Турция бьет рекорды в сфере экспорта оборонной продукции

6 декабря 2018 года турецкая пресса сообщила, что Турция достигла рекордных показателей в экспорте продукции оборонной и аэрокосмической промышленности по итогам 11 месяцев нынешнего года. В этой сфере в Турции в 2018 году было подписано много новых контрактов, кроме того, значительно вырос портфель заказов. По данным Ассамблеи экспортеров Турции (TIM), в 2011 году экспорт турецкой оборонной и аэрокосмической промышленности составил 883,8 млн долларов, в 2012 году — 1,810 млрд, в 2013 году — 1,389 млрд, в 2014 году — 1,648 млрд, в 2015 году — 1,655 млрд долларов. В 2016 году этот показатель составил 1,677 млрд, а в 2017 — 1,739 млрд долларов. В январе-ноябре 2018 года турецкий экспорт продукции оборонной и аэрокосмической промышленности составил 1,782 млрд долларов, что на 16,05% превышает показатель 2017 года (1,536 млрд долларов).  С учетом того, что в последние годы этот показатель в декабре превышал 200 млрд долларов, по итогам 2018 года турецкий экспорт оборонной и аэрокосмической промышленности может превысить 2 млрд долларов. В январе-ноябре 2018 года основными импортерами продукции оборонной и аэрокосмической промышленности Турции были США (644 млн долларов). Второе место в списке основных импортеров продукции оборонной и аэрокосмической промышленности Турции заняла Германия (211,7 млн долларов), третье — Оман (150,5 млн долларов). Далее следуют Нидерланды (72,4 млн долларов), Индия (71,7 млн долларов), Катар (71 млн долларов), Великобритания (50,7 млн долларов), Польша (48,4 млн долларов), Франция (44,5 млн долларов) и Азербайджан (37,5 млн долларов) [i].

Примечательно, что в январе-ноябре 2017 года показатель Омана составил всего 13,77 млн долларов (почти в 11 раз меньше), а показатель Катара – 8,74 млн долларов (почти в 8 раз меньше). Отмечается углубление турецко-пакистанского военного сотрудничества между. В частности, в конце мая 2018 года стало известно о заключении между Турцией и Пакистаном контракта на поставку 30 ударных вертолетов T129 ATAK турецкого производства. Со стороны Анкары выступает Компания авиационной и космической промышленности Турции (TUSAŞ), а со стороны Исламабада – Министерство оборонной промышленности. Секретариат оборонной промышленности Турции назвал данное соглашение самым крупным в своей истории контрактом на единовременную поставку продукции оборонного характера. Общая сумма сделки составляет 1,5 млрд долларов. Турецкий вертолет T129 ATAK  создан совместно с итальянской компанией Agusta Westland на основе ударного вертолета А-129 Mangusta. Двигатели к вертолету американского производства, поставляет компания LHTEC, которая является совместным предприятием Honeywell и Rolls-Royce. Вот здесь и возникли проблемы. На днях от представителя Секретариата оборонной промышленности Турции стало известно, что США отказались в оговоренные сроки поставить турецкой стороне двигатели типа CTS800 для вертолетов T129 ATAK. Данная ситуация, как минимум, на полгода задержит выполнение обязательств по контракту с Пакистаном. Кроме этого, нет уверенности, что двигатели вообще будут поставлены. В настоящее время Компания авиационной и космической промышленности Турции ищет варианты, чтобы заменить американские двигатели на вертолетах на двигатели производителей других стран. Рассматриваются страны Европы и Китай. Ряд экспертов полагают, что это может быть таким наказанием Турции за закупку российских систем С-400. Все-таки вытолкнуть Анкару из программы по производству самолета F-35 достаточно проблематично. Турки вложили в нее уже 900 млн долларов, и встанет проблема: кто и как будет возвращать эти деньги, в случае введения американских санкций по этому вопросу. Ранее сообщалось о том, что первые вертолеты могут быть поставлены пакистанской стороне в течение одного или двух лет. Таким образом, этот срок будет увеличен, по меньшей мере, на полтора или два с половиной года[ii].

