Оценки китайских специалистов информационного аспекта политической ситуации в Пакистане

Обозреватели большинства политических и военно-политических изданий в КНР отмечают,  что после вступления в должность нового премьер-министра Пакистана Имран Хана серьезно уменьшилось количество информационных сообщений из этого мусульманского государства, как в национальных СМИ, так и по каналам аккредитованных иностранных информационных агентств. Прежде всего, корреспонденты национальных электронных и печатных изданий серьезно сократили количество репортажей о ситуации на северном участке индо-пакистанской границы и, вполне вероятно, что это обусловлено желанием обновленного военно-политического руководства Пакистана наладить мирный диалог с Нью-Дели.

Очевидно, что официальный Исламабад понимает, что собственных сил для реального вооруженного противостояния с Индией недостаточно, а такой стратегический партнер как Пекин не будет напрямую вмешиваться, хотя и может оказать опосредованную помощь в поставках техники, вооружений и передачи разведывательной информации. Конечно, в условиях наличия у Индии и Пакистана ядерных боеприпасов и средств их доставки вооруженный конфликт маловероятен.

Следует добавить, что новый премьер-министр Имран Хан, хоть и не имеет большого опыта в политических делах, однако он достаточно рассудительно подходит к вопросам международной повестки и именно его ясное понимание экономических возможностей страны привело его к занятию достаточно мирной позиции, что отличает его от предыдущего руководителя Пакистана — Наваза Шарифа.

Китайские обозреватели отмечают, что Имран Хан практически не принимает участия в мероприятиях военного характера – выставках, официальных церемониях ввода в строй или передачи на вооружение кораблей и самолетов, а также отсутствует любая информация о посещении военных или ядерных  объектов. Очевидно, что такая отстраненность от военных событий позволяет Имран Хану продемонстрировать соседям по региону, прежде всего, Нью-Дели миротворческий настрой.

В дополнение к вышесказанному отметим, что СМИ Пакистана крайне сдержанно освещали двусторонние регулярные учения ВВС двух стран под обозначением «Героический орел-7». Также, корреспонденты национальных СМИ не заостряли внимание на принятии в строй национальных ВМС нового универсального транспорта снабжения «Моавин».

Кроме того, практически незамеченной осталась приемка на вооружение четырех ударных вертолетов Ми-35 для подразделений армейской авиации ВС Пакистана.   Как известно, первые два мероприятия прошли без участия Премьер-министра, но при этом на них присутствовал второй по важности в политической жизни страны человек – начальник Штаба Сухопутных войск ВС Пакистана генерал Камер Джавед Бажва, который в 2018 г. провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпинем, что указывает на политическую значимость и реальный «административный вес» высокопоставленного пакистанского военного.

Мирный настрой Имран Хана на решение сложного «кашмирского вопроса» накладывается на ухудшение внутренней экономической обстановки, поскольку страна до сих пор испытывает серьезный «энергетический голод», а проекты по строительству новых гидро- и угольных электростанций полностью зависят от кредитного финансирования, выделяемого в рамках реализации проекта «Китайско-пакистанского экономического коридора».

Китайские специалисты отмечают, что Кашмир  имеет абсолютную стратегическую ценность для Пакистана, поскольку в данной административно-территориальной единице берут свое начало большинство рек, гидроресурсы которых позволяют построить систему гидроэлектростанций, водозаборов и других объектов народного хозяйства. Водные ресурсы Кашмира могут оказать мультипликативное воздействие на экономику Пакистана, однако для этого необходимо решить вопрос с Нью-Дели, который считает, что данная территория является неотъемлемой частью Индии.

Большинство оппонентов Имран Хана «будируют обстановку» именно на теме «передачи Пакистана в китайское пользование», а дополнительным моментом «разжигающим» активность оппонентов являются высказывания премьер-министра Пакистана о необходимости заимствования опыта КНР в вопросах борьбы с коррупцией во всех эшелонах власти,  обеспечения устойчивого экономического роста и развития внутренней инфраструктуры. По оценкам китайских политологов, именно жестокая внутренняя борьба за власть приводит к тому, что Имран Хану не удалось достичь результатов в рамках объявленного плана «первые 100 дней», за которые он обещал улучшить внутреннюю экономическую ситуацию.

По данным китайских источников, строительство объектов КПЭК на территории Пакистана ведется согласно план-графиков. К настоящему моменту первая нитка трубопроводной системы, соединяющей порт Гвадар и китайский город Кашэ уже введена в строй. В настоящее время китайские строители работают над прокладкой автомобильных дорог в нескольких районах Пакистана, при этом асфальтобетонную смесь изготавливают с применением инертных и химических компонентов, импортируемых из КНР морским путем.

Китайские наблюдатели отмечают, что большинство пакистанских и зарубежных экспертов просто не ожидали, что Имран Хан одержит настолько убедительную победу на выборах. Вполне вероятно, что основной причиной победы Имран Хана стал коррупционный скандал вокруг Наваза Шарифа, поскольку стало известно, что на него было зарегистрировано несколько оффшорных компаний на Виргинских островов, а также  несколько счетов и объектов недвижимости в Лондоне. В настоящее время внимание СМИ Пакистана преимущественно сосредоточено именно на Навазе Шарифе и скандальных судебных процессах.

Другим проблемным моментом внешнеполитической повестки дня являются отношения между Исламабадом и Вашингтоном. Пакистанские СМИ достаточно активно реагируют на любые визиты представителей Государственного департамента США, а также стараются своевременно освещать реакцию военно-политического руководства Пакистана. Следует отметить, что практически незамеченным остался 10-ти часовой визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Пакистан.

В целом, представляется возможным наблюдать процесс установления государственного контроля над большинством информационных агентств, действующих на  территории Пакистана, что вполне связано с приходом к власти нового премьер-министра Имран Хана, который занял высший государственный пост в очень сложный период. Предшественник оставил Имран Хану достаточно сложные отношения с Индией и практически никак не решал вопросы с сопредельной Исламской Республикой Иран, тогда как новый премьер-министр предлагает официальному Нью-Дели достичь мира и согласия в территориальных вопросах и высказывает готовность выступить в роли посредника в переговорном процессе между Эр-Риядом и Тегераном.

Конечно, пакистанские СМИ освещают зарубежные визиты руководителя государства и результаты, достигнутые в ходе переговоров, что позволяет в определенной мере стабилизировать экономическую и социальную обстановку в стране. Китайские специалисты отмечают, что прагматичный подход Имран Хана к экономической повестке дня привел к тому, что руководители Турецкой Республики и Объединенных Арабских Эмиратов высказали готовность принять участие в проекте «Китайско-пакистанского экономического коридора». Дополнительные внешние заимствования позволят Исламабаду снизить собственные затраты на реализацию проекта и, при этом, такое внешнее участие вполне согласуется с коренными интересами КНР.

62.81MB | MySQL:102 | 0,607sec