Оценка китайских специалистов процесса обновления корабельного состава ВМС Пакистана в 2018 г.

В современных условиях ВМС практически любого государства должны обладать возможностями по выполнению дальних морских и межокеанских переходов в рамках мероприятий боевой подготовки, а также для выполнения задач по прямому предназначению. Современные надводные боевые корабли при водоизмещении более 4000 тонн вполне способны преодолевать от 5000 морских миль без дозаправки, однако дальнейшее плавание требует либо захода в порт для пополнения запасов топлива, либо получения такового от универсального транспортного судна (далее УТС) или танкера заправщика, который следует в составе корабельной группы.

Дальние переходы и продолжительные плавания будут характерны для ВМС Пакистана, поскольку в свете программы развития ударных сил появится необходимость отработки учебных задач в ходе учений, которые будут проводить в акватории Индийского океана, а также в рамках международных учебных мероприятий в Восточно-Китайском или Южно-Китайском морях. Именно для безопасного перехода из Пакистана в КНР необходимо располагать достаточно современным танкером или даже универсальным транспортом снабжения, который обеспечит топливом корабли, палубные вертолеты, а экипажи получат питьевую воду и продукты питания. Наличие УТС нивелирует проблемы, связанные с приобретением продуктов питания за рубежом, а также наличием необходимых видов топлива.

Следует отметить, что крупнейшим флотом судов обеспечения располагает ВМС США, поскольку боевые корабли практически круглогодично выполняют боевое патрулирование  — несут дежурство в большинстве районов мирового океана, которые прилегают к странам, которые привлекают внимание военно-политического руководства страны. Вторым по численности обладателем судов обеспечения являются ВМС НОАК, в распоряжении которых находится около десяти УТС разного водоизмещения, а также специальные суда снабжения островных гарнизонов, расположенных на искусственных островах в Южно-китайском море.

Как известно, КНР и Пакистан достаточно давно сотрудничают в области вооружений и военной техники ВМС, однако периодически официальный Исламабад отдает контракты на проектирование необходимых кораблей другому военно-политическому партнеру – Турецкой Республике. Так, в январе 2013 г. ВМС Пакистана подписали с турецкой компанией Savunma Teknolojileri Muhendislik ve Tic A.S. (далее STM)  на разработку универсального транспорта снабжения, а резка стали была начата уже в ноябре 2013.

Закладка киля УТС состоялась в марте 2014 г. на пакистанском судостроительном предприятии Karachi Shipyard & Engineering Works (далее KSEW). Известно, что УТС фактически изготовлен турецкими кораблестроителями, которые строго контролировали сборку секций корабля сотрудниками KSEW. Спуск на воду состоялся 31 марта 2016, а спустя пять месяцев были начаты ходовые и приемо-сдаточные испытания, которые продлились почти два года.

Новый УТС под обозначением «Моавин» (бортовой номер 39) был введен в состав ВМС Пакистана 19 октября 2018 г. в рамках официальной церемонии, проведенной в военно-морской базе Карачи в присутствии командующего ВМС адмирала Зафара Махмуда Аббаси и президента Пакистана Арифа Алви. На мероприятии также присутствовал начальник Штаба Сухопутных войск ВС Пакистана генерал Камер Джавед Бажва.

Следует отметить, что на церемонии отсутствовал премьер-министр Имран Хан – вполне соответствует внешнеполитической линии поведения нового руководителя правительства, поскольку есть серьезное намерение снизить градус напряженности в отношениях с Индией и постепенно разрядить обстановку на спорных территориях.

Анализ публикаций в китайских специализированных военно-технических изданиях «Корабельное знание», «Оружейное знание» позволяет указать некоторые тактико-технические характеристики УТС «Моавин»,  который принят на замену устаревшему танкеру голландской постройки. Длина рассматриваемого УТС составляет 158,4 м, ширина 22 м, максимальная скорость 20 узлов, а на экономической скорость 15 узлов судно способно преодолеть 10000 миль.

Экипаж корабля состоит из 228 военнослужащих, часть из которых вероятно входит в состав авиационной группы – летная палуба позволяет принимать легкие вертолеты типа Z-9C (пр-во КНР). Кроме того, большая численность экипажа указывает на среднюю автоматизацию процессов погрузки и выгрузки. Вполне вероятно, что на «Моавине» будет базировано два вертолета указанной модели, однако благодаря их универсальности это могут транспортные, разведывательные или даже противолодочные винтокрылые машины.

В отношении полезной нагрузки известно, что УТС «Моавин» при полном водоизмещении 16400 тонн, позволяет разместить 8650 тонн дизельного топлива марки F-76, а также 210 тонн авиационного керосина марки JP-5 (для палубных вертолетов). Передачу топлива для боевых кораблей обеспечат две стойки, однако производительность насосов пока остается неизвестной.

Кроме того, в танках УТС будет перевозить 1050 тонн пресной воды, а складские помещения позволят разместить 650 тонн продуктов и других генеральных грузов. Установить наличие и вместимость отсеков, предназначенных для хранения боеприпасов не представляется возможным по причине высокой степени секретности конструкторской документации.   Для приема грузов в порту или выгрузке в месте стоянки на верхней палубе УТС расположены один кран и две стрелы разной грузоподъемности.

В отношении радиоэлектронного оборудования УТС «Моавин» известно, что для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой установлены две РЛС (I и E/F -диапазонов), которые обеспечат навигацию и наблюдение за воздушным движением. Вполне вероятно, что судно оснащено другими оптико-электронными средствами наблюдения, поскольку планируется, что палубные вертолеты будут выполнять полеты в дневное и ночное время.

Подводя промежуточный итог вышесказанному, отметим, что новый УТС позволит пакистанским морякам в полной мере реализовать возможности новых корветов  проекта F40P, строительство которых начато в КНР. Известно, что китайские кораблестроители уже начали сборку первого корпуса, а в декабре 2018 г. была проведена торжественная церемония начала резки металла для второго корпуса. Некоторые китайские специалисты отмечают, что за основу для корвета F40P взят проект сторожевого корабля известного как 054А (по классификации НАТО «Цзянкай 2»).

По просьбе пакистанских военных проведена доработка корпуса корабля, в результате которой в центральной части в вертикальных пусковых установках будут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты СМ-302 или сверхзвуковые ракеты класса «корабль-поверхность» модели СМ-401. Первый образец вооружения представляет серьезную угрозу для абсолютного большинства надводных боевых кораблей ВМС Индии, поскольку их бортовые зенитно-ракетные комплексы не в состоянии перехватить сверхзвуковые цели. Второй образец вооружения обеспечит пакистанским военным возможность нанесения скоростных ударов по береговым целям. Объединяющим моментом для СМ-302 и СМ-401 является максимальная дальность полета – 290 км. Такое ограничение обусловлено международными документами, требованиям которых придерживаются китайские оружейники.

В дополнение к вышесказанному отметим, что кроме боевых надводных кораблей на одном из судостроительных предприятий КНР осуществляется строительство нового океанографического судна (проект DJCH 8020) для ВМС Пакистана. По данным китайских источников, на судостроительном заводе DAJIN Heavy Industries Company Limited (пров.Цзянсу, КНР) спущено на воду и ведется достройка нового исследовательского судна длиной 80,8 м, и водоизмещением 3000 тонн. Известно, что автономность плавания составляет 50 суток.

По словам представителей китайских компаний подрядчиков, судно будет укомплектовано новейшим оборудованием, предназначенным для проведения полного спектра исследований морских акваторий. Согласно плана, ВМС Пакистана получат данное судно в августе 2019 г.

43.54MB | MySQL:92 | 1,008sec