Обзор некоторых разработок оборонно-промышленного комплекса Пакистана, представленных на выставке IDEAS-2018

Колесная и гусеничная бронетехника

На прошедшей в период с 27 по 30 ноября 2018 г. выставке вооружений и военной техники IDEAS 2018 (г.Карачи, Пакистан) предприятия национального оборонно-промышленного комплекса представили новые разработки в области колесной и гусеничной бронетехники. Так, ведущая оружейная компания Heavy Industries Taxila в сотрудничестве с Cavalier Group представила вниманию специалистов обновленную версию колесной взрывостойкой бронемашины под обозначением HAMZA.

Китайские специалисты отмечают, что пакистанские производители позиционируют свой бронированный автомобиль как полноценный бронетранспортер для пехоты, однако подобный подход вызывает некоторое недоумение, поскольку конструктивно в бортах машины присутствует большое количество бронированных стекол, которые хотя и увеличивают обзорность для десанта, но при этом отрицательно влияют на общую прочность V-образного бронированного корпуса. Единственное обстоятельство, которое позволяет пакистанским оружейникам делать подобные заявления, это версия машины с необитаемой телеуправляемой башней, оснащенной автоматической пушкой калибра 25 мм и спаренным пулеметом.

В условиях систематического применения ручных противотанковых гранатометов и противотанковых управляемых ракет для защиты бронемашины (в базовой модификации отвечает требованиям стандарта STANAG 4569 по 4 классу)  необходимо размещения либо дополнительных керамических бронепакетов, либо установка комплексов активной защиты. В противном случае, при обстреле бронемашина не обеспечит защиту военнослужащим.

В стандартной версии рассматриваемая бронемашина выдерживает попадание пуль калибра 14,5 мм в любую проекцию и подрыв СВУ мощностью до 10 кг в тротиловом эквиваленте под колесом. Известно, что HAMZA предназначена для перевозки 10 военнослужащих десанта, а экипаж машины включает механика-водителя, командира и стрелка, который располагает пулеметом калибра 12,7 мм или менее. Стрелок может использовать только две составные части распашного люка для собственной защиты от обстрела.

В отношении маневренных возможностей бронемашины известно, что при снаряженной массе 22 тонны (полезная нагрузка 7 тонн) она способна развивать максимальную скорость по дороге с твердым покрытием 110 км/ч, а запас хода составляет 500 км. В качестве силовой установки пакистанские конструкторы используют шестицилиндровый турбированный дизельный двигатель ISM500 от американской компании Cummins, который передает крутящий момент на автоматическую коробку передач от компании Allison.

Следует отметить, что такие бронемашины получили достаточно большую популярность в странах со сложной военно-политической и криминогенной/террористической обстановкой. В качестве примера можно привести эпизод с подрывом патрульной взрывостойкой бронемашины CS/VP3 c военнослужащими ВС Кении на СВУ мощностью эквивалентной 30 кг тротила. Известно, что хотя конструкция машины рассчитана на подрыв СВУ массой до 8 кг под днищем или 16 кг под колесом, однако даже после того, как сработало устройство указанной массы все члены экипажа остались живы, хотя и получили повреждения разной степени тяжести.

Одновременно с рассмотренной бронемашиной на стенде Heavy Industries Taxila была представлена боевая машина пехоты под обозначением VIPER» Анализ фото- и видеоматериалов позволяет утверждать, что базовой платформой для данной БМП является американский бронированный гусеничный транспортер М113, на который установили необитаемую башню (вполне вероятно китайского производства) с автоматической пушкой калибра 30 мм, спаренным пулеметом калибра 7,62 мм и двумя пусковыми контейнерами для ПТУР «Корнет» (размещены слева от пушки).

Следует отметить, что экипаж БМП сокращен до двух военнослужащих – механик-водитель и стрелок. Оба члена экипажа преимущественно наблюдают за обстановкой и выполняют задачи благодаря широкоформатным мониторам. В бронированном корпусе предусмотрено 10 мест для размещения десанта  — установлены взрывостойкие кресла с четырехточечными ремнями безопасности. По данным китайских источников, БМП VIPER в ближайшее время будет передана на испытания и по их результатам будет принято решение о ее принятии на вооружении или дальнейшем продвижении на внешнем рынке.

 

Беспилотные летательные аппараты

Как сообщают китайские источники, в последнее время пакистанские государственные и частные компании все больше усилий уделяют разработке беспилотных летательных аппаратов разведывательного и разведывательно-ударного класса. В настоящее время в Пакистане задачи по совершенствованию импортных и конструированию собственных образцов работают следующие компании: NASSCO, Global Industrial and Defence Solutions, Integrated Dynamics, Pakistan Aeronautical Complex, Air Weapons Company, National Development Complex, East West Infinity, SATUMA.

Первая компания из этого списка известна как лицензионный производитель легкого разведывательно-ударного БПЛА «Буррак», который является адаптированной копией китайского «Радуга-3». Известно, что пакистанские военные периодически и с достаточно высокой эффективностью применяют данные БПЛА для борьбы с исламистами в ходе специальных операций.

В рамках выставки IDEAS-2018 компания Global Industrial and Defence Solutions представила свою новую разработку – разведывательно-ударный БПЛА под обозначением Uqaab, который поступит на вооружение подразделений безопасности, формируемых для защиты и охраны объектов «Китайско-пакистанского  экономического коридора».  Кроме того, данные БПЛА будут приняты на вооружение подразделений СВ ВС Пакистана, которые осуществляют прикрытие государственной границы в провинции Белуджистан.

Известно, что продолжительность полета аппарата составляет 15 часов, а максимальная дальность полета ограничена возможностями системы управления со стационарного поста – 250 км. По данным китайских специалистов, рассматриваемый БПЛА имеет грузоподъемность 1000 кг, т.е. может быть вооружен тяжелыми управляемыми противотанковыми ракетами типа AR-1 или малокалиберными высокоточными корректируемыми бомбами массой до 100 кг каждая. В настоящее время в КНР налажен выпуск таких авиационных средств поражения, которые вполне доступны по цене.

Также на стенде компании был выставлен разведывательный БПЛА под обозначением Shahpar, который по внешнему виду напоминает «Радугу-3» в ранней версии, однако основным отличием является то, что пакистанские конструкторы  вынесли приемо-передающую антенну систему спутниковой навигации за пределы корпуса и разместили ее в специальном обтекателе. По данным из открытых источников, продолжительность полета БПЛА Shahpar составляет всего 7 часов, а практический потолок этого разведывательного дрона составляет 5181 м.

Упомянутые выше компании осуществляют выпуск БПЛА под обозначением Mishak Mk1, TJ-1000, Vision Mk.1 Mk.2, Tornado, Border Eagle, Hornet, Hawk, Vector, Heliquad, Jasoos, Mukhbar, Bazz, Ababeel. Конечно, часть этих разработок выполнена благодаря копированию и тщательному анализу опыта иностранных – китайских и европейских  компаний.

В дополнение к вышесказанному отметим, что недостаточное количество БПЛА у ВС и специальных служб Пакистана не позволяет организовать круглосуточное эшелонированное наблюдение за линией государственной границы с Афганистаном и Ираном. Вполне вероятно, что при наличии воздушного наблюдения пакистанские спецслужбы смогли бы предупредить иранских пограничников о засаде, устроенной неизвестными лицами, в результате которой погибло восемь иранских военнослужащих, шесть бойцов КСИР и еще два сотрудника иранской контрразведки.

52.71MB | MySQL:104 | 0,345sec