О внешнеполитических последствиях досрочных выборов в Израиле

В понедельник глава израильского правительства Б.Нетаньяху после заседания лидеров коалиционных фракций заявил о принятом решении назначить досрочные выборы. По его словам: «поскольку 4 года пройдены, мы в любом случае вошли в предвыборный период», хотя еще месяц назад на фоне отставки главы оборонного ведомства А.Либермана он утверждал, что данный сценарий станет ошибкой. Обо всем спектре последствий данного заявления судить пока рано, однако, очевидно, что серьезные последствия ожидают внутреннюю и внешнюю политику страны. Последней это касается особенно, поскольку в течение всего периода работы 34-го правительства Б.Нетаньяху совмещал должности премьер-министра и главы МИД.

Эффект, который решение о досрочном голосовании, в качестве предположительной даты которого пока было названо 9 апреля 2019 г., можно разделить на две составляющие. Во-первых, так или иначе, придется скорректировать работу на международной арене. Причем не только Израилю, но и США. Прежде всего, политический процесс в ближневосточной стране спровоцировал новую отсрочку в выдвижении американского проекта «сделки века». Так, по данным американской администрации, опубликованным в понедельник, весенние выборы будут приняты во внимание при определении сроков презентации проекта. С одной стороны, в Вашингтоне склонны надеяться на новый электоральный успех Б.Нетаньяху, а значит, ничего существенного в таком случае команда переговорщиков не теряет. С израильской стороны у них останется «удобное» правительство, для работы с которым серьезным подспорьем успела стать деятельность Д.Трампа на иерусалимском направлении, а именно признание города столицей, без оговорок о его частях, а затем перенос туда американского посольства.

С другой стороны, выдвижение проекта сделки сейчас с большой долей вероятности может убить надежды Б.Нетаньяху остаться у власти. Как время от времени сообщает пресса, основываясь на утечках из Белого дома, далеко не все в мирной инициативе будет на руку Израилю. Так, согласно новой информации попавшей в прессу со ссылкой на неназванные дипломатические источники в США, проект якобы подразумевает раздел Иерусалима на три части: израильскую, палестинскую и международную. Такой сценарий для израильтян не приемлем, даже если частей будет все же две, а не три. Следовательно, выборы в некоторой степени дают шанс вовсе уйти от необходимости участвовать в переговорах, довольствуясь тем, что Д.Трамп уже сделал. При правильном политическом расчете, инициатива может оказаться нерелевантной уже для самой администрации Д.Трампа, поскольку на ноябрь 2020 г. назначены президентские выборы в США, перед которыми по традиции нужно будет сделать акцент на внутриполитическую проблематику. Более того, сейчас кроме израильских выборов есть еще ряд факторов, включая ситуацию на палестинских территориях и сложности вокруг КСА, возникшие после убийства саудовского журналиста Дж.Хашогги, которые заставляют Вашингтон откладывать презентацию «сделки века», а досрочное голосование в Израиле – в значительной степени лишь удобный повод.

О палестинских территориях  и выборах стоит сказать отдельно. Так, тамошний политический деятель, один из лидеров Палестинской национальной инициативы М.Баргути отметил, что считает сообщение о роспуске правительства свидетельством слабости режима, который потерпел неудачу в том, что касается кризиса в Газе, на Западном берегу и даже на северном фронте. По его словам: «это правительство должно уйти, и эта система расизма, созданная по израильским законам, должна исчезнуть». Данное заявление, разумеется, носит провокационный характер, однако, доля правоты в нем есть. Ситуация внутри Израиля будет восприниматься как сложная, а следовательно, удобная для дестабилизации на разных направлениях, включая Западный берег и Газу. Часть палестинцев, близкая к ХАМАСу, считает, что это выгодно им, поскольку позволяет радикализировать массы, настраивая население против главы ПНА М.Аббаса. Однако в действительности это гораздо больше служит реализации интересов Ирана. Проявляется это уже в риторике, где отчетливо звучит свойственный, скорее, иранцам призыв к смене режима. Впрочем, есть и другие основания для таких предположений.

