Попытки экс-президента Ирана Махмуда Ахмадинежада вернуться в политику

После неудачной попытки принять участие в прошедших президентских выборах 2017 года бывший глава исполнительной власти ИРИ Махмуд Ахмадинежад не оставляет попыток вернуться в политическую жизнь страны. Бывший президент разъезжает по провинциям и городам, сохраняет активность в социальных сетях Твиттер, Инстаграм, которыми пользуется иранская молодежь, имеет собственный сайт http://ahmadinejad.ir/. Нельзя не признать тот факт, что М.Ахмадинежад имеет сторонников, которые поддерживают его в ходе провинциальных визитов.

Подобная активность помогают М.Ахмадинежаду не сходить с заголовков ираноязычной прессы. Так, 9 декабря бывший президента на своей странице в Твиттере обратился к французскому лидеру Эммануэлю Макрону с просьбой прислушаться к требованиям протестующих и выполнить их в наилучшей форме. В конце своего послания бывший президент Ирана написал: «Ни одна сила не способна противостоять народу». Примечательно, что именно при президентстве М.Ахмадинежада в Исламской Республики произошли крупнейшие репрессии во время акций протестного «Зеленого движения», не согласных с результатами президентских выборов 2009 года, на которых и одержал победу М.Ахмадинежад во второй раз, а сам президент назвал протестующих в Иране «мусором».

В рамках своих усилий по возвращению в политику, Махмуд Ахмадинежад недавно сосредоточил свое внимание на экономических проблемах страны, проводя встречи с молодыми экономистами и публикуя ряд видеороликов под названием «Простая экономика», представляя свое видение решения этих проблем. На этих видеороликах М.Ахмадинежад выступает в сорочке с загнутыми рукавами и говорит на доступном большинству граждан простом языке. По его мнению, главными проблемами экономики являются недостатки банковской структуры, участие правительства в жизни людей, отсутствие конкретной экономической стратегии, проблемы управления и система принятия решений. Большинство его высказываний являются примитивными.

Две недели назад прошла уже третья по счету встреча с молодыми экономистами,  экспертами и представителями бизнеса под названием «Экономика Ирана на основе фундаментальных реформ». Первая часть круглого стола была посвящена обсуждению основных реформ в области земли, организации правительства и бюджета, градостроительства, добычи полезных ископаемых, а во второй части обсуждались принципы стратегического планирования для Ирана, исходя из имеющихся условий в стране. На предыдущих встречах проводилась оценка состояния иранской экономики на основе научных показателей, основные проблемы связи экономики страны со сферами культуры и управления, а также реформы в трех основополагающих сферах – банковской, денежной и энергетической.

В ходе этих программ и собраний Махмуд Ахмадинежад не говорит о своих экономических идеях по улучшению ситуации, из чего иранские СМИ предполагают, что его взгляды по этому вопросу со времен его президентства не изменились. И конечно, он не объясняет, почему он не реализовал эти идеи и экономические реформы в течение восьми лет своего правления. О своих идеях бывший президент предпочитает говорить не со специалистами, а на своих встречах со сторонниками на улицах разных городов.

Выступая недавно в городе Санандадж, он заявил, что «увеличит нынешние субсидии в 20 раз». Подробностей по этому вопросу он не объяснил, но исходя из цифр, означает, что его желаемая сумма для субсидирования каждого человека составляет более 900 тысяч туманов. Соответственно, согласно заявлениям М.Ахмадинежада, каждая семья из четырех человек должна субсидироваться в размере более 3,6 млн туманов в месяц.

Многие эксперты считают, что обещания М.Ахмадинежада являются фиктивными, поскольку, согласно закону, денежные субсидии осуществляются за счет роста цен на энергоносители. Если предполагается увеличить сумму денежной субсидии, тарифы на энергоносители также должны увеличиться. «Субсидии выплачиваются за счет разницы цен энергоносителей, которые состоят из топлива, электричества и воды, — сказал глава организации по бюджету и планированию страны Мохаммад Багер Ноубахт. — Эта сумма должна быть возвращена людям размере в 50%, 30% уходит на производство, и 20% в казну, а также на расходы на развитие государства и текущие дела».

М.Б.Ноубахт также пояснил, что за последнее время Меджлис принял ряд законов, согласно которым все реформы связанные с ценами на электричество и воду относятся к обслуживающим компаниям для того, чтобы они имели возможность инвестировать в развитие сферы. Он считает, что необходимо отделить субсидии на воду и электричество, и оставить только на топливо, которые составляют 1000 туманов на бензин, а что касается дизельного и других видов топлива, сумма за последние несколько лет поступает в бюджет, на счет организации целевых субсидий, и, согласно закону о бюджете, проводятся обсуждения о целенаправленности субсидий. По его словам, субсидии не должны превышать 45 тысяч туманов, т.к. для этого нужно повышать цены на некоторые товары, а это создаст новые проблемы.

Комментарии М.Ноубахта говорят о том, что обещания М.Ахмадинежада не более, чем популистские заявления. Ахмад Карими Исфахани, активист-экономист, по этому поводу отметил: «Мы должны вернуться к принципу реальности. Когда г-н Ахмадинежад поднял вопросы субсидий, он совершил самое большое преступление, отбросив в сторону проблему трудоустройства и заставив людей зависеть от этой суммы. Особенно в деревнях надеялись получить субсидии, не зная, что правительство только навредило им. Единственной важной задачей М.Ахмадинежада было привлечение голосов народа, лживыми обещаниями платить деньги  привлекать людей на свою сторону».

