный договор 26 ноября, но об этом стало известно только сейчас. «26 ноября должностные лица Саудовской Аравии и США подписали «письма с предложением и принятием предложения» — межправительственное соглашение, определяющее условия передачи» систем ПРО в рамках сделки по продаже, отметил представитель внешнеполитического ведомства. (раньше это было просто декларацией о намерениях, а сейчас это уже контракт -авт.).  Передача Соединенными Штатами военной продукции и военных услуг регулируется такого рода межправительственными соглашениями, которые в системе продажи оружия и военной техники иностранным государствам именуются письмами с предложениями и принятием предложений. Дипломат напомнил, что в октябре 2017 года Госдепартамент уведомил Конгресс США о потенциальной сделке по продаже Саудовской Аравии 44 пусковых установок THAAD, 360 ракет-перехватчиков, 16 пунктов управления и семи радаров для этих комплексов на сумму в 15 млрд долларов. «Продажа системы противоракетной обороны THAAD принесет пользу национальной безопасности США, содействуя обеспечению долгосрочной безопасности Саудовской Аравии и региона Персидского залива перед лицом растущей угрозы баллистических ракет иранского режима и поддерживаемых Ираном экстремистских группировок», — отметил представитель внешнеполитического ведомства. Таким образом, Эр-Рияд пошел на резкую уступку Вашингтону в рамках купирования скандала по делу Хашогги. Если совсем просто, то в ответ на позицию Белого дома, который открыто отказался вводить серьезные санкционные меры в отношении Эр-Рияда, саудовцы поощрили его окончательным заключением сделки. Вопрос многомиллиардных оружейных сделок был одним из главных козырей администрации Белого дома в рамках обоснования своей примирительной позиции по вопросу дела Хашогги.  И вот в последнее время над этим козырем стали сгущаться серьезные тучи. Собственно ничего удивительного в этом нет: мы с самого начала сообщали, что объявленные во время визита весной с.г. наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана в США планы по закупке КСА оружия  на 110 млрд.долларов США больше напоминали расчетливый пиар-ход, нежели чем реальные договоренности по продаже. С самого начала всей этой истории было понятно, что эти планы являются безусловной пропагандой в своей основной части: саудовская армия просто не нуждается в таком количестве оружия, и тем более саудовская экономика просто не состоянии «переварить» такие объемы. Особенно с учетом амбициозных планов кронпринца слезть с нефтяной иглы и кардинальным образом перестроить саудовскую экономику. Все это требует реформ, в рамках которых предполагается очень резкое снижение государственных субсидий   на всех направлениях. И это вызывает соответствующие социальное возмущение население страны, которое призывают оставить свой традиционный праздный образ жизни и начать работать. И не только, но и еще платить в полной мере за потребляемое электричество и воду, что, исходя из климатических условий, является для местных жителей крайне актуальной темой. В этой ситуации «закапывать» огромное количество денег на ненужное оружие, является для саудовского режима непозволительной роскошью. Даже в условиях повышения мировых цен на углеводороды, которые сейчас опять же начинают падать в рамках давления со стороны Вашингтона, что вынуждает Эр-Рияд снова «стрелять себе в ногу».  Президент США Дональд Трамп заявил, что позвонил руководству Саудовской Аравии, когда цена на нефть была 82 доллара, после чего она стала падать. Он рассказал об этом в опубликованном во вторник 28 ноября интервью газете «Вашингтон пост». И дело Хашогги в данном случае было использовано американцами в полной мере, саудовский король и его сын просто были вынуждены пойти на неудобные для себя условия игры. Сначала еще задолго до инцидента по нефти просто в рамках своих верноподданнических отношений, а сейчас — по оружию. Цена вопроса — передача трона Мухаммеду бен Сальману. При этом прямо накануне подписания  оружейного контракта появились очередные разоблачения  (рискнем предположить, что эти разоблачения сыграли роль катализатора в рамках подписания первой сделки из всего многомиллиардного пакета контрактов на закупку оружия), что заставило королевский двор откинуть с сторону все свои сомнения и соображения о целесообразности.  Все сказанное выше подтверждает и сообщения американских СМИ. По сведениям агентства Рейтер, вашингтонская администрация «предпринимала агрессивные шаги» для заключения данной сделки. Среди прочего, в конце сентября Д.Трамп специально звонил саудовскому королю Сальману бен Абдель Азиз Аль Сауду с целью обсудить этот окончательный договор. Таким образом сделка, которую стороны начали обсуждать еще в декабре 2016 года, по сути завершена. Выполнением заказа займется корпорация «Локхид Мартин» (Lockheed Martin). Отметим этот момент,  к нему вернемся ниже.

