Израиль: законодательная инициатива в отношении Западного берега р. Иордан

На рассмотрение министерской комиссии по законодательству планируется предложить законопроект, который предусматривает упразднение Гражданской администрации Израиля на Западном берегу р. Иордан. Законопроект, предложенный Бецалелем Смотричем, депутатом Кнессета от партии «Еврейский дом», нашел поддержку в рядах многих членов и министров правящей правой коалиции, несмотря на то, что он не предусматривает сокращения оборонного бюджета или улучшения и повышения эффективности услуг, предоставляемых жителям этих занятых Израилем в 1967 году территорий. Предполагается, что законопроект рассматривается в качестве очередного и значимого шага к аннексии территории Западного берега р. Иордан[i].

Согласно предложенному законопроекту, полномочия, которыми в настоящее время пользуется израильская Гражданская администрация на Западном берегу р. Иордан, будут переданы соответствующим правительственным министерствам, и будут касаться только еврейских поселенцев. «Государственные услуги для жителей региона, которые не являются гражданами Израиля, будут предоставляться различными региональными взаимодействующими администрациями», – гласит статья 5 предлагаемого закона. Кроме того, в законопроекте говорится, что министр финансов в консультации с Комиссией по гражданской службе при канцелярии премьер-министра будет определять новые стандарты и бюджеты, необходимые каждому министерству. Региональные представительства военной администрации на Западном берегу р. Иордан будут подчиняться различным израильским министерствам.

В данном случае стоит более подробно остановиться на том, что представляет собой израильская Гражданская администрация на Западном берегу р. Иордан. Начиная с 1967 года и до создания администрации министром обороны Ариэлем Шароном в 1981 году, Западный берег р. Иордан и сектор Газа полностью находились под управлением военных. Шарон хотел вывести управление гражданскими делами жителей оккупированных в ходе Шестидневной войны 1967 года территорий из-под управления Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). До заключения соглашений в Осло (1993 – 1995 гг.) Гражданская администрация была крупнейшим работодателем на территориях с 500 солдатами и израильскими гражданами, а также 30 000 палестинцами, которые работали на правительство Израиля. С 1981 года Гражданская администрация формально считалась отдельным органом, но по факту оставалась под управлением израильских военных и под контролем Службы общей безопасности (ШАБАК). Гражданская администрация подчиняется координатору деятельности правительства на территориях (COGAT, или «Матпаш» на иврите), который, в свою очередь, подчинен Министерству обороны Израиля. Согласно веб-сайту администрации, она является подразделением ЦАХАЛа, которое выполняет решения, принятые военным командованием на Западном берегу р. Иордан. Предполагается, что эти решения направлены на улучшение качества жизни всего населения, проживающего на этой территории. Гражданская администрация имеет восемь региональных управлений, через которые ее сотрудники находятся в постоянном контакте с палестинскими жителями Западного берега р. Иордан, представителями еврейских поселенцев, работающими там международными организациями и сотрудниками сил безопасности Палестинской национальной администрации (ПНА).

Функции координатора деятельности правительства на территориях в определенной степени были переданы ПНА в 1994 году, однако он по-прежнему продолжал ограниченное управление палестинским населением в «зоне С» на Западном берегу р. Иордан во взаимодействии с ПНА. После 2002 года разграничения полномочий между «Матпаш» и ПНА, которые были зафиксированы в «соглашениях Осло» и ограничивали возможность проведения Израилем военных операций в «зоне А», были де-факто отменены.

Таким образом, закон определяет Гражданскую администрацию как орган, в ведении которого находятся невоенные дела местного населения в «зоне С» на Западном берегу р. Иордан; отвечает за координацию с ПНА, которая в «зоне А» по «соглашениям Осло» должна осуществлять в полной мере гражданскую власть и обеспечивать безопасность, а в «зоне Б» ограничиться гражданскими функциями. Израильская Гражданская администрация на контролируемых территориях практически исполняет функции МВД Израиля.

Поскольку эта территория является оккупированной, то израильское законодательство на ней не применяется. Это означает, что Гражданская администрация имеет широкие полномочия в отношении проживающих там поселенцев, хотя, как отмечается, ее власть над ними за последние годы уменьшилась. Что касается палестинцев, то удостоверения личности им выдаются не Государством Израиль, а ЦАХАЛом, т.к. они подконтрольны еврейскому государству, но не являются его гражданами[ii]. Тем не менее, чиновники Гражданской администрации отвечают за строительство в «зоне C», включая утверждение новых проектов строительства и уже построенных жилых домов в израильских поселениях, выдачу разрешений на строительство и освобождение земель под застройку. Также в ведении израильской Гражданской администрации находится выдача разрешений на въезд в Израиль палестинцам, на поездки в пределах Западного берега р. Иордан и разрешений палестинцам на работу в Израиле. Израильское правительство формирует  бюджет Гражданской администрации.