Однако Турция и Пакистан тесно сотрудничают не только в авиационной сфере, но и в области ВМС. Министр национальной обороны Турции Нуреттин Джаникли 5 июля 2018 года сообщил, что турецкая проектно-конструкторская государственная компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret (STM) выиграла тендер ВМС Пакистана и по полученному контракту должна поставить пакистанскому флоту 4 корвета турецкого проекта MILGEM (типа Ada – «Остров»). Церемония подписания соответствующего контракта состоялась в тот же день в Равалпинди. Министр Н.Джаникли назвал это соглашение «крупнейшим экспортным контрактом оборонной промышленности» Турции. Переговоры о приобретении корветов проекта MILGEM велись Пакистаном с 2015 года, а в мае 2017 года STM и KSEW подписали предварительное соглашение о совместной постройке этих корветов в Карачи. Согласно подписанному соглашению, первые 2 корвета будут построены в Стамбуле на военно-морской верфи Istanbul Naval Shipyard, ведущей строительство этих кораблей для ВМС Турции, со сдачей в 2023 году (100-летний юбилей основания Турецкой Республики), а два других будут построены при турецком содействии на пакистанской государственной верфи Karachi Shipyard & Engineering Works Ltd. (KSEW) в Карачи в 2024-2025 годах. Строительство первого корвета займёт 54 месяца, второго — 60, третьего — 66, последнего — 72. Длина корвета составит 99,56 м, а ширина 14,42 м. Максимальная скорость судна — 26 узлов, а длительность плавания составит 15 дней.

Напомним, что корвет MILGEM стал первым крупным боевым кораблем (полное водоизмещение 2300 тонн) турецкого проекта. Фактически проект был разработан для ВМС Турции при участии николаевского Государственного исследовательско-проектного центра кораблестроения (ИПЦК, Украина). Всего ВМС Турции планировали иметь 12 корветов этого типа, однако до настоящего времени была санкционирована постройка только 4 кораблей (F 511 Heybeliada, F 512 Büyükada, F 513 Burgazada, F 514 Kınalıada). Корветы MILGEM могут использоваться для различных задач: разведки, патрулирования, обеспечения противовоздушной и противолодочной борьбы, а также для береговой охраны. Ранее турецкое руководство заявляло о намерении экспортировать корабли проекта MILGEM в другие страны[iii].

Получается, что Турция подписала свои крупнейшие экспортные контракты именно с Пакистаном, причем и в области ВВС, и в области ВМС. Показатели экспорта оборонной продукции Турции постепенно увеличиваются и, по сути, становится яснее, какие страны являются/станут основными потенциальными покупатели турецкого вооружения и военной техники. Не исключаем, что в ближайшем будущем в их числе окажутся другие богатые арабские страны Ближнего Востока, а также африканские страны, в которых постепенно увеличивается влияние Турции.

В начале декабря глава совета директоров и генеральный директор турецкой оборонной компании ASELSAN, профессор Халюк Гергюн заявил, что Турция занимает 15-е место в мире по расходам на оборонную промышленность. По его словам, ежегодные расходы Турции на оборонную промышленность составляют 18,2 млрд долларов, или 2% от ВВП. Гендиректор ASELSANа напомнил, что суммарные расходы стран мира на оборонную промышленность составляют 1,73 трлн долларов. «Сектор оборонной промышленности Турции растет с каждым годом. В частности, за последние 10 лет сектор вырос в пять раз. Оборот оборонной промышленности Турции в настоящее время составляет 6 млрд долларов. То же можно сказать об экспорте продукции оборонной промышленности, который составляет около 2 млрд долларов в год. Снижение зависимости Турции от импорта продукции оборонной промышленности – итог усилий президента Реджепа Тайипа Эрдогана», — сказал Х.Гергюн[iv].

