О конференции «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего». Часть 7

22-23 ноября с.г. в Анкаре состоялась Конференция под названием «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего». Продолжаем анализировать выступление на Конференции спикера самого высокого ранга с турецкой стороны — пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына, который является не просто рупором президента Р.Т.Эрдогана, но и одним из ведущих, в настоящее время, турецких мыслителей в области истории, настоящего и будущего ислама.

В своей речи И.Калын, буквально за полчаса, ответил на все или большинство ключевых вопросов, касающихся современной внешней политики Турции.

Напомним, что в предыдущей публикации мы остановились на том большом давлении, с которым Турция столкнулась в вопросе приобретения у России систем ПВО С-400, а также трансфера российских технологий в Турцию (нет сомнений в том, что и с российской стороны эта сделка смотрится, как минимум, в качестве «смелой», а, как максимум, «не слишком последовательной» с учётом той консервативной позиции, которую занимала, на протяжении целого ряда лет, Россия в отношении поставок странам – членам НАТО «чувствительных» военных технологий – И.С.).

Касаясь предыстории этого вопроса, И.Калын напоминает о тех длинных переговорах, которые в прошлом велись между Турцией и США по вопросу закупки американских противоракетных комплексов «Пэтриот». Как говорит турецкий пресс-секретарь, встречи проводились с американскими представителями частного бизнеса, государства, Конгресса и т.д. Причем речь шла не только о закупке системы «Пэтриот», речь шла о целом комплексе потребностей для обеспечения обороноспособности Турецкой Республики и для развития оборонно-промышленного комплекса страны. Длительность этих переговоров, по словам И.Калына, исчисляется годами.

Однако, как отметил И.Калын, когда стало понятно, что эти переговоры не приводят к результату, президент Р.Т.Эрдоган ввел в повестку дня новый взгляд на вопрос. Процитируем: «Возьмем и соберем ото всех на международном рынке (технико-коммерческие – И.С.) предложения. Получим от русских, американцев, китайцев, итальянцев, французов. И через систему объективных критериев, как вы знаете — связанных с системой ракетной обороны, были проведены торги. И поскольку в них самое лучшее предложение поступило от российской стороны, было достигнуто соглашение по С-400».

Как отметил пресс-секретарь, ближе к октябрю – ноябрю следующего года первые батареи С-400 будут поставлены Турции. При этом, подчеркнул И.Калын и наличие второй фазы проекта, подразумевающей совместное производство двумя сторонами систем С-400. Процитируем: «С турецкой точки зрения это – крайне важный проект. Не менее важным, чем создание над Турцией щита безопасности, является трансфер Турции технологий».

И.Калын с удовлетворением отметил «горячий подход русских друзей к сотрудничеству», однако, по его словам, турецкая сторона, к сожалению, не увидела аналогичного подхода со стороны «американских друзей» по вопросу системы «Пэтриот».

Другим, идущим параллельно сделке по С-400, переговорным процессом, турецкий пресс-секретарь назвал совместный французско-итальянский проект Eurosam противоракетного комплекса SAMP/T. Как отметил И. Калын, в настоящее время турецкой стороной предпринимаются усилия по ускорению этого медленно идущего процесса. После того, как только этот проект станет реальностью, Турция от европейского консорциума получит ноу-хау в сфере оборонно-промышленного комплекса и ракетной обороны.

Аналогичным образом, если удастся договориться по «Пэтриотам», то как подчеркнул пресс-секретарь президента Турции, могут быть приобретены и они: «Наши потребности в сфере ракетной обороны являются широкими. У нас протяженные границы. Турция – большая страна. Мы не находимся в том положении, чтобы удовлетворять все свои потребности из одного источника. По правде говоря, с самого начала нашим подходом являлась диверсификация источников. И в этом смысле, если к нам поступит хорошее предложение, не только в смысле закупки, но и в плане совместного производства и трансфера технологий, Турция оценит его со всей серьезностью» (разумеется, при этом существует вопрос совместимости систем и выстраивания из них единой системы обеспечения обороноспособности страны – И.С.).

Как резюмирует И.Калын, таким образом, оценивать сделку по С-400 в качестве «части большой политики по отдалению Турции от Запада» является принципиально неправильным: «Турция не находится в безальтернативном состоянии. Турция – не та страна, которая может быть «заперта» в рамках одной страны, одной технологии, одной союзнической системы». Напротив, как он подчеркнул, ввиду своего географического положения, Турция, имея доступ к «3-4 континентам», и как страна, которая вынуждена заниматься множеством «глобальных историй», должна создавать альтернативы и выступать с собственными инициативами. И, в который раз, пресс-секретарь И. Калын подчеркнул необходимость оценки российско-турецкой сделки по системам С-400 именно с этих позиций.

Оборотной стороной этой сделки, И.Калын назвал появляющиеся, время от времени, в западной прессе заявления о том, что с приобретением систем С-400 Турция перейдет к агрессивному подходу. Такие заявления И.Калын назвал безответственными, поскольку, как он напомнил, С-400 – оборонительная система, которая создается для устранения угроз, направленных против Турции: «У нас нет возможности с её помощью атаковать другие страны» (строго говоря, не совсем так: эффективная система ПВО — «щит над Турцией» — повышает возможности страны и в плане атакующих действий; разумеется, это – чисто теоретическая ремарка – И.С.).

52.33MB | MySQL:106 | 0,649sec