Оценки китайских специалистов некоторых аспектов китайско-израильского контракта на аренду грузового терминала в порту Хайфа

Как сообщают СМИ КНР, официальный Вашингтон оказывает давление на военно-политическое руководство Израиля с целью пересмотра соглашения о предоставлении права управления коммерческими перевозками через порт Хайфа с китайской компанией Shanghai International Port Group (далее SIPG) сроком на 25 лет. Следует отметить, что срок начала деятельности SIPG в качестве компании-оператора с 2021 г.

По данным китайских источников, 15 декабря 2018 г. представители Государственного департамента США прибыли в Израиль для  обсуждения процесса реализации данного соглашения с представителями Министерства транспорта Израиля и руководителями органов контрразведки.

Китайские обозреватели, проживающие в Израиле, сообщают, что официальный Вашингтон намерен  добиться проведения дополнительной проверки условий соглашения с точки зрения обеспечения национальной безопасности еврейского государства, поскольку в акватории порта Хайфы размещена одна из военно-морских баз ВМС Израиля, на которой дислоцированы дизель-электрические подводные лодки проекта «Дельфин» . Данные субмарины  позволяют осуществлять пуски ракет Popeye Turbo с ядерными головными частями и наносить безответные удары по целям в любой из мусульманских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Конечно, данный аспект волнует военно-политическое руководство государств Аравийского полуострова, некоторые из которых продолжают оказывать поддержку ливанской «Хизбалле» и палестинскому ХАМАСу.

Китайские военные эксперты называют такой повод надуманным, поскольку места базирования ДЭПЛ давно известны, их тактико-технические характеристики, равно, как и возможности их вооружения являются «секретом Полишинеля» для большинства военных разведок мира. Интерес китайской военной или нелегальной разведки к подводным силам израильского флота может быть объяснен только лишь необходимость оповещения официального Тегерана о подготовке к реальной операции с участием рассматриваемых ДЭПЛ.

На стороне Вашингтона выступают некоторые известные израильские эксперты в области национальной безопасности. Так, бывший руководитель Моссада Эфраим Халеви считает, что соглашением с КНР по порту Хайфы вполне можно пожертвовать, поскольку объем военно-экономической помощи из США, который запланирован на ближайшие 10 лет (38 млр долл. США) имеет большее значение, чем перспективная выгода от перевозок и транзита гражданских грузов.

Однако, отставной бригадный генерал Армии обороны Израиля Ассаф Орион (специалист по китайско-израильским отношениям Ближневосточного института г.Вашингтон) отмечает, что Израиль вполне может придерживаться своей «тихой политики» реализации проектов,  которые представляют интерес для еврейского государств, не взирая на давление из-за океана. А.Орион  отмечает, что разрыв соглашения с SIPG окажет самое серьезное влияние на межгосударственные отношения, поскольку покажет, что Вашингтон полностью контролирует израильское руководство и в состоянии эффективно вмешиваться в региональные китайские проекты, которые впоследствии станут элементами стратегического плана «Один пояс, один путь».

Известно, что соглашение между SIPG и Министерством транспорта Израиля было подписано еще в мае 2015 г. и предусматривало, что за шесть лет до момента начала управленческой деятельности китайские подрядчики проведут модернизацию инфраструктуры грузового терминала порта в Хайфе. Совокупная стоимость работ вместе с новым оборудованием была оценена в 2 млрд долл. США.

По результатам работы китайских строителей в порту Хайфы должна быть увеличена длина основной причальной стенки на 700 м (общая длина составит 1500 м), что позволит одновременно принимать не менее четырех контейнеровозов вместимостью более 12000 контейнеров, которые обеспечивают перевозку грузов из Шанхая в порты Европы.

После подписания соглашения руководитель SIPG Чэнь Сюйюань отмечал, что после проведенной модернизации причальных сооружений, проведения дноуглубительных работ и установки более производительных крановых установок порт Хайфы сможет ежегодно обрабатывать 1,86 млн стандартных морских контейнеров, т.е. данная морская гавань станет ведущим элементом в системе морских перевозок Израиля.

На момент подписания соглашения министр транспорта еврейского государства Исраэль Кац отмечал, что у КНР и Израиля есть отличные перспективы сотрудничества в области развития транспортной инфраструктуры, в которую израильская сторона ежегодно инвестирует от 4 до 5 млрд долл. США.

По мнению израильских специалистов, появление SIPG на рынке морских перевозок в Израиле позволит местным производителям получить более низкие тарифы  на транспортировку продукции в Европу или в Азию, поскольку национальные перевозчики установили непомерно высокие цены на свои услуги. Кроме того, с учетом специфики работы и жизни в Израиле китайская корпорация планировала принять на работу до тысячи местных жителей, которые займут большую часть исполнительных и руководящих должностей среднего уровня.

Как известно, США и Израиль достаточно тесно взаимодействуют по военно-политической, военно-технической и военно-экономической линии и данное сотрудничество вполне выгодно для двух государств. Благодаря установившемуся механизму взаимодействия американские спецслужбы своевременно получают необходимую информацию по различным вопросам о ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В ответ израильские военные регулярно получают финансовую поддержку и вооружение со значительными скидками или на безвозмездной основе, которую впоследствии модернизируют, исходя из требований и особенностей эксплуатации в регионе.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса двух стран систематически проводят совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по различным направлениям, в специалисты Вооруженных Сил осуществляют обмен опытом в вопросах тактики. В отношении первого аспекта следует выделить совместные работы по созданию комплекса  активной защиты (КАЗ) для бронетехники под обозначением Trophy. Израильские специалисты успешно выполнили основную задачу – создали эффективный КАЗ для борьбы с противотанковыми управляемыми ракетами всех типов. Американским инженерам остается решить вопрос разумного внедрения комплекса на бронетехнику национальных ВС.

По второму аспекту военного сотрудничества США и Израиля представляется возможным отметить, что именно благодаря ВВС еврейского  государства американские летчики получают информацию о реальных боевых возможностях F-35. Кроме того, специалисты ВВС двух стран несут совместное боевое дежурство, в рамках которого осуществляют наблюдение за обстановкой в воздушном пространстве Сирийской Арабской Республики и Исламской Республики Иран.

В ситуации с портом Хайфа необходимо отметить еще и военно-морской аспект израильско-американского сотрудничества. В настоящий момент рассматриваемая морская гавань является пунктом временного размещения надводных боевых кораблей 6-ого флота ВМС США (возможно базирование атомных авианосцев типа «Нимиц»), который действует в Средиземном море и является весомым аргументом США в отношениях с любым из государств этого бассейна. Командующий 6-ого флота ВМС США уже заявил, что перевод порта Хайфы под управление китайской компании повлияет на присутствие американских военных кораблей в Израиле.

В дополнение к вышесказанному отметим, что кроме SIPG и порта Хайфы, в Израиле работают China Harbour Engineering (контракт на модернизацию порта Ашдод стоимостью 867 млн долл. США) и Cosco Shipping Ports and China Merchants Port Holdings (проект расширения порта Эйлат). Израильские специалисты отмечают, что за прошедшие 25 лет объем товарооборота между Израилем и КНР вырос в 200 раз, а между КНР и США в 20 раз.  Опасность отказа Израиля от подписанного соглашения состоит в том, что китайские компании являются основными инвесторами, как в израильские высокотехнологичные предприятия, так и  в старт-апы, которые впоследствии выходят на мировой уровень.

52.72MB | MySQL:104 | 0,399sec