Напомним, что еще в июле 2017 года президент Турции Р.Т.Эрдоган на церемонии спуска на воду в Стамбуле четвертого корвета турецкого производства заявил, что к 2023 году Турция перестанет быть зависимой от импорта иностранного вооружения. Отметим, что если в 2002 году (когда к власти пришла Партия справедливости и развития возглавляемая Эрдоганом) Турция реализовывала 66 оборонных проектов с бюджетом около 5,5 млрд долларов, в настоящее время бюджет на оборонные проекты увеличился в 11 раз и достиг 60 млрд долларов, количество оборонных проектов увеличилось в 9 раз и Турция стала страной, реализующей более 600 проектов. Усилия в направлении развития национального производства в сфере оборонной промышленности прилагаются с 2004 года в рамках реализации таких проектов, как  танков, БПЛА, вертолетов, самолетов, кораблей. Благодаря этим усилиям доля отечественного обеспечения турецкой армии увеличилась с 20 до 70%. Колумнист Елда Гёкдаг считает, что Турция в 2017-2018 годах поворачивает стрелку с импорта на экспорт в сфере оборонной промышленности, а к 2023 году благодаря производству национальной оборонной продукции она станет лидером своего региона и даже обойдет ряд стран. «В новый период (с переходом к президентской системе – авт.) Турция сосредоточится прежде всего на таких направлениях, как беспилотные вооружения, искусственный интеллект. Будут определены новые стратегии и дорожные карты в области интеллектуальных систем вооружения. При этом в оборонной и аэрокосмической сферах будет все больше задействован частный сектор. Вскоре также завершится проект, связанный с оснащением национальными умными бомбами отечественных БПЛА, которые представляют собой один из проектов, являющихся предметом гордости Турции. БПЛА, оборудованные национальными управляемыми бомбами, будут введены в эксплуатацию в 2020 году. Продолжатся усилия по производству с использованием национальных возможностей боеприпасов для вертолетов, находящихся на вооружении ВС Турции. В 2023 году будет покончено с зависимостью от импорта боеприпасов из-за рубежа. В новый период будут также завершены проекты по разработке национальных систем противовоздушной обороны малой, средней и большой дальности, созданы центры проектирования чипов. Помимо этого, будут реализованы все разрабатываемые проекты, от ракет большой дальности до средств радиоэлектронной борьбы. Будут начаты научно-исследовательские работы по первому беспилотному истребителю Турции. Национальный беспилотный боевой самолет будет разработан к 2023 году, когда состоятся его тестовые испытания» — отметил эксперт[v].

Итак, Анкара уверенно продвигается по пути, намеченному Р.Т.Эрдоганом, и с каждым годом подходит все ближе к своей цели — полное обеспечение Вооруженных сил Турции отечественной продукцией, благодаря проектам, которые будут претворены в жизнь к 2023 году. Мы не считаем, что в 2023 году или даже вообще Турции удастся на 100% решить поставленную задачу, учитывая также внутреннею и внешнюю политику турецких властей. Мы ожидаем, что с переходом к президентской системе Р.Т.Эрдоган будет проводить более агрессивную внутреннюю и внешнюю политику, что может привести к новым санкциям в отношении Турции, в том числе и в сфере военного сотрудничества․ Напомним, что ранее США, Германия, Израиль не хотели поставлять разные виды оружия и/или технологии производства этих видов оружия (фрегаты класса Oliver Hazard Perry, подводные лодки 214TN, ракеты Barak–8) из-за агрессивной политики по отношению к соседям. Не надо также забывать и то, что ранее турецкая компания RMK Marine, одна из крупнейших судостроительных компаний Турции, не победила в тендерах корветов MILGEM и первого авианосца из-за того, что принадлежала к Koç Holding, а отношения между правительством Турции и Koç Holding ухудшились после протестов в парке Гези (владелец Koç Holdingа дал убежище протестующим). Несмотря на все это, несомненно, что Турция будет иметь серьезные успехи в развитии оборонно-промышленного комплекса и постепенно будет производить более сложные виды оружия.

[i] Savunma ve havacılık ihracatta rekora koştu, Habertürk, 06.12.2018.

[ii] ABD, 30 ATAK helikopteri teslimatına engel oldu!, Yeni Akit, 01.12.2018.

[iii] Türkiye Pakistan için 4 korvet inşa edecek, TRT Haber, 05.07.2018.

[iv] “Savunma sanayii harcamalarında Türkiye dünyada 15’inci sırada”, Yeni Akit, 04.12.2018.

[v] Yelda Gökdağ, Türkiye savunma sanayiinde  2023’te destan yazacak, Akşam, 23.07.2018.

 

52.25MB | MySQL:103 | 0,582sec