Оценки китайских специалистов некоторых аспектов возможного выхода части американского воинского контингента из Исламской Республики Афганистан

Одновременно с объявлением о выводе воинского контингента ВС США из Сирийской Арабской Республики президент США Дональд Трамп довел до сведения широкой общественности о планах радикального сокращения военного присутствия в Исламской Республике Афганистан. Известно, что ранее он неоднократно высказывал подобные намерения.

Однако, до последнего времени от этого шага его отговаривал министр обороны США Джеймс «Бешеный пес» Мэттис, который после недавнего решения руководителя Белого дома направил ему письмо об уходе в отставку, поскольку понимает, что не может саботировать приказы Верховного главнокомандующего, которые в перспективе создадут больше проблем, чем решений.

Как известно, президент США Дональд Трамп планирует вывести из Исламской Республики Афганистан около 7000 военнослужащих, что составляет примерно 50% от численности американского воинского контингента, однако к настоящему моменту остается неизвестным график вывода подразделений, а также места, которые покинут ВС США. Необходимо отметить, что за последние полтора года ВС США наращивали свое военное присутствие в ИРА, которое до вступления Д.Трампа в должность составляло около 9000 в/с.

По данным китайских источников, кроме ВС США в Афганистане находится до 12 тысяч военнослужащих стран-членов НАТО, которые главным образом рассредоточены по основным военным базам (авиабазы) и ключевым опорным пунктам, а также обеспечивают охрану некоторых объектов. Следует отметить, что американские военные за последние несколько лет серьезно укрепили места дислокации из расчета перспективных боевых действий с движением «Талибан» и другими военизированными движениями исламистского толка, руководители которых не согласны с присутствием иностранных военных.

Специалисты НИИ Военной истории Академии военных наук КНР объясняют, что решение президента США Дональда Трампа обусловлено некоторыми аспектами.

Президент, после того как получил данные об истинном объеме затрат на афганскую кампанию, (официального 870 млрд долл. США, фактически оболе 1 трлн долл. США) провел оценку результатов 17-летнего военного присутствия, которое стало причиной гибели 2300 и ранению более 17000 американских военнослужащих. Следует отметить, что американские военные также неоднократно теряли военную технику – вертолеты, колесные бронемашины и т.д.

Кроме того, по мере повышения воинского мастерства отряды движения «Талибан» под условным обозначением «Красные рубахи» стали предпринимать нападения на охраняемые склады, пункты снабжения и даже колонны. В результате грамотного планирования налетов в распоряжении нескольких отрядов талибов появилась бронетехника американского производства, стрелковое вооружение, приборы ночного видения, радиостанции и экипировка, что в последствие стало причиной еще более дерзких нападений на подразделения сил национальной безопасности Афганистана.

Фактически американские военные дооснастили афганские антиправительственные силы до приемлемого уровня, при этом практически не нанесли серьезного урона даже при помощи бомбардировочной авиации.    Китайские специалисты отметили, что подобные операции обеспечили боеспособность некоторых отрядов талибов в отдельных регионах Пакистана даже без учета поставок стрелкового вооружения и боеприпасов из сопредельной Исламской Республики Иран, военно-политическое руководство которой периодически «черпает» мобилизационный ресурс в ИРА.

Следует отметить, что в 2018 г. ВВС США даже задействовали стратегические бомбардировщики В-52Н для нанесения ударов по лабораториям в Пакистане, осуществляющим выпуск наркотических веществ, однако подобные мероприятия отличаются низкой эффективностью. Кроме указанных самолетов, периодически для ударов по базам подготовки и лагерям исламистов ВВС США привлекают даже малозаметные истребители пятого поколения F-22 в сочетании с дорогостоящими высокоточными малокалиберными авиационными бомбами. Подобные действия вызывают негативную реакцию среди военных экспертов в самих США – откровенно указывают на неадекватное применении боевых самолетов, предназначенных для завоевания господства в воздухе.

Справедливости ради необходимо признать, что периодически ВВС США достаточно успешно выполняли задачи по ликвидации ключевых полевых командиров движения «Талибан» и очевидно, что последние по времени переговоры в Катаре по вопросу мирного восстановления ИРА отчасти стали возможным именно благодаря нескольким таким операциям, проведенным в декабре 2018 г.

Кроме собственного устремления руководителя Белого дома сократить расходы на ВС, определенное влияние оказывают другие факторы. Китайские специалисты отмечают, что по мере сокращения присутствия сотрудников специальных служб США и накала внутреннего противостояния между официальным Кабулом и регионами снижается качество разведывательной информации. Кроме того, расчет официального Вашингтона об опоре на Нью-Дели и индийскую агентуру в приграничных регионах также не оправдывает себя.

В целом, американские военные и спецслужбы серьезно утратили свои позиции в вопросе получения информации о противнике и отчасти это обусловлено ухудшением отношений с Исламабадом, поскольку ранее на протяжении последних 17 лет органы военной разведки Пакистана исправно передавали информацию американским партнерам. Вследствие недружественной внешней политики США официальный Исламабад приостановил работу линии связи между спецслужбами и органами военной разведки, что крайне важно, поскольку на территории Пакистана до сих пор существуют лагеря подготовки для сил исламистов, действующих на территории сопредельного Афганистана.

Китайские аналитики отмечают, что ИРА полностью оправдала свое условное наименование в кругах военных политологов – «кладбище империй», поскольку военно-политическое руководство США, фактически наступило на те же грабли, что в свое время и приготовило для СССР в 70-80 гг. прошлого столетия. Необходимо упомянуть, что на пике операции ВС США дислоцировали в ИРА около 100 000 военнослужащих, а деятельность американских спецслужб обеспечивали еще 100 000 наемников, однако это не позволило Вашингтону установить контроль над афганским центральным и местным руководством.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что расчет военно-политического руководства США на вовлечение КНР в процесс мирного восстановления Афганистане не оправдался, поскольку представители высшего военно-политического руководства самостоятельно смогли убедится в сложности внутренней политической, социальной и экономической ситуации в сопредельном государстве. Следует отметить, что китайские военные и специальные службы установили достаточно тесные контакты с пакистанским партнерами, что позволяет им получать информацию о планируемых попытках проникновения исламистов по Ваханскому коридору на территорию КНР.

Для противодействия данной угрозе официальный Пекин оказывает Кабулу финансовую помощь в рамках строительства  военной базы бригадного масштаба в указанном регионе Афганистана. С китайской стороны государственная граница может быть достаточно быстро блокирована значительными силами подразделений специального назначения Народной вооруженной полиции, которые дислоцированы в ключевых населенных пунктах Синьцзян-Уйгурского автономного района.

52.28MB | MySQL:103 | 0,499sec