Б.Смотрич объяснил в своем аккаунте в Twitter, что скрывается за предложенным им законопроектом. «Гражданская администрация должна быть немедленно упразднена», – написал он. «Жители Иудеи и Самарии [Западного берега р. Иордан] не являются гражданами четвертого сорта [fourth-class citizens]. Нет никаких причин, чтобы ими руководили военные, а не правительственные министерства». Б.Смотрич и лидеры поселенцев стремятся к тому, чтобы освободить израильских граждан на Западном берегу р. Иордан от бремени военного управления. Они заявляют о том, что ежедневно испытывают унижение от того, что существующей системой управления их сравнивают с палестинскими соседями.

Б.Смотрич наверняка понимает, насколько хрупкое сейчас положение – имея правящую коалицию всего в 61 голос (в Кнессете, состоящем из 120 депутатов), премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который одновременно является министром обороны, всегда добивался голосов еврейских поселенцев на Западном берегу р. Иордан. В этот момент Б.Смотрич выступает с откровенной угрозой: «Если министр обороны заблокирует законопроект, на следующих выборах он не должен получить ни одного голоса в Иудее и Самарии».

В партии «Еврейский дом» прямо говорят о том, что цель законопроекта – добиться применения израильского законодательства к израильским поселениям на Западном берегу р. Иордан. Там утверждают, что жители поселений не пользуются таким же статусом, как израильтяне, проживающие в пределах «Зеленой линии» (линии перемирия Израиля до войны 1967 года). Однако, по мнению Шломи Эльдара (обозревателя «Аль-Монитор» и в прошлом 10-го и 1-го каналов Израильского телевидения, специалиста по палестинским вопросам), озвучиваемая причина продвижения закона в лучшем случае сомнительна, поскольку поселенцы пользуются огромными преимуществами, когда речь заходит о распределении государственного бюджета. Согласно исследованию, проведенному в 2016 году Макро центром политэкономии (Macro Center for Political Economics), из бюджета Израиля в 2017–2018 годы на нужды поселенцев, проживающих на Западном берегу р. Иордан, было выделено в пять раз больше средств и грантов, чем пользуется средний гражданин. Однако, по мнению Б.Смотрича, этого недостаточно. У партии «Еврейский дом» долгосрочное видение будущего территорий Западного берега р. Иордан, которое заключается в их аннексии и уничтожении принципа решения палестино-израильского конфликта посредством двух государств для двух народов.

С 2012 года председатель партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет вынашивает план, согласно которому около 60% территории Западного берега р. Иордан, где проживает около 400 000 человек, будут аннексированы. Затем Н.Беннет предлагает предоставить полное гражданство 50 000 палестинцев, проживающих в «зоне C». Н.Беннет уверен, что сделав их израильтянами во всех смыслах этого слова, «мы лишим оснований утверждения, что Израиль осуществляет апартеид».

У плана Н.Беннета есть сторонники среди правых депутатов Кнессета. Тем не менее, он не смог провести соответствующий закон из-за противодействия Б.Нетаньяху, который руководствовался последующей реакцией со стороны международного сообщества на действия, которые фактически хоронили шансы достичь будущего соглашения с палестинцами. По мнению Ш.Эльдара, по этой причине Б.Смотрич и другие члены его партии занимаются продвижением «ползучей аннексии». В этом случае представляется, что администрация США не будет противодействовать этому шагу. На первый взгляд, предлагаемый законопроект выглядит исключительно процедурным, но его содержание имеет большое значение – в случае его принятия поселенцы смогут притупить к строительству на территориях без ограничений.

Продвигая закон, Б.Смотрич сосредоточил внимание на незначительном инциденте, когда офицер в звании майора из Гражданской администрации призвал Центральное командование прекратить оказание помощи израильскому поселению Ицхар (расположенному недалеко от Наблуса, и в котором проживает около полутора тысяч жителей) из-за ряда насильственных действий, совершенных его жителями в отношении палестинцев. Большая часть жителей поселения – т.н. «хардаль» («национальные харедим»), наиболее консервативные сторонники религиозного сионизма, чей образ жизни ближе к ультраортодоксам (харедим). Координатор деятельности правительства на территориях генерал-майор Камиль Абу Рукун поддержал офицера. Поскольку Гражданская администрация находится в его ведении, то законопроект предоставил поселенцам возможность требовать ее ликвидации. Ведь Б.Смотрич не придумал свой закон в течение недели – документ находится в Кнессете для предварительного обсуждения с марта с.г., в ожидании нужного для этого момента.

