Оценки китайских специалистов программы развития учебно-тренировочной авиации ВВС Пакистана

По данным СМИ КНР, после проведенных выставок вооружений и военной техники в г. Чжухай – Zhuhai Airshow-2018 и в г.Карачи – IDEAS-2018 и некоторых ознакомительных мероприятий, проведенных в рамках двусторонних пакистано-китайских учений подразделений ВВС «Героический орел-7» офицеры Командования ВВС Пакистана приступили к активной проработке вопроса о приобретении новых учебно-тренировочных самолетов, необходимых для подготовки пилотов истребительной авиации.

Вполне вероятно, что основным поводом к приобретению новых УТС послужило ознакомление высших офицеров ВВС и даже начальника Главного штаба СВ ВС Пакистана генерала Камера Джаведа Бажвы с новейшей модификацией одномоторного истребителя под обозначением «Цзянь-10С». Как известно, данный боевой самолет оснащен двигателем WS-10 с отклоняемым вектором тяги (ОВТ), что позволяет выполнять боевые маневры, которые недоступны или опасны для самолетов без модуля ОВТ.

Кроме указанной силовой установки новая модификация истребителя отличается формой воздухозаборника, которая не позволяет лопаткам вентилятора двигателя отражать сигналы РЛС вероятного противника. Также, «Цзянь-10С» оснащен системами наведения по данным со спутников системы глобального позиционирования «Бэйдоу» второго и третьего поколения, что позволяет применять расширенную номенклатуру авиационных средств поражения в сравнении с предыдущими моделями и истребителем JF-17

Следует отметить, что хотя генерал К.Д.Бажва и занимает должность начальника Главного штаба Сухопутных войск, однако этот высокопоставленный военный чиновник обладает значительным политическим весом, что доказывают его личные визиты и встречи с председателем КНР и руководителями стран Аравийского полуострова. По данным китайских источников, после ознакомления с самолетом генерал К.Д.Бажва дал поручение подчиненным проработать вопрос о закупке 24 истребителей «Цзянь-10С».

Данный боевой самолет позволит пакистанским военным поддержать боеготовность национальных ВВС в условиях сложных военно-политических отношений с США, которые являются лидирующими поставщиками истребителей для целых групп стран. В современной ситуации официальный Исламабад практически утратил надежду на приобретение истребителей типа F-16C/D Block60 в США и в этой связи вынужден покупать самолеты европейского производства – «Мираж 2000-8» у ВВС стран Аравийского полуострова, которые, вследствие более широких экономических возможностей могут себе позволить приобретать новейшую технику американского производства.

Следующей причиной проработки вопроса об обновлении парка УТС является то, что проект пакистано-китайского легкого истребителя третьего поколения JF-17 получил развитие в виде новых контрактов с Мьянмой и Нигерией, а также вероятными контрактами с Исламской Республикой Иран, Малайзией и Азербайджаном. Необходимо учитывать, что три указанные страны намерены приобретать истребители в модификациях JF-17 Block 2 или Block 2+, т.е. самолеты будут серийно оснащены штангами для дозаправки в воздухе и некоторыми другими новыми радиоэлектронными компонентами.

Китайские обозреватели отмечают, что для подготовки будущих летчиков как национальных ВВС, так и в интересах указанных иностранных государств пакистанских военные могут использовать винтовые УТС MFI-17 «Мушшак» (начальный этап обучения), Cessna Т-37 Tweet (основной этап обучения) и К-8 «Каракорум» (основной и профессиональный этапы обучения). Для проведения мероприятий ориентированного этапа обучения ВВС Пакистана используют двухместные истребители F-16B.

В настоящее время на территории Пакистана проходят испытания два опытных образца двухместного варианта истребителя JF-17. В случае их успешного завершения на авиастроительном предприятии «Камра» в Пакистане будет начато их серийное производство. Такие машины необходимы для повышения безопасности процесса подготовки пилотов одноместных истребителей JF-17, особенно с учетом того, что летчики должны быть квалифицированы на выполнение воздушной дозаправки.