Некоторые же задаются вопросом: если возможно увеличить субсидии, почему их не увеличили в период президентства М.Ахмадинежада не в двадцать, но хотя бы в два раза? Даже Хамид Багаи, один из ближайших соратников бывшего президента и желавший выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2017 года (его кандидатура была отвергнута Советом стражей конституции) в своей предвыборной программе говорил об увеличении субсидий только до 250 тысяч туманов.

М.Ахмадинежад затронул еще одну интересную тему – вопрос жилья. Он отметил, что его правительство построило 4 млн 300 тысяч единиц доступного жилья, а нынешнее правительство лишь 2 млн. «Если за пять лет построить только два миллиона жилья, то мы станем свидетелями всей этой бедности и безработицы», — сказал бывший президент.

Согласно официальным данным, на проект доступного жилья правительство Хасана Роухани выделило более 120 трлн туманов, а из 2 млн 54 тысяч единиц жилья лишь 1 млн 250 тысяч достроена до окончательной отделки, около 100 тысяч еще находятся на уровне конструирования. По данным статистики, до 2015 года 1 839 829 единиц жилья были достроены и открыты, из коих 45 % были завершены за время правительства Х.Роухани, 1 568 452 единиц были выделены семьям, 56% из которых опять же за период кабинета действующего президента. Нужно отметить также, что в большинстве из готовых домов инфраструктура не была отстроена надлежащим образом, и было необходимо провести дополнительные работы.

Другим важным пунктом программы Махмуда Ахмадинежада стали нефтяные доходы. Он сравнил доходы своего правительства и правительства Х.Роухани, согласно которому, общий доход девятой и десятой администраций (М.Ахмадинежада) за восемь лет составил 646 трлн туманов, а одиннадцатое правительство заработало 810 трлн туманов всего за четыре года. «Но, несмотря на эти высокие и беспрецедентные доходы, многие люди находятся под экономическим давлением и в худшем политическом, психологическом и моральном состоянии», — считает Ахмадинежад. Однако, он не учел, что доходность государства нужно оценивать не в туманах, а в долларах. На период правления Хасана Роухани пришелся целый ряд факторов, влияющих на торговлю нефтью. В 2015 году был подписан ядерный договор и сняты санкции со страны, однако цены на нефть резко упали до критического уровня. После того, как цены вновь стабилизировались, в 2018 году США приняли очередные экономические санкции против ИРИ, запрещающие экспорт нефти.

Нефтяной доход правительства М.Ахмадинежада составлял 618 млрд долларов, согласно данным Центрального банка. Исследования показывают, что нефтяные доходы Ирана в 2013 году, в первый год правления Х.Роухани, достигли 64,540 млрд долларов. Эта цифра упала до 55 млрд в год падения цен на нефть. В 2015 эта цифра упала до 31 млрд, а на следующий год вновь поднялась до 55,7 млрд долларов. Достигнуть увеличения доходов удалось благодаря увеличению экспорта нефти. В прошлом году Иран продал нефть на сумму 65,818 млрд долларов. Таким образом, в период с 2013 по 2017  (по персидскому календарю 1392 по 1396 с 21 марта) года одиннадцатое правительство заработало на продаже нефти 273,2 млрд долларов, что свидетельствует о падении доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого правительства с 2005-2013 (1378 по 1391 год по персидскому календарю).

Очевидно, что Махмуд Ахмадинежад как и в прошлом году настроен решительно и на видеообращениях останавливаться не собирается. 13 декабря, выступая в городе Соумее Сара в провинции Гилян, он позволил нелестные высказывания в адрес президента Хасана Роухани и вызвал его на телевизионные дебаты. Однако, такое поведение стало поводом для сарказма в его адрес со стороны сторонников Х.Роухани. Очевидно, что М.Ахмадинежада воспринимают не в качестве серьезного политика, а демагога, оторванного от реального положения дел. Так, советник президента Хешам ад-Дин Ашна напомнил, как во время подобных дебатов в 2009 году бывшему президенту понадобились дополнительные 19 минут 44 секунды, которые государственная телерадиокомпания предоставила ему для ответа на высказывания остальных кандидатов против него за время его отсутствия. А один из политических деятелей Мостафа Хашеми Таба отметил, что если дебаты будут проходить в популистском духе, то победит на них М.Ахмадинежад, а если критерием дискуссии будет разум и реализм, то победителем станет Х.Роухани.

Правительство Хасана Роухани переживает не лучшие времена. Новый пакет экономических санкций против Исламской Республики стал тяжелым ударом не только по самой экономике страны, но и по репутации действующего президента и его команды, т.к. они несут ответственность за провал соглашения, и, как считают консерваторы, поражение перед Западом. Среди данной группы консерваторов, активно подрывающих доверие к нынешнему кабинету министров, можно увидеть членов девятого и десятого правительств М.Ахмадинежада.  Однако, возвращение их бывшего руководителя на данный момент не представляется возможным. Об этом свидетельствуют и прошедшие президентские выборы, к которым Махмуд Ахмадинежад даже не был допущен Советом стражей конституции. На сегодняшний день в Иране действуют более могущественные и именитые консервативные деятели, решительно настроенные на конкуренцию с реформистами.

62.84MB | MySQL:102 | 0,533sec