Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 ноября – 2 декабря 2018 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты различной интенсивности продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии и Сомали. 28-29 ноября в Астане прошла очередная международная встреча по Сирии. Правительство Йемена и повстанцы-хоуситы 1 декабря подтвердили намерение участвовать в предстоящих в декабре консультациях по урегулированию ситуации в стране, которые должны пройти в Швеции.

В 11-й международной встреча по Сирии в Астане, состоявшейся 28-29 ноября, участвовали делегации сирийского правительства и оппозиции, стран — гарантов астанинского процесса (РФ, Иран, Турция), наблюдатели от ООН и Иордания, а также спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура. Участники встречи «подробно рассмотрели обстановку в идлибской зоне деэскалации и подтвердили готовность полностью выполнять меморандум о стабилизации в Идлибе от 17 сентября 2018 года». В этой связи была выражена «обеспокоенность продолжающимися нарушениями режима прекращения боевых действий» и заявлено, что страны — гаранты будут наращивать усилия по обеспечению соблюдения перемирия, в том числе путем улучшения работы совместного ирано-российско-турецкого координационного центра. При этом зона деэскалации под Идлибом не должна подрывать суверенитет независимость, единство и территориальную целостность Сирии. Участники встречи не смогли определиться со сроками создания сирийского конституционного комитета. Сирийская сторона обвинила Турцию в невыполнении принятых на себя обязательств, что привело к ухудшению ситуации в Идлибе. 12-я международная встреча по Сирии пройдет в Астане в начале февраля 2019 г. С. де Мистура заявил, что намерен добиться формирования сирийского конституционного комитета до 31 декабря 2018 г.

Тем временем в южной части провинции Идлиб и на севере соседней провинции Хама продолжаются перестрелки между сирийской правительственной армией и радикальными исламистами.

Ситуация в Идлибе неоднократно обсуждалась на минувшей неделе президентами России и Турции В. Путиным и Р. Т. Эрдоганом. В. Путин заявил, что ситуация в этой сирийской провинции беспокоит Россию, «мы видим, что там пока не все удается нашим турецких партнерам, но они работают, это правда». Президент РФ говорил о необходимости более энергичных мер по выполнению договоренности по Идлибу, «мер для того, чтобы не допустить в дальнейшем таких случаев, которые имели место недавно по обстрелу Алеппо, в том числе с применением снарядов, несущих газ». В. Путин подчеркнул, что химатака в Алеппо не должна остаться безнаказанной. Р. Т. Эрдоган указал на стремление Турции «продолжать работу в Идлибе совместно с Россией». Во время встречи в Буэнос-Айресе на полях саммита «двадцатки» В. Путин и Р. Т. Эрдоган согласовали шаги по выполнению договоренности о демилитаризованной зоне в провинции Идлиб.

29 ноября представители Минобороны РФ сообщили о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) готовят нападение на опорные пункты преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» в провинции Дейр-эз-Зор с применением химоружия. Отмечается, что террористы рассчитывают на то, что в проведении атаки США обвинят сирийскую армию. Кроме того, по информации МО РФ, сирийские боевики готовят очередную провокацию с использованием отравляющих веществ на севере провинции Хама.

США возводят наблюдательные пункты на северо-востоке Сирии близ сирийско-турецкой границы, чтобы, как заявили в Пентагоне, отрезать пути отступления в Турцию для боевиков ИГ.

Террористические организации, которые находятся к востоку от реки Евфрат, представляют наиболее серьезную угрозу политическому урегулированию в Сирии, заявил 27 ноября Совет национальной безопасности Турции. Президент Турции Р. Т. Эрдоган вновь пообещал очистить в ближайшее время от террористов территории в Сирии к востоку от реки Евфрат.

Вечером 29 ноября израильская армия нанесли серию ракетных ударов по военным объектам на территории Сирии. В Дамаске сообщили, что силы ПВО САР поразили несколько ракет к западу и югу от Дамаска.

