О значении военно-технического сотрудничества КНР и Пакистана

Как сообщают китайские и пакистанские источники, в рамках 10-й международной  выставки вооружений и военной техники IDEAS-201, которая была проведена в последнюю неделю ноября 2018 г. представители СВ ВС Пакистана подписали с Китайской северной промышленной группой компанией (также известна как НОРИНКО) контракт о приобретении 100 основных боевых танков VT-4 (производственное обозначение MBT-3000), которые позволят провести перевооружение некоторых бронетанковых подразделений и списать равнозначное количество устаревших танков «Тип-85МII», большинству из которых около 30 лет и более.

Представляется возможным сообщить ключевые тактико-технические характеристики рассматриваемого ОБТ (Табл.1), который выиграл тендер у украинского Т-80У и турецкого танка «Алтай». В отношении последнего ключевым моментом стала его повышенная масса – 65 тонн, которая обусловлена тем, что турецкие специалисты в целях обеспечения требуемого уровня защиты экипажа установили дополнительные бронепакеты, приведшие к утяжелению боевой машины. Вторым моментом, который обусловил проигрыш ОПК Турецкой Республики, явилось отсутствие автомата заряжания.

Третьим моментом, который также был принят во внимание пакистанскими военными, стало наличие у китайского ОБТ надежного и высокопроизводительного кондиционера, обеспечивающего комфортные условия для экипажа при температуре окружающего воздуха +65 градусов Цельсия. Известно, что данные кондиционеры разработаны китайским специалистами благодаря опыту эксплуатации самоходных артиллерийских орудий PLZ-45 в подразделениях СВ ВС Королевства Саудовская Аравия.

Таблица 1.

ТТХ основного боевого танка VT-4 (КНР)

Характеристика модель Основной боевой танк VT-4
Длина (с пушкой) (м) 9
Ширина (м) 3,4
Высота (м) 2,3
Масса (т) 48 (52)
Экипаж 3
Тип двигателя V-образный, 12-ти цилиндровый, дизельный   с турбонаддувом
Мощность (л.с.) 1300 (возможно повышение до 1500)
Тип трансмиссии Автоматическая, электро-гидравлическая
Запас хода (км) 500
Максимальная скорость (км/ч) 74
Глубина брода (м) 4,5
Высота преодолеваемого препятствия (м) 0,8
Максимальный угол въезда (%) 60
Калибр орудия (мм) 125
Заряжание Автоматическое
Боекомплект 22+18
Максимальная скорострельность (выстр/мин) 8
Калибр зенитного пулемета (мм) 12,7
Калибр спаренного пулемета (мм) 7,62

 

По данным китайских обозревателей стоимость 100 ОБТ VT-4 для Пакистана составит около 400 млн долл. США, т.е. китайские оружейники пошли на значительные уступки официальному Исламабаду, поскольку достоверно известно, что стоимость одного VT-4 составляет 5,8 млн долл. США, что на 1,3 млн долл. США дороже, чем Т-90 российской сборки. Следует отметить, что информация о количестве поставляемых сменно-запасных частей, боеприпасов остается под грифом секретно.

В публикациях некоторых китайских специалистов фигурирует общая стоимость нового межгосударственного контракта –  4 млрд долл. США, что вполне вероятно, поскольку пакистанским военным необходимо будет приобрести новые тренажеры для обучения экипажей, линию по ремонту и обслуживанию танков и другое оборудование для ремонтных мастерских, расположенных в подразделениях. Конечно, подобная сумма достаточно существенна для оборонного бюджета Пакистана, однако официальный Исламабад может вполне рассчитаться поставками природных ресурсов, а также провести взаимозачет благодаря масштабному проекту «Китайско-пакистанского экономического коридора».

Известно, что новейшая оперативная авиационная база ВВС  Пакистана «Болари-Карачи» предназначена для базирования самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, которые будут осуществлять патрулирование вдоль маршрута КПЭК и осуществлять наблюдение за ключевыми объектами с целью обеспечения безопасности китайских инвестиций в экономику Пакистана. С учетом приобретенного количества комплектов разведывательно-ударных БПЛА «Птеродактиль 2» (48 ед.) и сборочной линии ВВС Пакистана будут располагать достаточными возможностями для выполнения рассматриваемой задачи, а специалисты национального ОПК смогут получить необходимую информацию о конструкции и используемых материалах, что позволит им создать собственные образцы беспилотной техники.

Кроме того, существует вероятность, что пакистанские военные приобретут полковой комплект новейших колесных самоходных артиллерийских орудий калибра 155 мм под обозначением SH-15 (стоимость одного орудия 7 млн долл. США) и комплект радиолокационных станций артиллерийской разведки SLC-2Е, которые позволят вести контрбатарейную борьбу, а также обнаруживать низковысотные низкоскоростные цели – вертолеты, квадрокоптеры и т.д.

