Ирак: конфликт за портфель главы МВД выходит на завершающую стадию

Пока альянс «Аль-Бина», то ли ищет замену Ф.Файяду на министерский пост главы МВД, то ли нет, блок «За реформу и обустройство» решил помочь ему в этом. Во вторник 11 декабря, его представители подтвердили, что у «Аль-Бины» нет достаточного количества голосов, чтобы провести кандидатуру Ф.Файяда через голосование. Сторонники «Саирун» в открытую раскритиковали действия своих оппонентов, приведя примеры того, как на должности выдвигаются ангажированные персонажи, с явными партийными приоритетами, а также предупредили, что судьба изначального соглашения между «Саирун» и «Фатхом» о формировании кабинета министров, висит на волоске. Из-за настойчивого стремления последнего провести кандидатуру Ф.Файяда на пост министра внутренних дел. Целиком и полностью.

Асаад аль-Муршиди, депутат от блока «За реформу и обустройство» обратил внимание журналистов на то, что «увеличивается количество взаимных претензий и уровень общей напряженности из-за отсутствия решения по вакантным министерствам, в то время как у альянса «Аль-Бина» есть все необходимые инструменты, чтобы не доводить ситуацию до абсурда и найти замену Ф.Файяду.

Парламентарий еще раз акцентировал внимание на необходимости строго следования первоначальным договорённостям о том, что министерские посты должны вручаться лицам независимым от политических партий и высказал сожаление в связи с тем, что 50% из претендентов, на деле, оказались ставленниками тех или иных политических сил. Для «Саирун», на самом деле, это момент принципиальный, поскольку на этом постулате во многом зиждилась его предвыборная компания: никакой партийности министров.

«Часть из политических сил решила руководствоваться тем, что они считают своими выборными достижениями, при выдвижении кандидатов, что усугубило ситуацию и отсрочило начало работы правительства, что в результате, сказалось на всех жителях страны», — добавил депутат.

«Наша позиция, с которой, кстати, согласился альянс «Аль-Бина», в присутствии премьер-министра, это такое правительство, в котором бы не было тех, кто связан с партиями, либо, был замешан в связях со старым правительством, поэтому, когда альянс стал так цепляться за кандидатуру Ф.Файяда, мы закономерно расценили это как нарушение договоренностей с Х.аль-Амири», — пояснил журналистам парламентского пула А.аль-Муршиди.

«Кризис вызван одним человеком, Ф.Файядом, и коалиция «Аль-Бина» должна встать и отказаться от этой кандидатуры», — сказал он.

Со своей стороны, другой депутат от коалиции «За реформу и обустройство», напомнил СМИ, что «основные силы в реформаторском альянсе отказались от своих избирательных достижений как от основы для претендования на портфели министров, так поступили депутаты от «Саирун», от блока «Наср» и движения «Аль-Хикма».

Он отметил, что «это было сделано осознанно, чтобы дать премьер-министру соответствующую возможность свободно выбирать своих кандидатов».

По-прежнему восемь министерств остаются вакантными: министерства внутренних дел, обороны, юстиции, иммиграции и перемещенных лиц, образования, высшего образования и научных исследований, сотрудничества в области планирования и развития и Министерство культуры.

В понедельник, 10 декабря, депутаты провели дискуссию о сокращении ассигнований для министерств внутренних дел и обороны на следующий год и о переводе части их сумм в инвестиционный файл, указав, что конфликт по вакантным портфелям препятствует работе объединенного комитета по бюджету Палаты представителей и правительства, и подтвердив при этом расчетную цену барреля нефти в 56 долларов.
«Бюджет на 2019 год является воспроизведением предыдущих бюджетов, и в нем есть много проблем, которые в первом приближении решаются», — сказал член парламентского комитета по экономике Хамид аль-Муссави.
Он указал, что, как и на предыдущих сессиях, преобладает обычай, что утверждение бюджета будет осуществляться путем политического согласия, заранее зная долю Региона Курдистан, а затем разделяя импорт Ирака на объем экспортных доходов, которые на 95% состоят из нефти, и затем учитываются прочие требования блоков к правительству, чтобы вовремя проголосовать за бюджет. «Хорошим жестом и шагом в правильном направлении является формирование совместного комитета между правительством и парламентом для обсуждения закона», — считает депутат, еще раз подчеркнувший, что «предмет конфликта о вакантных министерствах препятствует палате представителей в утверждении бюджета, и на сегодня, работа объединенного комитета застопорилась».

Это весьма плохой сигнал для обеих силовых министерств. Дело в том, что отношение сумм на другие статьи в реалиях Ирака означает то, что вытаскивать их оттуда можно будет годами, таким образом, то ли вольно, то ли невольно, те силы, которые стоят за сокращением части бремени военных расходов, можно сказать, частично свою задачу уже выполнили. Трудно сказать, каким образом это может сказаться на финансировании текущих контрактов, по части из них, например, открыты и действуют аккредитивы, в рамках которых можно что-то корректировать и менять. Но, по некоторым сведениям, есть и такие контракты, по которым аккредитивы не были открыты, вместо них были даны какие-то другие гарантии, если можно так назвать устные обещания. Теперь же, когда часть средств, зарезервированных под, в том числе и эти цели, фактически замораживают, мы затрудняемся сказать, как и когда иракская сторона будет рассчитываться за уже поставленное ей имущество. Надеемся, что подобное развитие ситуации учитывалось среди возможных рисков, в противном случае, оно может стать похожей на часто критикуемую советскую схему, когда чисто коммерческие аспекты приносились в жертву вышестоящим соображениям. Или, тем же, корпоративным. Но, как бы там ни было, судя по всему, пост главы Министерства внутренних дел достанется не Ф.Файяду, а другому человеку. «Окно возможностей» для этого, практически, превратилось в маленькую щель, за которой вовсю раскидывается пространство непарламентских способов политического и общественного диалога. На нем «Саирун» способны дать фору кому угодно.

62.82MB | MySQL:102 | 0,507sec