Президент В. Путин сообщил 1 декабря, что работа по формированию конституционного комитета Сирии продвигается, несмотря на то, что она сложная и требуется постоянных консультаций.

Президенты Турции и США Р. Т. Эрдоган и Д. Трамп 1 декабря обсудили на встрече в Аргентине ситуацию в Сирии, в том числе в районе Манбидж и в провинции Идлиб.

29 ноября спецпредставитель Госдепартамента США по Сирии Дж. Джеффери заявил, что Вашингтон привержен полному разгрому в Сирии террористов ИГ, полному выводу всех сил под командованием Ирана с территории САР, а также добивается «изменения природы поведения» нынешнего сирийского правительства, «поскольку без таких изменений мы не увидим окончания этого конфликта». По словам Дж. Джеффери, большая часть международного сообщества не поддержала бы усилия США по смене режима в Сирии, хотя президент Б. Асад «является наихудшим человеком во власти в любом месте». Дипломат считает вывод американских войск с территории Сирии преждевременным, так как это способствовало бы возвращению террористической ИГ, а также поставил под угрозу безопасность Израиля, Иордании и Турции. США также будут блокировать любую помощь правительству Сирии на цели восстановления до тех пор, пока оно не начнет делать вклад в политическое урегулирование конфликта.

26 ноября президент САР Б. Асад сменил девять министров, в том числе главу МВД. Им стал генерал М. Х. Рахмон. Асад учредил также Комитет по национальному примирению при правительстве САР, руководить которым будет госминистр по национальному примирению А. Хейдар. Кроме того, президент назначил нового губернатора провинции Дамаск. Им стал А. А. аль-Альби. Свои посты сохранили главы МИД и Минобороны.

Правительство Йемена и повстанцы-хоуситы 1 декабря подтвердили свое намерение участвовать в предстоящих в декабре консультациях в Швеции по урегулированию кризиса в стране. Йеменские стороны также высказались в поддержку гуманитарной операции, проводимой в республике. Между тем в Ходейде — главном портовом городе на побережье Красного моря — продолжаются ожесточенные бои между силами хоуситов и правительственными войсками, поддерживаемыми арабской коалицией во главе с КСА.

27-28 ноября в Женеве прошла международная конференция по Афганистану, в работе которой участвовали представители 61 страны и 35 международных организаций. Выступая в Женеве, президент Афганистана А. Гани сообщил, что правительство страны выработало дорожную карту для переговоров с радикальным движением «Талибан» (запрещено в РФ) и сформировало переговорную команду под руководством главы президентской администрации А. С. Рахими. Гани назвал ряд условий ведения переговоров, в частности, соблюдение прав всех граждан страны, в том числе женщин, признание конституции Афганистана и возможность внесения в неё поправок предписанным в законодательстве путём, а также работа сил обороны, правоохранительных структур и гражданских служб в соответствии с законом. Кроме того, условием присоединения группировок к мирному политическому процессу был назван их отказ от связей с транснациональными террористическими и другими преступными организациями, а также негосударственными и государственными силами, стремящимися к получению власти в Афганистане. Глава МИД России С. Лавров заявил, что Москва сохраняет обеспокоенность в связи с ухудшением военно-политической ситуации в Афганистане и считает, что кризис можно решить исключительно политическим путем. Россия намерена наращивать взаимодействие с региональными и другими заинтересованными партнерами в рамках московского формата консультаций по Афганистану. РФ будет поддерживать прямой диалог между правительством Афганистана и движением «Талибан». Участники конференции призвали талибов к переговорам с афганским правительством.

28 ноября президент США Д. Трамп заявил, что позвонил руководству Саудовской Аравии, когда цена на нефть была 82 доллара за баррель, после чего она стала падать. Власти США должны сохранить КСА в числе своих союзников, чтобы не допустить ее сближения с Россией и Китаем, заявил глава американской дипломатии М. Помпео.

