О докладе Фонда «Азия» об Афганистане. Экономика, демография, статистика и социальные аспекты. Часть 7

В предыдущих Частях был проведен глубокий анализ экономических и социальных аспектов современного Афганистана, фигурирующих в докладе Фонда «Азия». Далее перейдем к вопросам политическим. Они, как представляется, не менее важны для анализа ситуации в стране и перспективах развития афганского государства и общества. После четырех лет правления Правительство национального единства (ПНЕ) по-прежнему сталкивается с постоянными трудностями и проблемами, которые, к сожалению, решить не может. В сентябре 2014 году госсекретарем США Джоном Керри была заключена сделка по разделению властей. Это произошло после долгих месяцев политического кризиса, который поразил госорганы Афганистана. После многомесячной политической борьбы и взаимных обвинений в фальсификации результатов выборов кандидаты на пост президента Афганистана Абдулла Абдулла и Ашраф Гани подписали соглашение о создании в стране ПНЕ. Как Абдулла, так и Гани до сих пор считали себя победителями состоявшихся в Афганистане в 2014 году президентских выборов. Абдулла выиграл первый тур голосования, но не смог набрать более 50 процентов голосов. После второго тура избирательная комиссия объявила победителем Гани. Абдулла не признал результатов повторного голосования и пригрозил создать параллельное правительство. Бюллетени избирателей были пересчитаны по новой. Во время своего визита в Кабул в начале сентября министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер настоятельно призвал конфликтующие стороны к созданию правительства национального единства. При посредничестве США была заключена сделка. Она предусматривала, что править страной будут президент и исполнительный директор (CEO) или глава исполнительной власти, который будет действовать как премьер-министр. Тем не менее, почти постоянное соперничество между президентом Мохаммадом Ашрафом Гани Ахмадзаем и исполнительным директором Абдуллой Абдуллой не позволила нормально функционировать государственному аппарату. У людей сложилось впечатление, что правительство не в состоянии обеспечить их безопасность и решать насущные социальные и экономические проблемы. В докладе прямо говорится о стремлении президента Ашрафа Гани централизовать власть в своих руках. В то же время отмечено, что глава исполнительной власти Абдулла Абдулла параллельно проводит политику децентрализации. То есть, одним словом, он пытается отобрать ряд полномочий у Гани и закрепить их за собой. «Назначениям на высшие посты по-прежнему мешают стремления в этническом фаворитизме», — говорится в докладе Фонда «Азия». Президентские выборы запланированы на 2019 год, но сохраняются опасения, что они могут быть отложены. Здесь следует остановить и проанализировать термин специалистов фонда. Весьма оригинально межэтнические противоречия были названы «этническим фаворитизмом». Важно, что этот фактор был обнаружен и озвучен. Автор этих строк неоднократно писал, что ни американские эксперты, ни какие-либо других из стран Запада, не видят главной проблемы афганского конфликта – войны различных этносов. Скажем, в апреле прошлого года США приняли новую стратегию по Афганистану. Там не было ни слова о межэтнических противоречиях. Окружные и парламентские выборы в Афганистане первоначально были назначены на июнь 2015 года. Но из-за проблем безопасности и материально-технических вопросов они были перенесены. Афганский парламент бесцеремонно, пишут эксперты, проголосовал за продление своих собственных сроков, а президента Гани подержал это решение. На этом фоне более половины опрошенных афганцев (59,6%) считают, что ПНЕ делает хорошую работу. Здесь фиксируется увеличение на 3,4% по сравнению с 2017 годом (56,2%). Восприятие провинциальных правительств также улучшились.  61,3% выразили удовлетворение своим правительством в провинции, в 2017 этот показатель равнялся по 56,9%. Оценка афганцами деятельности различных государственных учреждений продолжала восстанавливаться. 16,4% заявили, что ПНЕ работает «очень хорошо». Городские респонденты выражают повышенную удовлетворенность муниципальными органами власти в этом году, 52,3% считают их деятельность «очень хорошей». Сельские респонденты сообщают о том же уровне удовлетворенности районными органами власти, что и в прошлом году: 54,5% в 2017 году и 54,4% в 2018 году. Сложно сказать, откуда у афганцев берется столько позитива. Есть определенная расположенность не верить в серьезность этих цифр. Женщины выражают более высокий уровень удовлетворенности правительством, чем мужчины (61,9% против 57,3%). Одобрение среди сельских респондентов увеличилось с 57,4% в 2017 году до 62,0% в 2018. Среди городских жителей  все осталось практически без изменений: с 52,6% в 2017 году до 52,3% в 2018. Как и в 2017, афганцы на востоке с большой вероятностью отмечают, что ПНЕ делает «очень хорошую работу» (82,9%), в то время как афганцы на северо-западе (48,1%) и в центре страны (Хазараджат) (48,4%) менее склонны к таким высоким оценкам. Около 70,1% пуштунов более склонны к высокой оценке ПНЕ, в то время, как только 54,7% таджиков выразили высокую удовлетворенность. 48,5% узбеков и 48,6% хазарейцев удовлетворены работой ПНЕ. Самый низкий показатель одобрения правительства (57,3%) фиксируется  на северо-западе и в Центральном / Кабульском регионах (58,4%). Честно говоря, вся подобная статистика вызывает большие сомнения. Кажется, что цифры, показанные Фондом «Азия» несколько необъективны и завышены.

52.32MB | MySQL:103 | 0,467sec