К вопросу о заявлениях США о выходе из Сирии и о реакции на них в Турции. Часть 7

19 декабря 2018 г. руководство США выступило с рядом знаковых инициатив, в числе которых прозвучавшее от Государственного департамента предложение продать Турции систему ПВО The Patriot стоимостью в 3,5 млрд долл., а также заявление президента Д.Трампа о немедленном выводе американских солдат из Сирии.

Одной из характерных публикаций этих дней стало интервью во влиятельной газете «Хюрриет», данное известным политологом, профессором кафедры международных отношений Университета Бильги Ильтером Тураном. В заголовок этого интервью было вынесено «Трамп может поменять свое решение». Продолжаем обзор этого интервью.

Напомним, мы остановились на той мысли И.Турана, что каждый американский президент последних лет заявлял о необходимости выхода солдат США из той или иной горячей точки. Так что, в этом смысле, Д. Трамп исключением среди прочих лидеров страны не стал. «Маркетинговым обеспечением» сделанного Д.Трампом заявления по выводу американских военных из Сирии стал блиц-визит американского президента Д.Трампа, совершенный им накануне с супругой на американскую военную базу в Ираке, прямо по примеру своих предшественников Б.Х.  и Д.Буша-мл.

Тем не менее, возвращаемся к интервью турецкого обозревателя, который подчеркивает, что решение Д.Трампа было принято без достижения административного консенсуса. Более того, со стороны американских ведомств нарастают возражения. К ним добавляются ещё и возражения из-за рубежа. Под этим нарастающим давлением, передаваемыми отчетами, предоставляемыми убедительными данными, как говорит И.Туран, Д.Трамп  может смягчить или вовсе поменять свое решение. Так что, таким вещам, если они случатся, не следует удивляться. А главная задача Турции в этой ситуации – в своей схватке с СНС не оказаться лицом к лицу с американскими солдатами.

Касательно победы США над «Исламским государством» ( ИГ, здесь и далее запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), турецкий профессор отметил, что понятие «победа» является довольно расплывчатым. Возможно, в данном случае, американский президент имел в виду, что под контролем ИГ, за исключением «одной деревни», не осталось ни одного населенного пункта. А это, в свою очередь, приводит к тому, что не остается и организованной военной силы. Зато, вместе с этим, террористическая организация может менять свое обличье, стратегию, может раствориться в обществе и долгое время продолжать свое существование. И ИГ, разумеется, может это сделать. Так что на дальнейших этапах военная борьба с ИГ перейдет в иную фазу.

Среди форм и стратегий, к которым на последующих этапах может прибегать ИГ, турецкий профессор отметил: бандитизм, оппозиционные террористические движения внутри городов, парализация общественной жизни и т.д. Есть ещё и второе обстоятельство: после того, как организованная группировка прекратит свое существование, вероятным является появление множества самостоятельных групп, которые будут действовать уже исходя из своих собственных интересов.

Здесь интервьюер отметил, что в Европе, особенно во Франции, велика обеспокоенность тем, что после выхода США из Сирии, ИГ в стране лишь укрепится. Турецкий эксперт отметил, что после этого шага ИГ могут попытаться мобилизовать свои силы. Однако, сложно ожидать того, что это может привести к очередной попытке создания собственного государства. ИГ, вряд ли, дальше прибегнет к организованной вооруженной борьбе. Далее, вольно или невольно вторя президенту Д.Трампу, турецкий эксперт говорит о том, что страны, вроде Франции, используют силу других (в данном случае, речь о США – В.К.) для того, чтобы «обеспечивать свое спокойствие». Впрочем, в ряду этих стран Франция демонстрирует наибольшую склонность к тому, чтобы использовать в борьбе с ИГ собственную военную силу. Она пытается продемонстрировать, что в ЕС она является военной силой, которую нельзя игнорировать. Кроме этого, из-за своих старых колониальных отношений, Франция стремится к тому, чтобы демонстрировать свое присутствие в регионе.

Небезынтересным вопросом представляется изменит ли США свою форму поддержки СНС / ПДС. Здесь турецкий эксперт отметил, что после того, как американцы прекратят вооруженную поддержку СНС, последние утратят значительную часть своего потенциала. Тем более, это актуально с учетом того, что СНС не пользуются политической поддержкой на значительной части занимаемых ими в Сирии территорий. Большая часть арабского населения выступает против СНС. Кроме того, СНС не пользуется полной поддержкой и курдского населения. СНС же управляет регионом своего нахождения авторитарными военными силами. После того, как США оставит свою финансовую поддержку СНС, в структуре последней произойдут серьезные «расколы». Впрочем, вопросом остается, какое оружие после выхода США останется в руках сирийских курдов. Будет ли это только легкое или, вместе с ним, и тяжелое оружие – относительно этого до настоящего времени ясности нет.

52.18MB | MySQL:103 | 0,493sec