Саудовская Аравия подписала с США межправительственное соглашение о покупке американской системы ПРО THAAD на сумму в 15 млрд долларов. КСА получит 44 пусковые установки, 360 ракет-перехватчиков, 16 пунктов управления и 7 РЛС для этих комплексов.

Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман 1-2 декабря участвовал в работе саммита G20 в Аргентине. Политические наблюдатели отмечают, что «лидеры крупнейших экономик мира» приветствовали Мухаммеда бен Сальмана, несмотря на попытки изолировать его на фоне скандала с убийством оппозиционного журналиста Дж. Хашогги. Так, Мухаммед бен Сальман провел встречи с лидерами России, Китая. Индии, ЮАР, Великобритании, Франции и некоторых других стран. Напомним, что перед саммитом в Буэнос-Айресе наследный принц КСА посетил с визитами ОАЭ, Бахрейн, Египет и Тунис, а затем нанес визиты в Мавританию, после чего направится в Алжир.

РФ и КСА договорились о продлении соглашения ОПЕК+, открытым остается вопрос по поводу объемов добычи нефти. Об этом сообщил 1 декабря президент России В. Путин.

США приняли решение поставить Египту 10 модернизированных боевых вертолетов AH-64E «Апач», а также боеприпасы и запчасти к ним на общую сумму в миллиард долларов.

Россия выступает за то, чтобы участники Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана выработали меры, которые не позволят похоронить это соглашение, заявил 27 ноября глава МИД РФ. С. Лавров.

Министр иностранных дел Ирана М. Д. Зариф и глава европейской дипломатии Ф. Могерини 28 ноября провели переговоры в Женеве, на которых подтвердили важность сохранения СВПД по иранской ядерной программе. Иранские власти не могут «ждать вечно» от ЕС создания финансового механизма, который заменит систему межбанковских расчетов SWIFT и позволит обойти санкции США в отношении ИРИ, заявили в Тегеране.

29 ноября Госдепартамент США вновь обвинил Ирана в поддержке афганского движения «Талибан», пусках ракет средней дальности, способных нести ядерные боеголовки и достичь европейских столиц. США также обвинили Иран в распространении ракетных технологий и поставках оружия в страны региона, представив образцы иранских вооружений, оказавшихся в распоряжении Вашингтона. США призывали Евросоюз ввести санкции против Ирана в связи с ракетным распространением.

Иран провел испытания баллистической ракеты средней дальности в нарушение резолюции Совбеза ООН, заявил 1 декабря госсекретарь США М. Помпео. Ракетная программа Ирана носит оборонительный характер и не нарушает резолюции ООН, заявили в ответ в МИД ИРИ. При этом было подчеркнуто, что «не существует резолюции Совета Безопасности, которая запрещает ракетную программу Ирана или проведение ракетных испытаний». 2 декабря Иран заявил о намерении продолжать испытания боевых ракет.

Оборонная промышленность Пакистана инициировала программу «Селф-рилайнс» по достижению максимальной независимости от иностранных поставщиков продукции военного назначения. Программа уже апробируется, а ее запуск в полномасштабном варианте намечен на февраль 2019 г. В случае ее успешной реализации предполагается в максимально возможной степени наладить производство на территории Пакистана собственных образцов вооружений, а также иностранных образцов. «В последнем случае предполагается максимально полный трансфер технологий». Полного отказа от кооперации с иностранными государствами, особенно с КНР, не предполагается.

 

Приложение

О некоторых особенностях военного строительства в Алжире

Алжир является самым крупным по территории, численности населения, экономическому и военному потенциалу государством Магриба. Это обстоятельство подпитывает амбициозность алжирских руководителей, их стремление закрепить ведущую роль АНДР в регионе. В условиях сложной военно-политической обстановки в Северной Африке и зоне Сахеля Алжир считает необходимым иметь эффективные, боеспособные и технически хорошо оснащенные вооруженные силы и применять их в целях защиты суверенитета и территориальной целостности страны.

