О конференции «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего». Часть 16

22-23 ноября с.г. в Анкаре состоялась Конференция под названием «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего».

Напомним, что в предыдущей статье мы начали обсуждение презентации, сделанной нижеподписавшимся в ходе мероприятия, на тему «Новые направления российско-турецкого экономического, энергетического и инновационного развития».

Энергетика в обозримой перспективе, без сомнений, продолжит играть ключевую роль в отношениях между Россией и Турцией. Однако, свой потенциал драйвера развития она уже, по сути, исчерпала.

Крупные энергетические проекты – газопровод «Турецкий поток» и АЭС «Аккую» — продолжат, в те или иные сроки, реализовываться, а вот новых крупных совместных проектов в энергетической сфере не предвидится. Свою нишу Россия в Турции, в плане энергетики, уже заняла. Говоря о новых страницах сотрудничества, надо учитывать ряд обстоятельств и особенностей экономик двух стран.

К примеру: обе страны находятся в «ловушках».

Россия – в сырьевой, являясь практически полностью зависимой от продажи своих энергоносителей и, говоря шире, полезных ископаемых за рубеж. Крупная и технологичная промышленность наличествует, однако, малый и средний бизнес развит недостаточно. Товары народного потребления, в значительной мере, импортируются из-за рубежа. Другой проблемой является заметная утрата компетенций в сфере сложного, промышленного и инфраструктурного строительства, при сохраняющейся пока возможности производства тяжелого, наукоемкого оборудования.

Турция находится в своей «ловушке» — средней добавленной стоимости, массово производя практически любые товары народного потребления, за исключением самых дорогостоящих и технологичных «гаджетов». Стране объективно не хватает крупной промышленности и «ключевых компетенций»: авиация, космос, атом, военно-промышленный комплекс, электроника и т.д. При этом турецкие строители являются одними из лучших в мире. Турецкие подрядчики работают на всех континентах планеты, реализуя сложные и крупные проекты. По различным оценкам, на пике своей работы в Российской Федерации (который пришелся на период до так называемого «самолетного кризиса», то есть, до 2015 года), на долю турецких строителей приходилось около 30% отечественного рынка подрядов.

Так что, расхожий тезис о том, что экономики двух стран являются «взаимодополняющими» имеет под собой веские основания.

Другим моментом, заслуживающим комментариев, является цель, поставленная руководством двух стран по увеличению торгового оборота между Россией и Турцией до уровня в 100 млрд долл (приблизительно в 4 раза от нынешних показателей).

Разумеется, в рамках нынешнего торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, 100 млрд долл. – недостижимая линия горизонта. Поставки российских энергоносителей в Турцию будут нарастать, параллельно росту турецкой экономики и численности населения – то есть, эволюционно, не кратно. Турция имеет определенный недоиспользованный потенциал в плане поставок в Россию товаров народного потребления, но и он не способен кардинально изменить ситуацию. Можно, конечно, кое-что по-другому начать считать в официальной статистике (к примеру, каким-то образом начать учитывать строительные подряды и взаимный туризм), но это – не решение проблемы, а лишь возведение фасада «Потемкинской деревни».

Задача выявления таких узких мест и разработки дорожных карт развития – должна быть сейчас для двух сторон приоритетной. В этой связи стоит отметить недавно состоявшийся визит в Москву делегации Меджлиса турецких экспортеров (TIM) – самого влиятельного внешнеторгового объединения страны – в ходе которого, с руководством Российского Совета по Международным Делам (РСМД) была достигнута договоренность о разработке подобного документа, а также о создании двусторонней В2В платформы.

О каких перспективных направлениях сотрудничества хотелось бы поговорить, в свою очередь? – На самом деле, их – немало.

Скажем лишь о некоторых из них.

Прежде всего, взаимный туризм, невзирая на рекордные показатели посещений россиянами Турции, по-прежнему, не исчерпал своего потенциала. Проблема для Турции: страна оказалась заложницей системы «все включено», когда россияне не видят и не используют всего спектра возможностей и предложений страны. Проблема для России: российская инфраструктура не готова для массового туризма, за исключением нескольких крупных городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Сочи и ещё несколько других.

Какие из этих обстоятельств направления сотрудничества могут, при создании адекватных условий, проистекать?

  1. Совместное развитие туристической инфраструктуры в России.
  2. Реализация совместных программ подготовки кадров.
  3. Развитие «сложного» и регионального взаимного туризма: культурного, религиозного, гастрономического, активного, медицинского и прочего.

Подчеркнем: генеральной линией России должно быть развитие собственной туристической инфраструктуры. То положение, в котором в настоящее время находится 1/8 часть суши, следует считать не слишком удовлетворительным. При этом Турция имеет опыт по быстрому созданию туристической инфраструктуры и продвижения себя в качестве направления массового туризма, что могло бы Россией быть использовано в своих интересах.

52.27MB | MySQL:103 | 0,443sec