Американские эксперты об угрозе для внутриполитической стабильности Иордании

По оценкам американских экспертов, близких к Пентагону, ситуация в Иордании на сегодня чревата возникновением серьезной внутренней нестабильности, что может привести в конечном счете к снижению уровня влияния в королевстве основных международных союзников и спонсоров Аммана. По их оценке, экономические и националистические протестные движения Иордании набирают силу, требуя изменений в политике Аммана, что может привести в конечном счете к возникновению серьезных противоречий Иордании с рядом международных доноров королевства. При этом основные интересы большинства из них (США, КСА и ОАЭ) вступают в противоречия с желаниями значительной части подданных Иорданского Хашимитского Королевства, особенно на юге страны. Этот разрыв между международными и внутренними вызовами может создать предпосылки для серьезного структурного внутриполитического кризиса в Иордании, что станет практически очевидным сценарием, если часть международных спонсоров будет продолжать вынуждать Амман предпринимать непопулярные шаги на внешнем треке. Нарастающая волна протестов в Иордании уже доказала свою способность оказывать влияние на политику правительства. При этом система социального контракта Иордании, которая долгое время была залогом самого существования этой искусственного во многом созданного государства, начинает давать очевидные трещины. Залогом успеха этой системы, архитектором которой был король Хуссейн, было сочетание компромисса власти с основными бедуинскими кланами и существенной иностранной помощью. На сегодня очевидно, что внутренний компромисс общества и власти подвергается серьезным рискам. С одной стороны, это националисты, которые идеологически выступают против того, чтобы король Абдалла II проводил политику, которая, по их мнению, отвечает интересам ключевых зарубежных доноров, но не самой Иордании. С другой стороны, это экономически обиженные протестующие, которые все больше начинают выступать против структурных реформ короля в экономике, что связано с урезанием субсидий и повышением налогового бремени. Между тем Иордания продолжает критически зависит от иностранной помощи, что означает, что ее ключевые доноры — Соединенные Штаты, Европа и арабские государства Персидского залива — имеют существенное влияние на решения короля на внешнем и внутреннем треках. Поскольку целый ряд принципиальных требований этих иностранных держав вступают в противоречие с лейтмотивом растущих протестных движений Иордании, это означает, что монархия, вероятно, будет подвержена продолжающимся внутренним беспорядкам и потенциально будет балансировать на грани серьезного внутреннего кризиса. Относительная нынешняя стабильность Иордании является результатом прежде всего срочной международной помощи, а не результатам ее собственных экономических структурных преобразований. Но эта помощь всегда оговаривается определенными условиями, которые весомые части элиты страны все чаще начинают отвергать. Если спонсоры ИХК попытаются подтолкнуть королевство к политике, против которой будут выступать его растущие протестные движения, результатом может стать глобальный кризис власти.
При этом король все больше начинает поддаваться внутреннему давлению со стороны своих оппонентов. Новый премьер-министр Иордании Омар Раззаз объявил в июле с.г. о намерении «преодолеть пропасть, которая образовалась за прошедшие десятилетия между правительствами и рядовыми гражданам» Выступая на пресс-конференции в Аммане, он подчеркнул, что «власти и общество должны совместными усилиями использовать шанс и наладить мосты через разделяющую их пропасть». «Перед всеми нами стоит задача разработать всеобъемлющую программу национального подъема, которая бы отвечала, в первую очередь, чаяниям иорданской молодежи», — сказал тогда глава правительства. Важнейшими шагами своего кабинета Раззаз назвал заключение в ближайшее время нового социального договора и реализацию на практике идеи «парламентского правительства». По его мнению, в Иордании необходимо провести административные реформы, которые «обеспечат более широкое участие граждан в политической и экономической жизни». 14 июня после принесения присяги королю Абдалле II иорданский премьер-министр отозвал из парламента законопроект о подоходном налоге, вызвавший массовую волну протестов в Аммане и других городах. Прежнее правительство, которое ушло в отставку, планировало повысить подоходный налог до 40% для бизнеса и как минимум на 5% для физических лиц в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда. Как заявил 5 июня король Абдалла II, экономика Иордании оказалась в плачевном состоянии из-за роста цен на нефть, прекращения поставок в страну египетского газа и закрытия границ с Сирией и Ираком по причине террористической угрозы. Кроме того, были уменьшены масштабы финансовой помощи королевству, которое предоставило семь лет назад убежище на своей территории свыше 600 тысячам сирийских беженцев. Как следствие реальной опасности возникновения неуправляемой ситуации, 11 июня в Мекке прошел саммит в поддержку Иордании, по его итогам Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ объявили о выделении пакета помощи Амману на сумму 2,5 млрд долларов. Согласно договоренностям, средства пойдут, в частности, на инвестиционные проекты и поддержку госбюджета ИХК. В свою очередь Катар пообещал оказать помощь Иордании в размере 0,5 млрд долларов для преодоления экономического кризиса, с которым столкнулось королевство. Если брать в сухом остатке, то львиная доля этой помощи (которая, кстати, в итоге после «утряски» составила 1,85 млрд долларов) пошла на стабилизацию курса национальной валюты и продолжения субсидирования Амманом значительной части своих социальных обязательств. Это на время сгладило остроту экономических протестов населения, но зато подняло на щит чисто политические требования. В прошлом месяце националистам удалось заставить короля объявить, что Иордания откажется от части своего мирного договора 1994 года с Израилем, который должен быть