На современном этапе военное строительство в Алжире ведется с учетом сохраняющихся политических разногласий и территориальных споров с соседними государствами, стремления руководства АНДР поддерживать военное превосходство над ними (прежде всего, речь идет о Марокко), необходимости противостояния угрозе со стороны транснациональных и собственно алжирских террористических и исламистских группировок, нестабильной ситуации в некоторых соседних странах (Ливия, Мали).

Отметим, что значительное влияние на военное строительство в АНДР оказывало и продолжает оказывать то обстоятельство, что на всем протяжении истории независимого Алжира фактически отсутствовала реальная угроза развязывания крупномасштабного военного конфликта с соседними государствами, а наращивание военной мощи происходило главным образом в интересах достижения политических целей, прежде всего — обеспечения лидирующего положения республики в Магрибе.

Военно-доктринальные установки, действующие в Алжире, в качестве главной задачи вооруженных сил определяют противостояние любому диктату со стороны государств региона и обеспечение проведения республикой независимой внешней политики. Они предусматривают обеспечение национальной безопасности АНДР путем использования совокупности всех имеющихся в распоряжении государства средств, отдавая приоритет политико-дипломатическим, а также иным не силовым методам. Внутри страны армия привлекается для борьбы против террористических группировок и организаций, которые стремятся дестабилизировать обстановку в Алжире.

Вооруженные силы Алжира (205 тыс. человек) состоят из Национальной народной армии (ННА), национальной жандармерии и Республиканской гвардии. Основой алжирских ВС является ННА (147 тыс. человек), состоящая из сухопутных войск, ВВС, сил ПВО и ВМС.

Военные ассигнования являются самой крупной расходной статьей госбюджета. В 2017 г. они составили 10,2 млрд долларов.

В последние полтора десятилетия ВС АНДР интенсивно развиваются. В стране реализуется программа модернизации и повышения боевых возможностей национальных вооруженных сил, которая, в частности, предусматривает совершенствование системы управления ВС, развитие систем разведки и РЭБ, постепенное оснащение всех видов вооруженных сил современной боевой техникой. Предпринимаются шаги по налаживанию собственного военного производства. Принимаются меры по улучшению качества боевой подготовки ННА. В армии регулярно проводятся учения соединений и частей всех видов ВС, в том числе крупные с боевыми стрельбами. В ходе учений отрабатываются различные приемы ведения военных действий и на практике осваиваются новые виды вооружения, поступающие в войска. Так, в мае с. г. близ границ с Марокко прошло крупнейшее в истории ННА межвидовое учение «Туфан-2018» с участием 12 тыс. военнослужащих. С десантных кораблей был высажен полк морской пехоты. Отрабатывались задачи воздушной и морской изоляции района боевых действий, задачи РЭБ, противодействия кибертерроризму, защиты войск от применения ОМП.

В ходе модернизации сухопутных войск основной акцент делается на повышение мобильности механизированных и танковых соединений, оснащение войск современной и модернизированной техникой, в том числе танками и другими бронированными машинами, противотанковыми средствами, артиллерией, средствами войсковой ПВО. В частности, на вооружение в последние годы поступили российские оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-Э», тяжелые огнеметные системы ТОС-1 «Солнцепек», БМП-2, модернизированные за счет установки боевых модулей «Бережок», ПТРК «Корнет-Э», ЗРПК «Панцирь-С1», китайские САУ PLZ-45. Ожидается поступление боевых машин поддержки танков БМПТ-72 и завершение модернизации танкового парка за счет поступления танков Т-90СМ.

Повышенное внимание уделяется укреплению сил для борьбы с незаконными вооруженными формированиями. Продолжается подготовка и оснащение спецподразделений, совершенствуется тактика проведения контртеррористических операций, принимаются меры по улучшению взаимодействия между наземными силами и авиацией. Большое внимание уделяется совершенствованию инженерного оборудования приграничных районов. Активно ведется воздушная разведка районов предполагаемого нахождения боевиков и возможных маршрутов их передвижения. Закупаются беспилотники и современные технические средства наблюдения. Регулярно проводятся операции по прочесыванию местности. Тем не менее, эксперты отмечают, что пока говорить о надежной охране границ АНДР не приходится.

