Израильские эксперты об ослаблении Ирана посредством давления на «Хизбаллу»

Глава разведывательного управления Армии обороны Израиля генерал-майор Тамир Хейман заявил 11 ноября этого года на закрытом заседании в комиссии по международным делам Кнессета, что Иран сокращает свою деятельность в Сирии в ответ на непопулярность такой политики внутри страны. «Израиль полон решимости держать Иран и Сирию подальше от Голанских высот», – сказал Т.Хейман.

Цена иранского присутствия в Сирии вызывает большие противоречия в Тегеране, и в ЦАХАЛе видят тенденцию, которая ведет к его значительному сокращению. По словам Т.Хеймана, экономический кризис в Иране углубился с тех пор, как США возобновили санкции, а экспорт нефти сократился. «Разведка ЦАХАЛа успешно отслеживает попытки обхода санкций и действует вместе с соответствующими структурами в международном сообществе», – сказал израильский генерал-майор.

Что касается роста напряженности на севере страны, то по словам Т.Хеймана, «Хизбалла» обладает статистической огневой мощью на протяжении многих лет, но у организации нет промышленной возможности конвертировать и производить точное оружие. По мнению израильского генерал-майора, шансов, что начнется война не много, так как на данный момент это не отвечает интересам врагов Израиля. Тем не менее, потенциал информационных технологий «нарушать, проектировать и создавать» может привести к эскалации напряженности. По-видимому, имеется в виду возросшая кибер-активность Израиля и Ирана, создающая гонку вооружений в эпоху интернета, т.е. «эскалация холодной войны в киберпространстве». В то же время, эти технологические разработки создают множество возможностей на разных фронтах «кампании между войнами» (целенаправленных действий армии в период отсутствия крупного столкновения)[i].

По словам Т.Хеймана, операция израильской армии «Северный щит» направлена на обнаружение и нейтрализацию террористических тоннелей, сооружаемых «Хизбаллой» вдоль ливано-израильской границы с 2006 года, что является «краеугольным камнем» стратегии ливанской шиитской организации.

Вполне ожидаемо США поддержали израильскую операцию «Северный щит». Однако, генерал-майор запаса Гиора Айленд, бывший глава израильского Совета национальной безопасности, еще в июле этого года высказал мнение, что американская помощь гораздо важнее в другом, более важном вопросе.

Так, в мае с.г. президент США Дональд Трамп заявил о возобновлении санкций против Ирана. «Санкции идут», – разместил Д.Трамп мем в стиле телешоу «Игра престолов» на своей официальной странице в Twitter. По мнению Г.Айленда, это заявление отражает решительную позицию Америки: главная цель – не дать Ирану получать прибыль, которая, в свою очередь, используется, в том числе, и для финансирования терроризма. При этом совершенно неясно, когда и в какой степени политика США даст эффект. Слабость американского шага заключается в том, что большинство стран, подписавших Совместный всеобъемлющий план действий с Ираном (ядерное соглашение от 2015 года) выступают против американской позиции, полагая, что это мотивировано тем фактом, что СВПД был подписан Бараком Обамой, предшественником Д.Трампа.

Г.Айленд не уверен, что прямое давление на Иран в результате окажется самой эффективной политикой. К тому же, по его мнению, США не знают, как  правильно воспользоваться болевыми точками Ирана. Тогда как Иран прилагает усилия для закрепления своего военного присутствия в Ираке, Сирии и Йемене, именно Ливан годами находился под контролем Тегерана через его шиитского представителя – «Хизбаллу».

Избранный президент, премьер-министр и парламент Ливана контролируют только гражданскую деятельность в стране, в то время как значительная военная мощь находится исключительно в руках «Хизбаллы». Поэтому, говорит Г.Айленд, для США настало время предъявить Бейруту ультиматум: если он хочет, чтобы его и впредь считали независимой страной, он должен потребовать от «Хизбаллы» демилитаризации и отказа от своего тяжелого оружия. Если Ливан откажется, США должны объявить ему бойкот, а также любой организации, которая согласится вести с ним бизнес. «Это будет трудная дилемма, которая разорвет ливанское общество изнутри, но может привести к тому, что Ливан примет правильное решение»[ii].