Сначала о разоблачениях. Старший советник президента США Джаред Кушнер оказывал давление на официальных лиц в Госдепартаменте и Министерстве обороны США, чтобы убедить их завысить цифры потенциальных военных контрактов с Саудовской Аравией и таким образом превознести успехи Дональда Трампа. Кушнер поспособствовал тому, чтобы без оснований заявить о сумме, на 110 млрд долларов превышающей реальные запросы Эр-Рияда, о которых он, как предполагалось, должен был объявить во время визита Трампа в 2017 году. Об этом сообщила в понедельник телекомпания Эй-би-си со ссылкой на двух действующих и трех бывших должностных лиц в Белом доме. По их словам, Кушнер, зять Трампа, предпринимал активные попытки представить первый зарубежный визит 45-го президента США в качестве безоговорочного триумфа. Глава Пентагона Джеймс Мэттис тогда согласился с посылом Кушнера и завизировал проект меморандума о намерениях, подписанный впоследствии с Саудовской Аравией, пояснила Эй-би-си. По данным источников телекомпании, в Пентагоне первоначально сообщили советнику президента, что США могут рассчитывать на готовность Эр-Рияда закупить американские вооружения не более чем на 15 млрд долларов. Речь шла главным образом о поставках систем ПРО THAAD и обслуживании иных систем, однако даже этот заказ пока не реализован, уточняет Эй-би-си. Кушнера подлинные выкладки не впечатлили. «Нам нужно продать им как можно больше», — приводит источник телекомпании заявление советника, сделанное на заседании Совета национальной безопасности (СНБ) при Белом доме, состоявшемся за несколько недель до визита Трампа в Эр-Рияд в мае 2017 года. Как сообщил в октябре генерал-лейтенант Чарльз Хупер, возглавляющий управление по безопасности и сотрудничеству Минобороны США, в 2018 финансовом году (завершился 30 сентября) Госдепартамент выдал разрешения на совершение потенциальных сделок по линии поставок продукции военного назначения иностранным государствам (FMS) на сумму около 70 млрд долларов. Эти разрешения можно считать списком возможных соглашений, которые Госдепартамент США одобрил. Если Конгресс не возражает, то по этим потенциальным сделкам затем идут переговоры и формируется портфель заказов. Среди этих запросов — просьба Саудовской Аравии о поставках системы ПРО THAAD (15 млрд долларов). И это пока все, на что готовы пойти саудовцы прежде всего по жестким экономическим резонам в рамках купирования скандала с убийством Джамаля Хашогги. Этот контракт, кстати, снимает все вопросы и разговоры в отношении приобретения Эр-Риядом российских С-400.

Что же касается участия именно «Мартин Локхид» в реализации этого контракта, то и на это есть свои резоны. Помимо, разумеется, чисто технических. Таким образом Белый дом пытается «заткнуть рот» недовольным сенаторам. Или, по крайней мере, снизить их число.  Влиятельный американский сенатор Линдси Грэм (республиканец от штата Южная Каролина) пригрозил воздерживаться от голосования по важнейшим вопросам в верхней палате Конгресса США, пока директор ЦРУ Джина Хэспел не проведет брифинг по поводу убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Об этом, как сообщает агентство Рейтер, Грэм заявил в среду по итогам закрытого брифинга по той же теме госсекретаря Майкла Помпео и министра обороны Джеймса Мэттиса. Сенатор выразил возмущение тем, что глава ЦРУ, подчиняясь распоряжению Белого дома, не присоединилась к Помпео и Мэттису в среду в Сенате Конгресса. «Я не буду терпеть того, чтобы мне не позволяли получать от ЦРУ, за деятельностью которого мы осуществляем надзор, оценочные сведения, которые могут подкреплять или нет мое мнение, что это [убийство Хашогги] никогда бы не произошло без Мухаммеда бен Сальмана», — пояснил Грэм, имея в виду наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда Если информация ЦРУ подтвердит такие опасения, то США «больше не станут вести, как обычно, дела с Саудовской Аравией», — предупредил сенатор. «Я имею в виду любое ключевое голосование, любую вещь, для которой потребуюсь я. Я не буду делать ничего, пока мы не услышим ЦРУ», — добавил Грэм, подтвердив, что довел свою точку зрения до президента США Дональда Трампа. Коллега республиканца сенатор Дик Дурбин (демократ от штата Иллинойс) ранее назвал брифинг Помпео и Мэттиса неубедительным ввиду отсутствия Хэспел. Как сообщал обозреватель турецкой газеты «Хюрриет» Абдулкадир Селви со ссылкой на собственные источники, ЦРУ располагает записью телефонного разговора наследного принца Саудовской Аравии, на которой тот отдает приказ»как можно скорее заставить замолчать [журналиста] Джамаля Хашогги». По данным журналиста, глава ЦРУ Джина Хэспел во время визита в Анкару в прошлом месяце сообщила о наличии записи телефонного разговора наследного принца с его братом, послом королевства в США Халидом бен Сальманом. В разговоре они якобы обсуждали Хашогги и высказывали недовольство его публикациями. В этой связи отметим, что намеренный отвод директора ЦРУ от этого брифинга был предпринят американской администрацией именно с учетом этого факта. Все дело в присяге о готовности говорить правду, которую чиновники дают в Сенате перед любыми слушаниями и брифингами. Помпео и Мэттис (как впрочем и сам Трамп) категорически отказались слушать эти записи ровно по этой причине, а совсем не из-за тонкой душевной организации. Нарушение этой присяги считается в США однозначным серьезным правонарушением, за которым следует, как минимум, отставка. Так вот, Л.Грэм очень четко сейчас обыгрывает этот момент, поскольку Хэспел эти пленки слушала, а значит на любых брифингах должна будет под присягой эти услышанные сведения изложить. Или уйти в отставку, что скорее.    В чем интерес Л.Грэма? Линдси Грэм, сенатор-республиканец от Северной Каролины и один из самых откровенных критиков в Конгрессе по вопросу дела Хашогги, является человеком «Локхид Мартина» в Сенате и близок к бывшему руководству Саудовской Аравии (а их представителей наследник саудовского престола сильно обидел в рамках своей антикоррупционной кампании). «Локхид Мартин» является главным спонсором его предвыборных кампаний, в первую очередь через комитет политических действий Фонда будущего Америки. Именно в его избирательном округе располагается  завод, на котором делают самолеты F-16 для Бахрейна. Завод делал бы самолеты и для Саудовской Аравии, если бы Эр-Рияд их заказал.  И вот теперь при общем удовлетворении интереса своего главного спонсора в рамках подписания  сделки по ПРО THAAD сенатор хочет заключения такой же сделки на поставки КСА F-16. То, что «Локхид Мартин» крупный контракт уже заключил, совершенно однозначно такой напор Л.Грэма значительно минимизирует, но он будет стараться выжать из этой ситуации максимум. При этом о том, чтобы реально «утопить» Хэспел речи уже не идет. На самом деле «Локхид Мартин», «Райтеон» и «Нортроп Грумман» некоторое время были крайне разочарованы позицией  наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. Клан короля Сальмана бен Абдель Азиза пообещал, что будут контракты для оборонной промышленности США, но за последние два года он отклонил ряд американских сделок, потому что они не отвечали требованиям американского законодательства передачи технологий Саудовской Аравии. В этой связи саудовцы даже обратились к другим альтернативным поставщикам, чтобы не полагаться исключительно на США. Недавний скандал с Хашогги дал рычаги давления для США, в том числе и в рамках большей гибкости в передаче КСА передовых оборонных технологий. Таким образом, смерть Хашогги означает по факту конец стремления Эр-Рияда к большей военной независимости. При этом с учетом несомненных репутационных рисков сам Трамп старается максимально дистанцироваться от прямых контактов с наследным принцем. График президента США Дональда Трампа не предусматривает двусторонней встречи с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом на полях саммита G20 в Аргентине. Об этом  28 ноября заявил помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон во время брифинга для журналистов в Белом доме. «Нет. График двусторонних встреч переполнен в настоящее время. Будут проведены только те [встречи], что я обозначил», — ответил он на вопрос о возможности встречи Трампа с наследным принцем Саудовской Аравии. Болтон также добавил, что, помимо встреч с лидерами России, Аргентины, Японии, Германии и Китая, запланированы встречи с главами Южной Кореи, Турции и Индии.