В целом, для повышения уровня подготовки будущих пилотов и переучивания летчиков с устаревающих истребителей ВВС Пакистана работают над программой с условным обозначением LIFT, согласно которой запланировано приобретении полкового комплекта УТС, позволяющих отработать как пилотажные приемы  с большими значениями перегрузки, так и применение авиационных средств поражения.

В качестве первого варианта пакистанские военные рассматривали возможность приобретения партии УТС М-345 НЕТ (High Efficiency Trainer) у южноафриканской компании Paramount Advanced Technologies, которые были модернизированы по проекту Smart Weapons Integrations on Jet Trainers (англ. аббревиатура SWIFT), т.е. приспособлены к применению высокоточных боеприпасов, авиационных бомб с лазерными головными частями наведения, ракет класса «воздух-воздух» большой дальности, а также противотанковых управляемых боеприпасов. Основными причинами отказа от контракта стала высокая стоимость модернизированных УТС, повышенная стоимость обслуживания самолетов, а также необходимость проведения дополнительной подготовки инструкторов и наземного технического персонала.

Второй вариант, который изучают пакистанские военные – приобретение 24 УТС модели М-346, которые уже приняты на вооружение в нескольких странах мира и зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые машины. Показателем надежности и эффективности УБС является тот факт, что М-346 приняты на вооружение ВВС Израиля.

Данные самолеты составляют конкуренцию нескольким УБС американского, американо-бразильского и южнокорейского производства. Основное преимущество М-346 перед М-345HET состоит в том, что первый самолет изначально создавался как учебно-боевая машина с возможностью применения АСП различного назначения и выполнения задач, характерных для легкого штурмовика. По данным из открытых источников, пилоты М-346 могут применять:

– свободнопадающие осколочно-фугасные бомбы Мк.82 (масса 500 фунтов) и Мк.83 (масса 1000 фунтов) для борьбы ос стационарными целями;

– противокорабельные ракеты AGM-65 Maverick;

– управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 или самые современные аналогичные боеприпасы европейского производства под обозначением IRIS-T.

В качестве третьего и самого вероятного варианта ВВС Пакистана рассматривают возможность приобретения упомянутого выше количества учебно-боевых самолетов L-15B «Хищный орел» китайского производства (Хундусское авиастроительное предприятие), который принят на вооружение авиационных подразделений ВМС НОАК под обозначением «Цзяолянь-10» (предназначен для подготовки летчиков палубных истребителей). В таблице ниже представлены основные тактико-технические характеристики трех рассмотренных самолетов.

Таблица 1.

Сравнительные ТТХ учебно-тренировочных самолетов итальянского и китайского производства

Характеристика/модель М-345НЕТ М-346 L-15B
Длина (м) 9,85 11,5 12,27
Размах крыла (м) 8,47 9,7 9,48
Высота (м) 3,47 4,76 4,8
Масса пустого самолета(кг) 3200 4610 6000
Максимальная снаряженная масса (кг) 4100 (4500) 9000 (9500) 9800
Дальность полета (км) 1778 2590 3100
Практический потолок (м) 12190 13700 16000
Максимальная скорость (км/ч) 795 1092 1715
Крейсерская скорость (км/ч) 740 1059 1225
Пробег при взлете (м)   320 238
Пробег при посадке (м)   470 669
Модель двигателя JT15D-5C F124-GA-200 AИ-225-25Ф
Количество силовых установок 1 2 2
Возможность применения вооружения + + +
Количество внешних точек подвески 5 9 7
Возможность оснащения системой разведки и наведения + +
Возможность оснащения системой РЭБ + +

 

К основным преимуществам китайского самолета следует отнести высокую скорость, большую дальность полета, увеличенный ресурс планера и доступную стоимость – в зависимости от комплектации от 10 до 15 млн долл. США за единицу.

Вполне вероятно, что активизация представителей органов управления ВВС Пакистана связана с определенным прогрессом в вопросе конструирования истребителя пятого поколения по проекту AZM, однако более детально данный вопрос осветить пока не представляется возможным по причине сохраняющейся секретности. Пакистанские военные в полной мере осознают, что истребители нового поколения будут обладать сверхманевренностью, возможностью выполнять полеты на сверхзвуковой скорости и другими отличиями, которые будут определять исход воздушного боя.

52.22MB | MySQL:103 | 0,679sec