Отметим, что официальные лица, в том числе премьер-министр Ливана Саад Харири, делали заявления, в которых звучали требования к «Хизбалле» разоружиться. В частности, еще в 2013 году, в разгар войны в Сирии, С.Харири говорил, что «идея… о том, что Ливану нужно оружие сопротивления («Хизбаллы» — авт.), чтобы противостоять израильской угрозе … – исчерпала себя. Оружие шиитской организации «направлено не на борьбу с врагом, Израилем, а на борьбу с сирийским народом». В тот же период тогдашний президент Ливана Мишель Сулейман говорил о том, что «арсеналы вооружений «Хизбалы» должны быть на службе Ливана»[iii]. Хотя три года ранее он же заявлял, что правительство Ливана не может требовать разоружения от шиитской группировки в период эскалации напряженности с Израилем[iv]

Генерал-майор Г.Айленд называет пять причин, по которым Ливан может отказаться от «Хизбаллы».

Во-первых, фактом является то, что, хотя мусульмане-шииты представляют самую большую общину в Ливане, они не составляют большинство.

Во-вторых, молчаливое большинство в Ливане выступает против «Хизбаллы» и справедливо обеспокоено разрушениями, которые могут быть нанесены им и их стране, если шиитская террористическая организация втянет их в военную кампанию против Израиля.

В-третьих, несмотря на «ястребиные» заявления генерального секретаря «Хизбаллы» Хасана Насраллы, террористическая организация сталкивается с серьезным финансовым кризисом. Он должен лечить тысячи своих бойцов, раненых в гражданской войне в Сирии, и платить семьям, которые потеряли своих родственников в этой войне, в то время как его главной проблемой является обязательство выплачивать пенсии боевикам, которые вступили в организацию 30 лет назад и сейчас выходят на пенсию.

В-четвертых, «Хизбалла» может и находится под контролем Ирана, но это все еще политическое движение, которое также претендует на то, чтобы считаться патриотическим движением Ливана. По этим соображениям, организация предпочла бы сначала попытаться достичь компромисса, прежде чем втянуть всю страну в разрушительное столкновение с Израилем. В результате могут быть уничтожены все политические достижения, которых добилась «Хизбалла» ради шиитского населения страны, прикладывая к этому огромные усилия на протяжении десятилетий.

В-пятых, в отличие от Сирии, у России нет значительных интересов в Ливане, поэтому Москва не заинтересована в усилении Ирана на ливанской территории.

Следовательно, США могут оказать большее давление на Ливан, чем на Иран, и именно на этом направлении они и должны сосредоточить свои усилия, действуя против Исламской Республики Иран. Несмотря на разногласия по поводу СВПД, если Вашингтон потребует разоружения «Хизбаллы», то он, в дополнение к одобрению Саудовской Аравии и Израиля, получит поддержку Европы. Израиль, со своей стороны, должен во всеуслышание заявить, что если против него будет развернута военная кампания с территории Ливана, то это приведет не только к войне против «Хизбаллы» – как, по мнению Г.Айленда, Израиль ошибочно поступил в 2006 году, – но и к войне против ее покровителя, Ливана.

Отметим, что израильские официальные лица не раз давали понять, что правительство Ливана несет ответственность за все, что происходит на его территории. В частности, 4 декабря этого года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что «Израиль считает правительство Ливана ответственным за всю террористическую деятельность, осуществляемую с территории Ливана против Израиля», со всеми вытекающими из этого последствиями. «У меня есть послание народу Ливана – сказал Б.Нетаньяху – ««Хизбалла» подвергает вашу жизнь опасности. Они жертвуют вашим благополучием, чтобы достичь агрессивных целей Ирана»[v].

Что касается Соединенных Штатов, то Палата представителей Конгресса США 11 декабря 2018 года одобрила два законопроекта, направленных против «Хизбаллы». Законы предусматривают санкции в отношении спонсоров и сторонников организации, а также тех, кто помогает ливанской террористической группе использовать гражданских лиц в качестве живого щита.

Закон о живых щитах (Закон о введении санкций в отношении тех, кто использует гражданских лиц в качестве беззащитных щитов), также осуждает действия ХАМАСа. Под санкции попадают члены правящего в Газе движения и «Хизбаллы», которые используют гражданских лиц в качестве живого щита. Как говорится в законопроекте, «Хизбалла» создала арсенал из 150 000 ракет, которые зачастую скрываются в шиитских деревнях и домах на юге Ливана, в домах, школах, больницах и мечетях».

Закон, по которому под санкции попадают спонсоры или те, кто предоставляет ресурсы «Хизбалле», называется Законом о внесении поправок в законодательство о предотвращении международного финансирования «Хизбаллы» от 2017 года и предусматривает санкции в отношении правительственных структур, которые поддерживают вооруженное крыло шиитской организации. Закон также предусматривает санкции в отношении компаний и физических лиц, которые помогают сбору средств или вербовке бойцов «Хизбаллы», а также вводит санкции против самой террористической организации[vi].