Из всего сказанного следует два момента, которые объясняют позицию Белого дома по делу Хашогги. Это нефть и оружие, если грубо. Чисто бизнес, и ничего государственного и правозащитного. Третий момент — стремление сохранить КСА в обойме своих региональных союзников.   Власти США должны сохранить Саудовскую Аравию в числе своих союзников, чтобы не допустить ее сближения с Россией и Китаем. Об этом госсекретарь Майкл Помпео заявил в 29 ноября на закрытом брифинге для Сената Конгресса США. Несекретная версия его вступительного слова была распространена пресс-службой ведомства. «Мы хотим, чтобы Саудовская Аравия осталась в числе американских союзников, потому что альтернативой станет ее сближение с Китаем и Россией», — заявил госсекретарь. «[Наследный принц Саудовской Аравии] Мухаммед бен Сальман и [президент России Владимир] Путин заключили в этом году соглашения о сотрудничестве по газу и нефти. Россия очень агрессивно предлагает Эр-Рияду приобрести С-400. Россия также конкурирует в заключение ядерных проектов», — утверждает глава Госдепартамента. «Китай сильно зависит от саудовской нефти. Они подписали соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере», — считает Помпео. «Саудовская Аравия вкладывает миллионы долларов в борьбу возглавляемой США коалиции с «Исламским государством» (запрещенная в РФ террористическая группировка) и другими террористическими организациями», — подчеркнул он. Рискнем предположить, что серьезных опасений о усилении влияния КНР и РФ в КСА в Вашингтоне не испытывают. Там испытывают опасение только по причине начала  дестабилизации внутри самого КСА в случае ухода наследного принца в политическое небытие и соответственно резкого роста мировых цен на нефть.

Заявленной темой этого брифинга была также  гражданская война в Йемене, в которой участвует возглавляемая Саудовской Аравией коалиция, поддержку которой оказывает Вашингтон. Отказ Вашингтона от роли, которую он играет в конфликте в Йемене, может привести к росту влияния в этой стране террористической группировки «Исламское государство» и появлению там нового «халифата», как это было в Ираке и Сирии. Об этом заявил в среду госсекретарь Майкл Помпео на закрытом брифинге для Сената Конгресса США.  «В Йемене также присутствуют сторонники ИГ, которые появились там в 2014 году. Несмотря на то, что присутствие ИГ небольшое — всего несколько сотен боевиков — их ряды могут быстро расшириться, если мы уйдем. Я знаю, что никто из присутствующих не хотел бы вести войну с еще одним потенциальным халифатом, как это было в Ираке и Сирии», — обратился он к сенаторам. Сразу отметим, что эти доводы Помпео не выдерживают никакой критики. В Йемене нет и не было никакой серьезной силы в лице ИГ, если не считать каких-то видероликов три года назад, которые были обнародованы с целью продемонстрировать боевой потенциал йеменских сторонников ИГ. Далее прыжков с автоматами перед камерой десятка человек в масках дело не пошло, и никакой внятной активности с тех пор эта группа не проводила. При этом, если вы спросите любого йеменца о наличии ИГ на территории страны, то он сильно удивиться. Главным моментом в этой связи является тот факт, что в Йемене на среднесрочную перспективу отсутствуют какие-либо предпосылки для возникновения такой крайней кульминации суннитского недовольства, как ИГ. В Йемене на сегодня существует несколько центров силы. Это прежде всего хоуситы, которые являются зейдитами и полагают себя наследниками последнего имама. Это исламисткая партия «Ислах» (йеменский аналог движения «Братья-мусульмане»), во главе которой стоит зейдитский клан Ахмар (хоуситы обвиняют их в убийстве последнего имама; в этом корень их противоречий), а основную силу составляют суннитские племена  Хашед. Они занимают сейчас выжидательную позицию, предпочитая не воевать, а накапливать силы для решающей драки за власть. Есть сунниты с юга, значительную часть которых составляют представители племенного клана Бакиль, и среди которых много сторонников Йеменской социалистической партии. Они выступают за государственную независимость Южного Йемена в границах бывшей НДРЙ и находятся под плотным контролем ОАЭ. Они же сейчас пытаются реанимировать и инкорпорировать во власть представителей зейдитского клана экс-президента А.А.Салеха с целью создания своего доминиона на юге страны. Это те силы, которые реально «заказывают» сейчас «музыку» в Йемене. Есть еще силы реально слабого  «законного президента» А.М.Хади и «Аль-Каида Аравийского полуострова» (АКАП). Обе эти силы поддерживаются КСА, и используются Эр-Риядом для того, чтобы укрепить свое влияние в Йемене. Если кто-то сомневается в том, что АКАП курируется непосредственно Управлением общей разведки (УОР) КСА, то рекомендуем ему обратиться к публичным откровениям бывшего директора ЦРУ США Д.Бреннона. Он долгое время возглавлял саудовскую резидентуру ЦРУ США и знает, что говорит. В этой связи констатируем, что в Йемене сейчас нет никаких предпосылок для возникновения ИГ и образования единого «халифата».

52.3MB | MySQL:103 | 0,570sec