О проблемном моменте в развитии египетско-китайских экономических отношений

По сообщению агентства Bloomberg, переговоры между Египтом и китайским застройщиком China Fortune Land Development (CFLD) о контракте на 20 млрд. долларов  по развитию новой столицы Египта зашли в тупик.  17 декабря с. г. South China Morning Post подтвердила это, опубликовав информацию о том, что причиной этого стали разногласия по поводу того, как разделить доходы от проекта[i].

Напомним, что компания CFLD начала переговоры с египетскими властями в июне 2016 года, а в октябре того же года был подписан Меморандум о взаимопонимании, в котором сообщалось о решении совместно проводить планировку, развивать, обустраивать и продавать участок новой столицы[ii]. Как сказал тогда Жао Хунцзин (Zhao Hongjing), президент CFLD International, «это первый крупный проект компании в Африке»[iii]. Он  также подчеркнул, что «создание этого нового промышленного города в Египте… является важным шагом в создании и проектировании новых промышленных городов компанией CFLD. Подписание этого меморандума является еще одним положительным результатом стратегии «Один пояс, один путь» (One Belt, One Road). Это имеет большое значение для углубления китайско-египетского сотрудничества в области промышленного потенциала и содействия его региональному экономическому развитию». CFLD, согласно предварительным договоренностям, должна была предоставить 20 млрд. долларов на начальном этапе строительства, а общая требуемая сумма для первого этапа строительства составляет 45 млрд долларов[iv]. Египетская сторона возлагала большие надежды на заключение этого контракта, однако переговоры, продолжавшиеся два года, прекратились после того, как египетские власти направили ответ на окончательное предложение CFLD о работах на территории площадью 6070 гектаров в новой столице к востоку от Каира. Контракт был рассчитан на 25 лет[v].

Ахмед Заки Абдин (Аhmed Zaki Abdeen), возглавляющий компанию, созданную для наблюдения за строительством новой столицы, сказал, что они «не получили никакого ответа от китайской стороны» и что «переговоры прекратились». По информации Bloomberg,  Египет претендовал на 40% доходов от проекта, в то время как CFLD предлагала только 33%. А это, по словам Халеда эль-Хуссейни (Khaled el-Hossainy), представителя компании, курирующей проект новой столицы, «данное условие было неприемлемо, поскольку китайская компания и так получает самый экономически выгодный участок земли»[vi]. Заметим, что еще в марте 2018 года Bloomberg опубликовало анонимный комментарий «знающего о подробностях сделки» эксперта, который указал, что «основной темой разногласий в этой сделке является распределение доходов от продаж этого проекта»[vii].

Тем не менее, Халед Аббас (Khaled Abbas), заместитель министра жилищного хозяйства и городских поселений Египта, выступил с заявлением, что власти могут сотрудничать с CFLD в развитии других проектов, пусть и не в новой столице Египта[viii]. Сама же компания CFLD International отказалась давать комментарии по этому поводу.

Как известно, новая административная столица — это один из нескольких мега-проектов, запущенных лично президентом АРЕ А.Ф.ас-Сиси с момента его вступления в должность в 2014 году. Этот проект был представлен с большой помпой и гордо позиционировался ас-Сиси как его несомненный успех на поприще привлечения иностранных инвестиций и создания новых рабочих мест в Египте. Напомним, что проект строительства новой столицы включает в себя три этапа и предусматривает превращение 700 кв. км пустыни в современный хаб, где будут располагаться правительственные здания, иностранные посольства и крупные компании[ix]. Он призван максимально разгрузить от перенаселенности 23-миллионный Каир. Первый этап строительства новой столицы планировалось завершить к середине 2019 года.

