К вопросу о публикации на сайте института ANKA, посвященной крымским татарам. Часть 4

27 ноября с.г. на сайте анкарского Института ANKA – относительно молодого мозгового центра, созданного в турецкой столице в конце 2015 года инициативной группой, которая включает бывших турецких военнослужащих и бюрократов, была опубликована статья под заголовком «Если Путин не признает решения Европейского суда по правам человека, то кто защитит права крымских турок». Продолжаем обзор этой публикации, автором которой стал проф. д.н. Анкарского университета, бывший государственный чиновник Рыдван Карлук.

Напомним, что в предыдущем материале мы остановились на том факте, что турецкое руководство, а выражаясь конкретнее – президент Р.Т.Эрдоган, заявил недавно о том, что решение Европейского суда по правам человека, требующее освобождения из-под стражи бывшего сопредседателя прокурдской Партии демократии народов С Демирташа, не является обязывающим для Турецкой Республики. Что вступает в противоречие не только с международными обязательствами Турции, но и с Конституцией страны, говорящей о верховенстве международного права, когда речь идет о правах и свободах личности.

Более того, как можно понять автора, подобное решение лишает Турцию свободы маневра по одному из важных для страны вопросов – вопросу крымских татар, чьи права Турция настойчиво пытается отстаивать и от чьего имени она пытается выступать в отношениях с Россией. 25 сентября 2017 года, как указывает автор, Европейский суд по правам человека принял резолюцию в отношении России.

Прежде чем привести выдержку из текста документа, внесем ясность, что речь идет не о ЕСПЧ, а о Совете по правам человека ООН.

Приведенные ниже формулировки предваряются следующим образом, четко указывающим на рекомендательный статус документа: «С целью улучшения ситуации с правами человека в Крыма Управление Верховного комиссара ООН по правам человека рекомендует Правительству Российской Федерации». И далее следуют приведенные ниже рекомендации (официальным языком документа является единственно английский, приведенный ниже перевод – неофициальный):

a) Поддерживать права человека в Крыму для всех и соблюдать обязательства, которые применяются к оккупационной власти в соответствии с положениями международного гуманитарного права;

b) Обеспечить надлежащий и беспрепятственный доступ международных миссий по наблюдению за соблюдением прав человека и неправительственных организаций по правам человека в Крым в соответствии с резолюцией 71/205 Генеральной Ассамблеи;

c) Применять украинские законы в Крыму в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи 68/262 и 71/205;

d) Обеспечивать подотчетность за нарушения прав человека и злоупотребления посредством эффективного расследования утверждений о жестоком обращении, пытках, похищениях, исчезновениях и убийствах с участием сотрудников сил безопасности и самообороны Крыма; привлекать виновных к ответственности и обеспечивать возмещение жертвам;

e) Соблюдать запрет международного гуманитарного права на принуждение жителей оккупированной территории Крыма служить в вооруженных силах Российской Федерации и депортировать или передавать части гражданского населения Российской Федерации в Крым; возвращение в Крым всех защищенных лиц, переведенных на территорию Российской Федерации;

f) Обеспечить независимое и беспристрастное отправление правосудия, в том числе, надлежащие процедуры и права на справедливое судебное разбирательство, и что лица, лишенные свободы, получают выгоду от всех правовых гарантий, включая равное отношение к закону, право не подвергаться произвольному задержанию, презумпцию невиновности и запрет на самообвинение;

g) Прекратить практику обратного применения уголовных законов к действиям, совершенным до оккупации Крыма, и воздерживаться от использования правоохранительных органов и системы правосудия для давления и запугивания противников;

h) Поддерживать право защитника выполнять свои профессиональные функции без запугивания, преследования или ненадлежащего вмешательства

i) Прекратить практику изъятия признаний виновных лиц, содержащихся под стражей, путем угроз, пыток или жестокого обращения и воздерживаться от таких видов практики, как принудительная психиатрическая госпитализация, которая может представлять собой жестокое обращение;

j) Обеспечивать адекватную медицинскую помощь всем лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, независимо от их гражданства или по любым другим основаниям;

k) обеспечить беспрепятственную свободу передвижения в и из Крыма и прекратить депортацию жителей Крыма в соответствии с иммиграционными правилами Российской Федерации;

l) Обеспечить, чтобы любое лицо и группа в Крыму осуществляли права на свободу выражения мнений, мирных собраний, ассоциаций, мысли, совести и религии без какой-либо дискриминации, включая расу, национальность, политические взгляды или этническую принадлежность;

m) Прекратить применение законодательства об экстремизме, терроризме и сепаратизме для криминализации свободы слова и мирного поведения, а также освободить всех арестованных и обвиняемых в выражении несогласных мнений, в том числе, относительно статуса Крыма;

n) Разрешить создание независимых и плюралистических средств массовой информации, в том числе, представителей меньшинств, и воздерживаться от юридических и административных препятствий при их регистрации или эксплуатации;

o) Прекратить действия полиции, в том числе обыски домов, призывы, задержания, взятие образцов ДНК, непропорционально нацеленные на членов крымскотатарской общины;

p) Снять любые ограничения на способность крымскотатарской общины сохранять свои представительные учреждения, в том числе, Меджлис;

q) Обеспечить доступность образования на украинском языке и дать возможность всем этническим общинам в Крыму, в том числе крымским татарам и украинцам, поддерживать и развивать свою культуру, традиции и самобытность и отмечать важные события;

r) Обеспечить доступ всех граждан Крыма, в том числе без паспортов Российской Федерации, к трудоустройству, медицинскому обслуживанию, имущественным и общественным услугам без дискриминации;

s) Закончить запрет на использование заместительной поддерживающей терапии (SMT) для пациентов, страдающих наркотической зависимостью;

t) Уважать право собственности и запрет на конфискацию частной собственности; обеспечить безопасность владения крымскими татарами, создав механизм, способствующий признанию их имущественных прав.

Перечислив все эти пункты, которые должны произвести на неподготовленных турецких читателей устрашающий характер, которые воображают уже себе Крым в виде «гетто-полуострова», автор напоминает, что в Турции живут «сотни тысяч крымских тюрок». Процитируем: «Они, прикладывая усилия к тому, чтобы предотвратить нарушение прав человека в отношении своих крымских соплеменников, негативно встретят решение Путина о несоблюдении решений ЕСПЧ» (опять же подчеркнем, что приведенная выше резолюция выражает взгляд СПЧ ООН на ситуацию в Крыму, мягко говоря, небесспорный, а выводы носят для РФ рекомендательный характер; это не решение ЕСПЧ, как его пытается подать автор).

Автор сообщает о том, что лидер «крымско-татарских тюрок» (обращаем внимание на этот оборот, введенный автором вместо привычных «крымских татар»), уполномоченный по делам крымских татар со стороны президента Украины, депутат Мустафа Абдулджемиль Кырымоглу, 4 июля 2017 года побывал в Анкаре, где провел встречу с послами Украины и Польши. На этой встрече были затронуты вопросы нарушения прав человека в отношении народов Крыма, находящегося «под российской оккупацией» (само себе показательно, что в качестве площадки для этой встречи была выбрана именно Турция).

52.21MB | MySQL:103 | 0,452sec