Сенат единогласно принял законопроект, представленный сенатором Тедом Крузом в октябре этого года. В настоящее время закон направлен на подпись Дональду Трампу. По закону президент США может снять санкции на срок до 120 дней, если отчитываясь перед Конгрессом, он заявит, что это имеет решающее значение для интересов национальной безопасности.

Такие группы, как Американо-израильский комитет по связям с общественностью (AIPAC), Объединенные христиане за Израиль, Фонд защиты демократий (FDD) и Фонд за ближневосточную правду (EMET) приветствовали принятие закона. «Впервые Конгресс принял законодательные меры против этой отвратительной практики», – говорится в заявлении AIPAC. «Важность этого закона подчеркивается недавним обнаружением террористических тоннелей «Хизбаллы» в Израиле, которые были прорыты под жилыми домами в Ливане». «И всего несколько недель назад, под прикрытием гражданского населения в Газе, ХАМАС запустил [почти] 500 ракет по общинам на юге Израиля»[vii].

По словам директора FDD Марка Дубовица, «террористы и спонсирующие их режимы должны нести ответственность за свою жестокую практику использования гражданских лиц в качестве живого щита». Дубовиц добавил, как представляется, важную фразу: «Эта двухпартийная акция спасет жизни гражданского населения и даст Соединенным Штатам и их союзникам свободу действий в ведении борьбы, в то время как их обе руки не будут связаны за спиной».

Представляется, что два закона Конгресса США грамотно, под эгидой защиты прав гражданского населения, действительно развязывают руки США и Израилю в комплексных действиях, в т.ч. и военных, против Ирана и Ливана. Взять хотя бы формулу бывшего министра обороны Израиля Авигдора Либермана: «Ливан = Хизбалла. Хизбалла = Иран. Ливан = Иран», из чего следует, что с Ливаном можно и нужно поступать так, как с Ираном. Закон, предусматривающий санкции также и в отношении правительственных структур, которые поддерживают вооруженное крыло шиитской организации, бьет не только непосредственно по «Хизбалле» и ХАМАСу, но прежде всего по Ливану и Ирану (а потенциально и не только по ним). Обвинить в нужный момент правительство Ливана в поддержке «Хизбаллы» не является сложной задачей в силу очевидной неспособности нынешних властей решиться на такой шаг и тем более его осуществить. Израильские военные эксперты обозначили на первый взгляд действенный набор антииранских мер, которые реализовываются во внутреннем политическом процессе и на международной арене Израилем и США. Дадут ли они ожидаемые результаты (ослабят Иран) – вопрос. Но можно предположить, что последствия этих шагов не заставят себя долго ждать.

[i] Глава разведывательного управления ЦАХАЛа  видит сокращение иранского присутствия в Сирии // The Jerusalem Post. 11.12.2018. URL: https://www.jpost.com/Arab-Israeli-Conflict/IDF-intelligence-chief-sees-Iran-downgrading-its-presence-in-Syria-574044 (на англ. яз.)

[ii] Ослабление Ирана наведением цели на «Хизбаллу» // Ynet. 12.07.2018. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5421134,00.html (на англ. яз.)

[iii]«Хизбалла» должна разоружиться, говорит бывший ливанский премьер-министр // Haaretz. 04.08.2013. URL: https://www.haaretz.com/lebanon-ex-pm-hezbollah-must-disarm-1.5316811 (на англ. яз.)

[iv] Ливанское правительство не будет требовать разоружения от «Хизбаллы»// Ynet. 05.08.2010. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3886518,00.html (на англ. яз.)

[v] Заявление премьер-министра Нетаньяху о террористических тоннелях «Хизбаллы» // МИД. 04.12.2018 URL: https://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2018/Pages/PM-Netanyahu-s-statement-about-Hezbollah-terror-tunnels-4-December-2018.aspx (на англ. яз.)

[vi] Сенат одобрил 2 законопроекта, предусматривающие санкции против «Хизбаллы» // JTA. 12.10.2018. URL: https://www.jta.org/2018/10/12/politics/senate-approves-2-bills-sanctioning-hezbollah (на англ. яз.)

[vii] Палата представителей Конгресса США принимает двухпартийный законопроект, запрещающий использование живых щитов // JNS. 11.12.2018. URL: https://www.jns.org/house-of-representatives-passes-bipartisan-bill-to-prevent-use-of-human-shields-goes-to-trump-for-signature/ (на англ. яз.)

52.29MB | MySQL:103 | 0,712sec