Между тем, израильские средства массовой информации, связанные с поселенцами, уже начали кампанию в поддержку закона, надеясь оказать давление на правых депутатов Кнессета и подготовить израильскую общественность к этому шагу. Гражданская администрация «является старомодной и перегруженной организацией с минимальным штатом сотрудников, которая не может управлять нашей жизнью, даже если бы захотела», – прокомментировал закон Цви Суккот, активист поселения Ицхар, 28 ноября на веб-сайте телеканала «7-й канал». Он утверждал, что новое строительство и одобрение тысяч домов на Западном берегу р. Иордан «потребует комплексного официального обследования всей территории, чтобы определить, какие земли могут быть объявлены собственностью государства. Учитывая нынешний штат сотрудников, Гражданская администрация сможет провести не более одного исследования в год, причем 2018 год уже ознаменован решением Высшего суда справедливости [БАГАЦ] по аванпосту Тапуах-Маарав, а 2019 год – легализацией аванпоста Хават-Гилад». Дело в том, что БАГАЦ постановил до 1 июня 2018 года снести в непризнанном форпосте Тапуах-Маарав 17 строений, построенных на частной палестинской земле. Решение суда было принято по иску жителей соседней палестинской деревни Ясуф. После заявления государства, что оно намерено попытаться легализовать форпост, суд отклонил требование палестинцев уничтожить его полностью[iii]. Что касается незаконного форпоста Хават-Гилад, то в начале января с.г. боевики убили его жителя, 35-летнего раввина, отца шестерых детей Разиэля Шеваха. В ответ на убийство правительство Израиля приняло решение начать процедуру легализации форпоста.

Принятие закона (Б.Смотрича) может решить многие проблемы поселенцев. Реальная цель упразднения Гражданской администрации заключается в расширении строительства в поселениях и устранении любых возможных препятствий для этого. Предложенный законопроект соответствует изменениям в судебной системе, проводимым министром юстиции Айелет Шакед, а также «Еврейским домом». Она перевела рассмотрение дел по палестинским искам из БАГАЦа в окружные суды, что по факту облегчило решение земельных вопросов в пользу поселенцев.

Как пишет израильский новостной портал Ynet, «в мире Б.Смотрича и лидеров поселенцев, в котором допускается применение к евреям одного закона, а к не евреям – другого, нет сомнений в том, что необходимо упразднить Гражданскую администрацию, управляющую делами жителей Западного берега р. Иордан. Однако с юридической, административной, государственной и, конечно же, моральной точек зрения это невозможно. Гражданская администрация контролирует территорию, а не население. Израильская армия контролирует территорию и не может контролировать только палестинцев.

Б.Смотрич и главы поселений предлагают государству Израиль применять две системы права и две отдельные системы управления на этой территории на основе еврейского превосходства над палестинцами. Одна система гражданского права для еврейских граждан и другая – для палестинских подданных представляет собой, по сути, колониальный режим».

То, что Гражданская администрация, созданная несколько десятилетий назад для того, чтобы стать «правительством территорий», должна быть упразднена, отметил в своих мемуарах генерал-майор запаса Шломо Газит, но есть только один способ это сделать – передать  полномочия Гражданской администрации в управлении территорией другому органу власти. Пока территория контролируется армией, а часть жителей  не являются гражданами Израиля, армия – единственная административная единица, которая может управлять всем населением, проживающим на Западном берегу р. Иордан. Единственный способ отменить Гражданскую администрацию – предоставить гражданство всем жителям Западного берега р. Иордан, в том числе и палестинцам. Гражданство должно предоставить Государство Израиль или палестинское государство. Движение «Эрец Лекулам», которое продвигает способ урегулирования палестино-израильского конфликта посредством создания конфедерации двух суверенных государств, Израиля и Палестины, предлагает свободное передвижение израильтян по всей Палестине и свободное передвижение палестинцев по всей исторической Палестине. Граждане Израиля, решившие жить на Западном берегу р. Иордан или в Газе, будут проживать в Палестине, а граждане Палестины, решившие жить в Израиле, будут проживать в Израиле. Таким образом, у каждого будет гражданство.

Нет сомнений в том, что Гражданская администрация должна быть упразднена, но для этого необходимо отказаться от военного управления палестинцами; всем гражданам должно быть предоставлено полное гражданство, а затем должен быть восстановлен государственный аппарат на основе равенства перед законом и полного равенства в правах.

Даже если новый закон Б.Смотрича не будет принят в ближайшее время, вопрос будет неоднократно подниматься до следующих выборов и до тех пор, пока не сложится благоприятная политическая ситуация, при которой Б.Нетаньяху будет вынужден согласиться с ним, чтобы не потерять голоса поселенцев на Западном берегу р. Иордан.

[i]Израильский законопроект об окончании гражданской администрации – часть плана по аннексии // «Аль-Монитор». 05.12.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/12/israel-palestinians-idf-civil-administration-knesset-law.html (на англ. яз.)

[ii] Смотрич научит, как упразднить Гражданскую администрацию // Ynet. 05.12.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5419674,00.html (на иврите)

[iii] ЕС возмущается законом о статусе поселений. БАГАЦ требует снести форпост Тапуах // Вести. Израиль. 07.02.2017. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4918941,00.html

52.31MB | MySQL:103 | 0,477sec