О некоторых аспектах нападения боевиков «Армии освобождения Белуджистана» на консульство КНР в г. Карачи

Как известно, 23 ноября 2018 г. в 9 часов 30 минут по местному времени в г.Карачи, а именно в районе Клифтон три боевика «Армии освобождения Белуджистана» совершили нападение на консульство КНР, однако они были ликвидированы в ходе перестрелки с полицейскими, которые осуществляли охрану внешнего периметра дипломатического представительства. Основной целью нападавших был прорыв внутрь консульства и убийство китайских граждан и дипломатических работников.

Для выполнения поставленной цели боевики располагали как автоматическим оружием (автоматы Калашникова), так и большим количеством ручных гранат. Только во время прорыва и боя с правоохранителями они использовали 10 гранат. Следует отметить, что попытка нападения   была сорвана благодаря тому, что на сигнал о нападении достаточно оперативно среагировал еще один полицейский, который прибыл на место происшествия и также вступил в огневой контакт с боевиками.

Кроме двух полицейских в результате террористического акта погибли еще двое граждан Пакистана, которые в тот момент находились у ворот консульства в ожидании очереди на получение виз.  При осмотре тел боевиков, было обнаружено значительное количество взрывчатки, которая была необходима для подрыва ворот и бронированной двери в консульстве.  На следующий день специальные службы Пакистана арестовали двух пособников боевиков, а всего за последующие пять дней был установлено и арестовано еще пять человек, которые содействовали подготовке и проведению террористического акта в Карачи.

По данным китайских источников, сотрудники МИД КНР провели акцию по сбору средств для семей погибших сотрудников полиции и собрали более 100 000 юаней, которые были переданы в ходе специальной пресс-конференции. Официальные письма с соболезнованиями были направлены послом КНР, в которых он подчеркнул важность борьбы с терроризмом и исламизмом и выразил готовность всемерно содействовать этому процессу.

Следует отметить, что одновременно с этим нападением в одном из северо-западных районов Пакистана (округ Оракзай) был произведен взрыв (смертник на мотоцикле), жертвами которого стали 30 мирных жителей.

Китайские специалисты внимательно отслеживают ситуацию и вопросы безопасности в Пакистане, который является ключевым региональным партнером КНР. Официальный Пекин планомерно оказывает поддержку Исламабаду по нескольким направлениям, поскольку расширение китайского присутствия в этом мусульманском государстве полностью отвечает интересам концепции национальной безопасности КНР, согласно которой большинство угроз необходимо предотвращать еще «на дальних подступах».

Причина нападения боевиков одной из сепаратистских организаций, заинтересованных в отделении Белуджистана от Пакистана достаточно проста – упомянутая провинция является самой большой административно территориальной единицей со значительными запасами природных ресурсов (нефть, газ, уголь, золото, серебро, медь, цинк, алмазы), которые необходимы официальному Исламабаду для стабилизации экономики.

Дополнительными провоцирующими моментами для сепаратистов служат деятельность зарубежных добывающих компаний и перемещение работников из других районов Пакистана. Известно, что добычу драгоценных камней шахтным способом пытаются вести западные и австралийские компании, однако высокая сложность и опасность работ не способствуют серьезным результатам в их работе. Известно, что периодически в шахтах происходят взрывы, приводящие к жертвам серди работников.

По данным из открытых источников, китайские ресурсодобывающие корпорации и компании заинтересованы в разработке нефтяных и газовых месторождений в Белуджистане, поскольку данный процесс на суше организовать гораздо проще чем на морском шельфе. Примечательно, что разработка углеводородов, которую могут провести китайские компании будет предпринята скорее в интересах самого Пакистана, который испытывает серьезную нехватку топлива. Так, в декабре 2018 г. зафиксировано падение объемов поставок СПГ на внутренний рынок, что  вызвало демонстрации и манифестации в нескольких крупных городах страны.

Следует отметить, что кроме «ресурсного интереса» в Белуджистане у официального Пекина есть более серьезная задача – стратегический региональный транспортно-логистический проект «Китайско-пакистанский экономический коридор», а один из его ключевых элементов – порт Гвадар находится на побережье рассматриваемой административно-территориальной единицы.

В отношении основных противников процесса развития Белуджистана известно, что это три сепаратистские группировки, известные как: «Армия освобождения Белуджистана», «Фронт освобождения Белуджистана» и «Лашкар-э-Белудж», которые появились еще во время войны СССР в Афганистане и активно противодействовали советским военным и спецслужбам. После вывода советского контингента из Афганистана боевики белуджских группировок временно оказались «не у дел».

Однако, уже в 2002 г. активный контакт с ними установили сотрудники Исследовательского и аналитического управления Индии (англ. аббревиатура RAW, фактически служба зарубежной разведки Индии), организовавшие широкую сеть пунктов сбора разведывательной информации (опорные пункты для 26  групп нелегальной разведки) вдоль афгано-пакистанской границы. Одновременно с индийскими спецслужбами поддержку белуджским сепаратистам оказывает разведка Исламской Республики Афганистан, известная как Riyast-i-Amoor-o-Amanat-i-Milliyah (англ. аббревиатура RAAM), которая создана и функционирует при содействии официального Нью-Дели.

Обозреватели китайских и иностранных специализированных изданий, освещающих военно-политическую деятельность западных государств отмечают, что существование даже трех сепаратистских группировок, осуществление регулярных террористических актов (взрывы мостов, трубопроводов, железнодорожных составов, станций, захват заложников (в т.ч. детей) и нападения на военнослужащих) невозможно без регулярной финансовой подпитки, которую могут предоставить ЦРУ, МИ-6 и Моссад.

Известно, что американские, британские и израильские специальные службы установили контакты с «Армией освобождения Белуджистана», «Фронтом освобождения Белуджистана» и «Лашкар-э-Белудж» именно через эмиссаров индийской разведки. Ежегодно иностранные спонсоры выделяют указанным организациям от 50  до 90 млн пакистанских рупий, а отдельные террористические акты финансируют дополнительно и размер выплат может достигать нескольких сотен миллионов рупий.

В настоящее время, идейные руководители, организаторы политического давления на официальный Исламабад и координаторы финансирования белуджских сепаратистов из числа граждан Пакистана находятся на территории США, Великобритании и Швейцарии.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным выделить следующие моменты. Белуджские сепаратисты решились осуществить нападение в крупном приморском городе, который также является основной военно-морской базой, что указывает либо на хорошую подготовку, поскольку остались незамеченными контрразведкой, либо на желание создать определенный резонанс и посеять панику среди китайских предпринимателей, которые ведут бизнес в более спокойных районах Пакистана.

Вполне вероятно, что руководители  «Армии освобождения Белуджистана» хотели продемонстрировать своим кураторам из ближнего и дальнего зарубежья свою активность и «выбить» дополнительное финансирование, что особенно актуально в свете планомерной работы официального Исламабада и Пекина по формированию, оснащению и размещению новых подразделений, которые предназначены для обеспечения безопасности китайских предприятий  и граждан.

52.2MB | MySQL:103 | 0,547sec