пересмотрен в 2019 году. В этом разделе договора Иордания соглашалась разрешить Израилю экстерриториальное использование двух небольших ферм в долине реки Иордан в Бакуре и Хамре в качестве меры укрепления доверия, так и средства, позволяющего Иордании избежать оплаты нескольких проектов в области развития и ирригации. Этот эпизод, конечно, нельзя рассматривать как отказ Аммана от соблюдения самого мирного договора с Израилем, но он является примером судорожных попыток короля успокоить внутренние оппозиционные группы, которые выступают против ряда действий иорданского правительства на внешнеполитическом направлении. И очень знаковым моментом является тот факт, что эта уступка националистам была сделана вскоре после того, как экономически обиженным протестующим удалось заставить отменить в июне крайне непопулярный законопроект о подоходном налоге. Беспорядки в Иордании этим летом стали крупнейшими протестами в стране после событий «арабской весны» 2011 года, которые привели к созданию совершенно нового по своему составу правительства. Во время «арабской весны» демонстрации иорданских националистов и экономически обиженных протестующих объединились. Однако в последнее время обе составляющие общего оппозиционного движения сосредоточили свое внимание на конкретных вопросах, которые практически не дублируют друг друга. Например, националистические протесты вынудили Амман выслать посла Израиля после того, как охранник израильского посольства убил двух иорданцев в июле 2017 года, а экономические протесты вызвали кратковременный коллапс в экономике страны в июне, заставив монархию отменить непопулярный законопроект о подоходном налоге и отложить меры жесткой экономии еще на один год. Два этих протестных течения на данный момент базируются на решении своих проблем и плохо организованы, но круг проблем, которые их стимулируют, множится по мере того, как экономика Иордании продолжает скатываться в кризис, а правительство вынуждено предпринимать все более серьезные и драматические усилия по поддержанию внутренней стабильности, включая обращение к МВФ за срочной помощью. В этой связи  американские эксперты делают вывод о том, что новым испытанием для монархии станет однозначный социальный протест по вопросу принятия нового налогового законопроекта и презентации плана Вашингтона по БВУ. К сожалению для Иордании, недавние  требования националистов и экономически недовольных протестующих иорданцев вызвали тревогу у ряда иностранных спонсоров и вынудили их начать оговаривать условия для своей дальнейшей поддержки режима. В частности, американские эксперты вспоминают в этой связи факты негативного влияния националистов на решения королевского двора, что приводило Амман к тяжелым последствиям в рамках его отношений с зарубежными государствами. Это и война с Израилем в 1967 году, что привело к потери территорий; и поддержка королем Хуссейном Саддама Хусейна во время войны в Заливе, что привело иорданские отношения с аравийскими монархиями к рекордно низкому уровню, и вынудило Амман подписать в 1994 году мирный договор с Израилем. Протестные движения в Иордании и потребность в иностранной помощи вынуждают сейчас короля балансировать в поисках «золотой середины», и успех этой тактики не очевиден.
Сегодня националисты угрожают бросить вызов Абдалле II по поводу нового мирного плана США для Палестины (несмотря, по оценкам самих американских экспертов, на его предельно низкие шансы на успех). В отношении этого плана, который и без того является крайне непопулярным среди всех течений в ООП, все эксперты сходятся во мнении в отношении того, что он предполагает фактически узаконить нахождение огромного количества палестинцев за пределами собственно ПНА. То есть, эта редакция подразумевает отказ от принципа «два государства, для двух народов». Эти опасения усиливаются недавним решением Вашингтона рассматривать сектор Газа и Западный берег р. Иордан «как отдельные образования», что свидетельствуют о том, что он готов полностью исключить ФАТХ из мирного процесса. Националистическое давление однозначно подтолкнет Иорданию выступить против плана Соединенных Штатов, который пользуется поддержкой наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана и более спокойной поддержкой наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна. В этой разности подходов к теме БВУ американцы видят опасность использования рычага экономической помощи Иордании со стороны аравийских монархий для принятия Амманом американской редакции БВУ. Как это было в прошлом году, когда КСА и ОАЭ задержали возобновление пакета помощи с целью дополнительного стимулирования иорданского короля солидаризоваться с ними в более внятной форме по вопросу Ирана и Сирии. И в конечном итоге такая помощь возобновилась только в период нынешних июньских протестов, когда стали очевидны варианты крушения монархии в принципе. В этой связи рискнем предположить, что по вопросу БВУ разногласий между аравийскими монархиями и Амманом не возникнет. По той причине, что американскую редакцию БВУ на вышеперечисленных условиях сами аравийские монархи также не примут, поскольку еще хотят просто жить. Другой вопрос — это Сирия и весь комплекс проблем в связи с ее будущей политической архитектурой. Также мы очень сомневаемся в версии американских экспертов о том, что Вашингтон будет необдуманно давить на Амман в рамках лоббирования своей редакции БВУ в ущерб сохранению в Иордании общей политической стабильности. И, кстати, не только там. Вообще создается впечатление, что Вашингтон будет работать по этой линии по остаточному принципу, поскольку уже всем стало очевидно, что план советника президента США и его зятя Джерарда Кушнера нежизнеспособен, а те практически реализуемые вещи (перенос посольства США в Иерусалим, выход из СВПД), которые лоббировали и проплачивали зятю американского президента в первом случае израильские лоббисты, в во втором, помимо их, еще и саудовские и эмиратские, он уже сделал. И что-то еще реальное на этом направлении сделать уже не получится.

52.49MB | MySQL:104 | 0,335sec