Осуществляется обновление и модернизация парка самолетов и вертолетов, ведется строительство новых военно-воздушных баз. Основу боевой мощи ВВС ННА на обозримую перспективу составят российские многоцелевые истребители Су-30МКА (44 ед., в процессе поставки еще 14). Предусматривается модернизация 39 вертолетов Ми-171Ш. Ведутся переговоры с Россией о приобретении 12 бомбардировщиков Су-32 (экспортная модификация Су-34), которые в перспективе должны заменить самолеты типа Су-24. Не исключено приобретение истребителей Су-35. С точки зрения алжирских военных экспертов, эти машины «очень хорошо зарекомендовавших себя в Сирии». Поступают боевые вертолеты Ми-28НЭ «Ночной охотник» с двойным управлением, специально созданные по заказу Алжира. Из Китая недавно получены ударные беспилотники СН-3А и СА-4В.

Алжир намерен иметь эффективную систему ПВО страны. В настоящее время ее основу составляют российские ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» (8 дивизионов). Алжирцы намерены также приобрести у России комплексы С-400 и «Бук-2М». Считается, что в случае их получения АНДР завершила бы создание полноценное многоуровневой системы ПВО. Планируется создание единой комплексной системы РЭБ для ВВС и ПВО.

Алжир динамично развивает свои ВМС, модернизирует и обновляет их корабельный состава и вооружение. В последние годы Россию здесь вытеснили конкуренты в лице Германии, Китая и Италии. Так, крупнейшим кораблем флота АНДР является построенный в Италии десантно-вертолетный корабль-док «Калаат Бени Аббас». Из Германии поступили два фрегата типа МЕКО А-2000, а из Китая корветы пр. С-28. С Россией реализовано соглашение на постройку четырех подводных лодок пр. 636.1, оснащенных многоцелевым ракетным комплексом Club-S с дальностью стрельбы до 300 км.

Военные наблюдатели отмечают, что «командование ННА все больше при подготовке старших офицеров рассчитывает не на зарубежные учебные заведения, а на собственные силы». Так, в 2017г. «впервые произведен выпуск офицеров, подготовленных по категории «мастер», что может соответствовать, как минимум, аналогу российской Общевойсковой академии, а то и Академии Генштаба».

Отсутствие в АНДР развитой военной промышленности ставит страну на длительную перспективу в зависимость от поставок вооружений из-за рубежа. В настоящее время руководство Алжира в сфере ВТС придерживается курса на диверсификацию источников приобретения вооружения и военной техники. Вместе с тем, учитывая, что большая часть оружия ННА представлена российскими (советскими) образцами, наша страна, по всей видимости, продолжит занимать ведущие позиции на алжирском военном рынке. «Это обусловлено, в том числе сделанными алжирским руководством выводами из ситуации в Сирии, согласно которым одной из ключевых причин неспособности Запада и его арабских союзников из числа аравийских монархий до сих пор свергнуть режим Асада стала его военно-дипломатическая поддержка со стороны РФ, в том числе по линии ВТС». Расширяются связи с Китаем, Германией и Италией. ВТС поддерживаются также с Испанией, ЮАР, США и некоторыми другими странами. Активно развиваются военные связи Алжира с НАТО: алжирские военные, особенно моряки, регулярно участвуют в совместных учениях альянса, проводятся консультации по вопросам военного строительства, военнослужащие ННА обучаются в странах Запада.

В целом линия на укрепление национальных ВС отражает намерение правящих кругов страны поддерживать и укреплять статус Алжира как признанной региональной державы. В то же время на реализацию планов модернизации армии негативно влияет сохраняющаяся в Алжире сложная внутриполитическая ситуация и серьезные трудности в экономике.

62.91MB | MySQL:102 | 0,533sec