Китайские специалисты отмечают, что пакистанские военные имеют на вооружении 150 гусеничных САУ М109А2 американского производства. В этой связи вполне понятен интересен пакистанской и китайской военной разведки к работе американских оружейников над перспективной САУ под обозначением M109A8 с орудием длиной 58 калибров (НИОКР присвоено обозначение ERCA), что позволяет вести огонь стандартным снарядом на дальность  до 70 км., а активно-реактивным на дальность до 100 км. Оба показателя относятся к экстремальной дальности для ствольной артиллерии.

Известно, что американские специалисты проводят испытания данной САУ (используют два экземпляра) и подтвердили возможность сокращения кругового вероятного отклонения до 10 м благодаря модулю наведения, использующему  сигнал со спутников системы глобального позиционирования GPS .

Представляется возможным отметить, что в 2018 г. военно-техническое сотрудничество между Пекином и Исламабадом получило новый импульс по двум причинам. Во-первых, США прекратили всякую экономическую помощь Пакистану в рамках совместных программ по обороне и безопасности. Во-вторых, официальный Вашингтон оказывает давление на международные финансовые организации, которые затягивают процесс кредитования официального Исламабада, испытывающего серьезные экономические затруднения.

В результате действий Вашингтона, предприятия ОПК США не получили правительственных дотаций в связи с запланированными поставками ВВТ для ВС Пакистана и это открыло новые возможности для китайских предприятий оборонной промышленности, а также спровоцировало официальный Исламабад на более активное продвижение некоторых видов продукции.

Именно за счет того, что ряд оружейных программ является совместными, китайские предприятия ОПК с большой долей вероятности получат несколько заказов на изготовление комплектующих к легкому одномоторному истребителю JF-17, финишная сборка которого осуществляется на авиастроительном предприятии «Камра» на одноименной авиационной базе ВВС Пакистана. Тактико-технические характеристики упомянутого боевого самолета указаны в таблице ниже.

Таблица 2.

ТТХ истребителей ВВС Пакистана

Характеристика/модель JF-17
Длина (м) 14
Размах крыла (м) 9,45
Высота (м) 4,77
Нормальная взлетная масса (кг) 9100
Максимальная взлетная масса (кг) 12700
Масса боевой нагрузки (кг) 3800
Емкость внутренних топливных баков (л) 2300
Максимальная скорость (MAX) 1,8
Практический потолок (м) 16500
Дальность полета (км) 2500 (3800)
Радиус боевого патрулирования (км) 1000
Продолжительность полета (ч) 3,5
Ресурс планера От 4000 до 10000
Перегрузка (G) -3 +8,5
Модель и тип двигателя  РД-93
Длина (м) 4,2 (4,14)
диаметр (м) 1,04  (1,02)
Масса (кг) 1055 (1135)
Время эксплуатации до первого ремонта (час) 1000  (810)
Общий ресурс (час) 4000 (2200)
Тяга максимальная в безфорсажном режиме (кгс/см.кв) 5400 (5675)
Тяга максимальная  в форсажном режиме (кгс/см.кв.) 8800 (8637)

 

По данным пакистанских источников, до конца 2018 г. Исламабад и Тегеран проведут переговоры об условиях контракта на поставку партии рассматриваемых истребителей в количестве 70 ед. Стоимость контракта может составить 3 млрд долл. США, т.е. каждый истребитель обойдется ВВС Исламской Республики Иран в 42 млн долл. США.

По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, новейшая модификация JF-17 Block3, разработка конструкторской документации над который была закончена в октябре 2017 г., не должен обходится покупателю более чем в 30 млн долл. США.  Очевидно, что в стоимость перспективного «иранского» контракта заложена именно поставка новейшей модели истребителя, а также значительного количества боеприпасов и сменно-запасных частей для Исламской Республики Иран. Примечательно, что Тегеран может провести расчет за истребители нефтью или газом – оба типа топливных ресурсов остро необходимы Пакистану.

Следующим покупателем истребителей JF-17 в модификации Block2+ в самое ближайшее время может стать Азербайджан. По данным китайских источников, представители ОПК Пакистана провели несколько раундов переговоров с военно-политическим руководством бывшей республики СССР и практически пришли к взаимопониманию по вопросам комплектации и стоимости боевых машин.

Кроме Ирана и Азербайджана серьезный интерес к истребителю JF-17 проявили ВВС Малайзии, которым необходимо поддержать боеготовность своих подразделений, имеющим на вооружении 18 истребителей Су-30, однако, реально к боевому применению готовы только четыре самолета. Основными визави ВВС Малайзии в регионе являются сингапурские летчики, которые располагают довольно современными истребителями и истребителями-бомбардировщиками американского производства в количестве около 100 ед.

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным отметить, что за счет контракта с Ираном на поставку JF-17 официальный Исламабад получит отличную возможность наладить эффективные отношения с Тегераном. Контракт с Азербайджаном позволит пакистанским самолетостроителям заработать средства, необходимые на модернизацию собственного предприятия. В отношении вероятной поставки партии истребителей в Малайзию представляется возможным предполагать, что военно-политическое руководство Пакистана пытается расширить список дружественных стран мусульманского мира.

52.72MB | MySQL:104 | 0,333sec