Так каковы же причины прекращения переговоров CFLD с египетскими властями о строительстве этого масштабного и, несомненно, важного для Египта проекта? Как известно, в своей основе проект является совместным детищем саудовских и эмиратских инвесторов, египетских девелоперов и египетской армии. Для египтян данный проект чрезвычайно важен, ведь расторжение сделки в 20 млрд долларов, несомненно, ударит по имиджу А.Ф.ас-Сиси и вновь вызовет бурную реакцию критиков масштабного строительства  новой столицы.  Для Китая же данный проект не представляет собой первостепенную важность — ведь китайские компании гораздо больше нацелены на инвестиции в свой проект «Морского шелкового пути», части китайской инициативы «Один пояс, один путь», для чего Пекину необходимо построение точек экономического роста на протяжении всей морской части этого проекта (чтобы процесс транспортировки товаров в Европу проходил безболезненно). По мнению Джонатана Хиллмана из Центра стратегических и международных исследований, «для Китая сейчас главным является воплотить в жизнь свои стратегические интересы под прикрытием коммерческих»[x]. Например, со стратегической точки зрения для китайцев инвестиции в строительство Суэцкого канала в 2015 году, а затем в создание там своей индустриальной зоны, были оправданы, так как это  предоставляет им простор для действий, не связанных с торговлей, таких как размещение военных или сбор разведывательных данных. Что же касается новой столицы Египта, нам кажется, что прагматичный Пекин отлично понимает, что Каир вынужден будет пойти на попятную в этой сделке, и поэтому занимает выжидательную позицию. У него есть возможность немного потянуть время, в то время как у Египта с его слабой экономикой такой возможности нет. И даже если «братские» КСА и ОАЭ, по обычной схеме, придут на помощь, инвестиции все равно вряд ли покроют этот амбициозный проект, да и вряд ли они смогут найти замену профессионализму китайской CFLD. К тому же, Каиру вовсе не выгодно «ссориться» с Пекином, ведь Египет заинтересован в обширных инвестициях не только в свои инфраструктурные объекты, но и в возобновляемые источники энергии, транспортные магистрали, нефтяную промышленность и так далее.

Что же касается вопроса, который задают многие эксперты о том, не поставит ли эта несостоявшаяся сделка с китайской CFLD под сомнение реальные возможности Египта привлечь в страну прямые инвестиции для ускорения ее экономического роста, то по этому поводу волноваться не стоит.  Благодаря прочным связям между правительствами АРЕ и КНР, эта стагнация в переговорах, скорее всего, не станет препятствием для китайских государственных компаний для реализации других многообещающих проектов в АРЕ.

[i] https://www.middleeastobserver.org/2018/12/18/42405/ China’s $20 Billion New Egypt Capital Project Talks Fall Through

[ii] https://arabicpost.net/politics/2018/12/17/العاصمة-الإدارية-الجديدة-تعثر-خسارة/ «لقد توقفت المفاوضات».. العاصمة الإدارية الجديدة تخسر مشروعاً بقيمة 20 مليار دولار

[iii] http://oborwatch.org/chinese-group-cfld-wins-egypt-industrial-city-project/ Chinese group CFLD wins Egypt industrial city project

[iv] https://www.scmp.com/news/china/economy/article/2024798/chinese-company-spend-us20-billion-egypts-new-capita

[v] https://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/chinese-developers-build-egypt-new-capital-city-cairo-a7355886.html

[vi] https://www.alaraby.co.uk/economy/2018/12/17/بلومبيرغ-فشل-مفاوضات-القاهرة-مع-بكين-لتمويل-العاصمة-الإدارية       بلومبيرغ: فشل مفاوضات القاهرة مع بكين لتمويل العاصمة الإدارية بـ20 مليار دولار

[vii] https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-03-21/it-s-make-or-break-for-china-s-20-billion-egyptian-capital-plan It’s Make or Break for China’s $20 Billion Egyptian Capital Plan

[viii] https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-12-16/china-s-20-billion-new-egypt-capital-project-talks-fall-through

[ix] http://www.iimes.ru/?p=47096 «О новой административной столице Египта» Волков А.Т.

[x] https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/07/18/724217-kitai-porti «Китай скупает порты по всему миру» Джеймс Кинг / Financial Times

62.84MB | MySQL:102 | 0,780sec