Об ограничениях в отношениях Израиля и Саудовской Аравии

Как стало известно в минувшие выходные из сообщений Второго канала израильского телевидения, глава правительства страны Б.Нетаньяху поставил перед собой крайне непростую задачу – придать отношениям Иерусалима и Эр-Рияда официальный статус до следующих выборов в Кнессет, т.е. до ноября 2019 г.  С одной стороны, такая цель объяснима, поскольку израильский премьер-министр на площадках различных международных форумов неоднократно заявлял об «оттепели» в отношениях государства с его арабским окружением, что свидетельствует о закреплении права страны на существование в регионе, при таком раскладе уже не выглядящем столь враждебным. Сближение Израиля и т.н. «умеренных режимов» вошло и в число приоритетов администрации Д.Трампа, будучи провозглашенным им в самом начале срока президентских полномочий. Однако время идет, а практического выражения дружественности с арабским миром не наблюдается. В связи с этим и обозначилась необходимость доказать, что идея сближения способна переместиться из сферы мечты в реальную политику, одновременно способствуя росту электоральной поддержки премьер-министра в непростое для него время.

Саудовцы кажутся в таком контексте наиболее подходящим вариантом, а точнее образцом поведения для остальных, где следующим кандидатом на установление полноценных контактов должен, судя по всему, стать Оман. Помимо имеющихся у Иерусалима и Эр-Рияда неформальных связей, выгода от установления полноценных отношений должна коснуться и ситуации на палестинском треке. Так, по словам Б.Нетаньяху, он не намерен добиваться улучшения международного положения страны за счет «уступок палестинцам». По данным СМИ, глава правительства подчеркнул: «со мной этого не произошло и не произойдет… Имеет место совершенно противоположное. Мы получаем поддержку всего мира, в том числе многих в арабском мире… Мы верим в альянсы, порожденные ценностью Израиля как технологического, финансового, оборонного и разведывательного центра».

Впрочем, сложности в саудовско-израильских отношениях очевидны. Более того, сказанное Б.Нетаньяху в их контексте получает абсолютно иной смысл. Во-первых, то, что касается палестинцев. Тут глава израильского правительства слукавил насчет своей неуязвимости, поскольку совсем недавно успел попасть в ловушку, согласившись на перемирие с ХАМАСом, вместо полномасштабной военной операции, которую от него настойчиво требовала часть министров, включая ушедшего в отставку главу оборонного ведомства А.Либермана. В таком контексте заявление о нормализации с арабским миром выглядит во многом как попытка реабилитироваться, показав, что то решение имело смысл и строилось на стратегических соображениях борьбы с Ираном и масштабного регионального мира вместо узкого палестино-израильского урегулирования, которое с высокой долей вероятности окажется временным.

Немаловажно и то, что король КСА Сальман, судя по всему, мыслит несколько иными категориями. Также в минувшее воскресенье на саммите ССАГПЗ  он успел заявить, что «королевство призывает международное сообщество выполнить свой долг, приняв необходимые меры для защиты палестинского народа от агрессивных действий Израиля, которые считаются провокацией для арабов и мусульман», а также сообщил, что Эр-Рияд намерен бороться за обеспечение прав палестинцев, включая независимое государство со столицей в Восточном Иерусалиме. Причем неизвестно, что в сказанном должно удручать Израиль больше всего: поддержка палестинцев или призыв к международному сообществу, под которым явно подразумевается враждебная израильской стороне ООН. Мало того, как уже говорилось ранее, Эр-Рияд не проголосовал за американскую резолюцию, осуждающую агрессию ХАМАСа против Израиля, предложенную на суд Генеральной Ассамблеи ООН в минувший четверг.

Во-вторых, сложности по-прежнему вызывает расследование по делу саудовского журналиста Дж.Хашогги, убитого в генконсульстве КСА в Стамбуле, где Израиль выступает на стороне Саудовской Аравии, пытаясь отстоять идеи сохранения отношений с Эр-риядом и лично наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. О том, что это факт несколько портит репутацию самой, а то и единственной демократической страны Ближнего Востока, которой Израиль стремиться себя позиционировать, было сказано достаточно. Сейчас критика обрушилась на то, что ранее ее предметом не становилось, поскольку рассматривалось в качестве фундамента для оформления полноценных межгосударственных отношений. Речь идет о поставках вооружений и обмене разведывательной информацией. Именно этот фактор, как было отмечено выше, Б.Нетаньяху упомянул в числе стимулов, которые приводят к тому, что все больше зарубежных государств интересуются контактами с Израилем.

По данным американского издания Washington Post, израильское правительство ранее дало добро на продажу Саудовской Аравии систем кибер-слежения Pegasus, разработанных герцлийской NSO Group. Примечательно, что сделка совершалась не напрямую, а через дочернюю компанию, расположенную в Люксембурге. В прессе сообщается, что власти согласовали это, несмотря на имевшиеся возражения  по поводу поставки технологий арабской стране, хотя Агентство по оборонному экспорту данный факт, судя из публикаций Haaretz, не подтверждает. Руководили ими, как можно предположить, соображения доступа к секретной информации, касающейся иранской активности. Примечательно в этом контексте и то, что сама компания четко регламентирует то, кому продает свои разработки. Например, ее представители не скрывают в СМИ, что аналогичные технологии не могли бы быть переданы России или Турции. Особый драматизм этой ситуации придает то, что технология взлома мобильного телефона, придуманная компанией и попавшая к КСА, как полагает саудовский активист, живущий в Монреале О.Абдулазиз, была использования для слежки за убитым Дж.Хашогги. Так, он уже подал иск против израильских властей и самой NSO Group, обвиняя их в продаже шпионских программ, которые используются для слежки за противниками репрессивных режимов.

В целом, сложившиеся обстоятельства пока не позволяют прогнозировать действительного официального сближения Эр-Рияда и Иерусалима, как бы этого не хотел Б.Нетаньяху, руководствуясь различными соображениями. Происходит это во многом потому, что Израиль, выступая адвокатом КСА, отстаивает не необходимость сохранить связи с  Эр-Риядом в целом несмотря на громкое дело об убийстве журналиста, а важность контактов, поддерживаемых лично с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. Фактически для страны эта история становится микромоделью того, что может произойти в американо-израильском партнерстве, в том случае, если израильские власти продолжат замыкаться на Д.Трампе и республиканцах.

52.2MB | MySQL:103 | 0,475sec