Турецкие СМИ о новой конфигурации в Сирии после выхода США. Часть 2

Главной региональной новостью уходящего года стало заявление президента США Д.Трампа о выводе американских военнослужащих из Северной Сирии, заставившее все страны – участницы процесса спешно осуществлять пересчет ситуации.

Разумеется, и Турецкую Республику: многочисленные «дрязги» между США и Турцией на фоне важной внешнеполитической «победы» страны отошли на второй план. 2018 год Турция завершает на патриотической военно-политической ноте (пример: только что Министерство национальной обороны выпустило клип «Марш Родины», посвященный павшим героям страны https://youtu.be/069kzizgJ4w). Турецкие СМИ продолжают размышлять насчет изменившейся роли Турции в регионе и о судьбе турецко-американских отношений.

Касательно последнего, 28 декабря с.г. колумнист влиятельной проправительственной газеты Daily Sabah Кылыч Бугра Канат опубликовал статью под заголовком «2019 год – хорошая возможность для отношений между Турцией и США».

В этом материале автор, напомнив о развитии событий в последние недели года, говорит о том, что С-400 могут оставаться камнем преткновения для нормализации отношений с США и развития их сотрудничества в сфере ОПК. Однако, как он пишет, американцы должны проявлять понимание в вопросах, касающихся турецкой национальной безопасности. Касательно же вывода войск США из Сирии, автор указывает: «С решением о выводе (войск из Сирии – В.К.) может начаться новый период. Однако, опять же, как и в случае с решением по «Пэтриотам», подробности этого вывода будут определять будущее турецко-американских отношений». Вопросом, как он пишет, станет то, будет ли американский выход из Сирии скоординирован с Турцией? Процитируем: «Силы народной самообороны будут и впредь представлять серьезную угрозу для Турции и для региональной стабильности. Турция будет играть решающую роль в стабилизации района к востоку от Евфрата и в окончательном разгроме «Исламского государства» (здесь и далее, ИГ – запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), однако, она (Турция – В.К.) не прекратит свои контртеррористические операции, когда её национальной безопасности угрожают».

Вроде бы, до этого момента посыл понятен. Но вот, как завершает статью турецкий обозреватель: «Два государства могут прийти к соглашению по двум самым сложным вопросам в своих отношениях, а именно по С-400 и по сирийскому кризису (отметим, что обозреватель сознательно исключил из списка сложных вопросов беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена – В.К.). Однако эффективное использование этой возможности зависит от тесного взаимодействия и координации в обеих столицах и быстрого сдерживания потенциальных кризисов в двусторонних отношениях».

Комментируя публикацию, заметим, что, разумеется, С-400 продолжает оставаться способом оказания давления Турцией на США. Однако, отметим следующее: невзирая на все подобные выступления, реализация российско-турецкой сделки по С-400 продолжается. В частности, по имеющейся информации, Турция, закрывающая финансовый год, на прошлой неделе перевела очередной платеж, предусмотренный контрактом, в пользу России.

Следующей статьей, на которую хотелось бы обратить внимание является материал, опубликованный 28 декабря с.г. в том же издании, авторства Бурханеттина Дурана под заголовком «Анкара – ключ к стратегическому перебалансированию».

Говоря о перебалансировании, автор ведет речь об образовании пустоты после выхода американских войск из Сирии и о необходимости нахождения в Сирии нового «равновесного» состояния. Вот, как на эту тему высказывается эксперт: «Хотя шаг администрации Трампа явно пойдет на пользу России и Ирану, Турция выиграет больше, чем любая другая страна».

Тем не менее, процесс, по словам автора, не обещает быть легким и для успешной координации действий между США и Турцией потребуются затяжные переговоры: «Хотя управлять ситуацией в Манбидже относительно легко, туркам нужно будет достичь соглашения с Трампом о боевиках Сил народной самообороны к востоку от Евфрата».

Процитируем позицию автора по российской стороне вопроса: «Россияне, в свою очередь, осторожно приветствовали это решение (о выводе американских войск из Сирии – В.К.). Хотя Москва поспешила заявить, что территории, которые США покинут, должны быть переданы режиму Асада, нет никаких оснований полагать, что президент России Владимир Путин подорвет свое сотрудничество с Эрдоганом. Российские дипломаты просто любят торговаться на переговорах. В конце концов, Путин и Эрдоган переговорят напрямую и достигнут разумного соглашения… Россия не поставит под угрозу перспективы продажи системы ПВО С-400 в Турцию и завершения строительства газопровода «Турецкий поток», просто чтобы угодить Башару Асаду… Фактически, Москва могла бы согласиться на присутствие Турции в северной Сирии, чтобы держать Асада под контролем и уравновесить иранское влияние. В конце концов, реальный интерес Москвы к Сирии связан с ее военными базами и балансом сил в Восточном Средиземноморье. Русские понимают, что в Сирии не может быть прочного политического урегулирования без помощи Турции».

Довольно интересна позиция автора по Ирану: «Иран, в свою очередь, зависит от Турции, чтобы защитить себя от экономических санкций (США – В.К.). Если предположить, что администрация Трампа удвоит давление на Иран, то зависимость Тегерана от турок будет еще более углубляться. Несомненно, иранцы поймут, что беспокоящие турецкие силы на севере Сирии могут заложить основу для великой сделки между Турцией и США в отношении Ирана».

В заключение автор говорит о том, что позиция Турции продолжает оставаться довольно сильной на фоне «стратегического перебалансирования на Ближнем Востоке». Как он пишет это влияние основано на «активной лидерской дипломатии Эрдогана, внутренней политической консолидации и практическом опыте». И в завершение: «Тот факт, что Трамп научился у Путина и нашел способ работать с Эрдоганом, демонстрирует ключевую роль Турции в регионе. Будем надеяться, что президент Франции Эммануэль Макрон и другие сделают такой же вывод, пока не стало слишком поздно».

Подводя черту под публикацией автора, заметим следующее. Во-первых, разумным для России было бы договариваться с Турцией о правилах игры после выхода американцев из региона (если он состоится) после того, как турками будет продемонстрирован прогресс в вопросе сочинского соглашения по Идлибу. Отсутствие же прогресса вызывает вопрос в отношении способности Анкары выполнять взятые на себя обязательства. Во-вторых, Турция не может быть балансиром между Ираном и США, прежде всего, потому, что её саму устраивает давление, оказываемое на Иран. Американские санкции в отношении Ирана, как ни крути, для турок – окно возможностей.

52.24MB | MySQL:103 | 0,606sec