В соответствии с недавно опубликованным прогнозом британского исследовательского центра Bicom (Britain Israel Communications and Research Center), в предстоящем году ИРИ продолжит слабеть экономически, стараясь дотянуть до смены американской администрации на более лояльную. В таких условиях Тегеран, как и сейчас, сосредоточится, по мнению аналитиков, на поддержке прокси в Сирии и Ливане. При этом последний как Иран, так и Израиль будут, судя по всему, и дальше «беречь» в большей степени. В САР борьба обоих государств ограничена Россией, причем Иерусалим попадает в еще более сложную ситуацию в связи с заявлением Д.Трампа о выводе американских войск. В таком случае ударной силой становятся палестинские группировки, с которыми придется вести борьбу разной степени интенсивности на фоне выборов. Помимо этого, указанные темы так или иначе придется отразить в избирательных программах всем, кто планирует составить Б.Нетаньяху конкуренцию.

Непростой становится и работа на европейском направлении. Причем речь идет не о разногласиях, а о механизме сотрудничества. Сложности в коалиции, спровоцированные отставкой А.Либермана, уже привели к тому, что Б.Нетаньяху должен был отказаться от ряда встреч с иностранными партнерами. К примеру, на фоне ноябрьских призывов назначить досрочное голосование, глава правительства был вынужден отказаться от поездки в Австрию. Между тем эта страна стала в недавнее время важным внешнеполитическим резервом. Будучи председателем Совета ЕС, Вена способствовала принятию в начале месяца декларации по борьбе с антисемитизмом в Европе. Австрия партнер понимающий, поскольку в отношениях государств есть проблемы, задачу преодоления которых взял на себя канцлер С.Курц, в то время как если практика отказа от визитов сохраниться, то разногласия с другими могут возникнуть. Благо в таких случаях, как правило, действует принцип: чем менее значима страна, тем сильнее она возмущается.

Наконец, нельзя не затронуть и саму работу МИД Израиля. Здесь большую актуальность приобретает недовольство дипломатов. Оно касается продолжающегося сокращения бюджета ведомства, что отражается не только на уровне жизни сотрудников в странах пребывания, что уже становилось поводом для забастовок, так и на том, как Израиль будет представлен на международной арене. По данным Yedioth Ahronoth со ссылкой на источники в дипломатических кругах, дыра в бюджете МИДа составляет порядка 330 млн шекелей. Это означает, что в следующем году представительства за рубежом могут лишиться ассигнований на проведение торжественных мероприятий, в саму страну с ознакомительными поездками не будут приглашаться журналисты и эксперты. Наконец, такой дефицит средств угрожает набору кадетов МИД, что обеспечивает сменяемость кадров. Эти проблемы обозреватель Jerusalem Post А.Аса-Эль связывает не с конкретными сложностями, вытекающими из совмещения должностей, а с общим подходом Б.Нетаньяху к внешней политике. И в этом случае досрочные выборы могут оказаться выходом из тупика, поскольку МИД нуждается в руководителе «на полную ставку».

Таким образом, обострение внутриполитической борьбы в Израиле на фоне заявления о проведении досрочных выборов приведет к замедлению внешнеполитической активности. Причиной тому служит факт совмещения Б.Нетаньяху нескольких постов в правительстве. И если в том, что касается реакции на актуальные вызовы и угрозы, представляющие непосредственную опасность для страны, власти так или иначе будут пытаться давать своевременный ответ, руководствуясь не только национальными интересами, но и электоральными соображениями, то внутренние проблемы МИД Израиля будут усиливаться. Выходом из них может стать лишь назначение главы внешнеполитического ведомства, а также перераспределение бюджетных средств, выделяемых на нужды внешней политики. Однако разрешить эти задачи удастся только после голосования и формирования нового правительства.

52.26MB | MySQL:103 | 0,453sec