К итогам 2018 года для Турецкой Республики

Турецкая Республика завершает достаточно противоречивый для себя 2018 год. Он ознаменовался рядом событий, которые будут иметь заметное влияние на развитие событий в регионе и в мире в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Перечислим некоторые, основные вехи, ознаменовавшие 2018 год.

Внутриполитическим событием года следует признать победу президента Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития (ПСР) на всеобщих выборах в Турции 24 июня 2018 года. Многократным образом значимости этим выборам добавил тот факт, что в рамках них, по сути, состоялся окончательный переход страны от парламентской к президентской форме правления. Таким образом, вторая половина 2018 года, во внутриполитическом смысле, проходила под знаком реформы государственного аппарата и сопутствующего законодательства под новые условия работы. В частности, при Администрации президента Турции было сформировано 9 профильных комитетов, которые призваны содействовать формированию политики Турции на ключевых для страны направлениях.

Внешнеполитическим событием года можно считать заявление президента США Д.Трампа 19 декабря о выходе американских войск из Сирии. Внутри Турции это событие оценивается в качестве важной дипломатической победы страны, которая стала возможной благодаря настойчивости Турции и лидерским качествам президента Р.Т.Эрдогана. Концовка 2018 года Турции проходит под знаком ожидания «исторической» встречи между президентами Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом в течение 2019 года. Важными также следует признать такие события, как: продолжение диалога по Сирии в Астанинском формате, саммит Стамбульской «четверки» (Россия, Турция, Франция и Германия), российско-турецкое сочинское соглашение по Идлибу, саммит «Большой двадцатки» в Аргентине, однако, именно разворот на 180 градусов со стороны США задаст вектор развития событий в регионе в 2019 году.

Внутритурецким мегапроектом года можно признать пуск первой фазы третьего аэропорта в г. Стамбул, приуроченный ко Дню Республики, отмечаемому 29 октября. Тот факт, что в качестве имени аэропорта был выбран «Стамбул», наводит на мысли о промежуточности этого названия.

Список региональных мегапроектов года, реализуемых при турецком участии — заметным образом шире: важные вехи прошли проекты сооружения Трансанатолийского газопровода, атомной электростанции «Аккую», газопровода «Турецкий поток» и т.д. Следующим мегапроектом, который выходит на первую строчку турецких инфраструктурных приоритетов является «Канал Стамбул», чьего развития уже следует ожидать в 2019 году.

Лидером-открытием года в Турции можно считать кандидата на президентских выборах от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции Мухаремма Индже. Невзирая на то, что это был первый опыт участия в выборах подобного уровня, М.Индже удалось найти свой образ, как политика, и сделать его привлекательным для широких слоев избирателей страны. Лишь только внутрипартийные интриги внутри НРП и ревность со стороны главы партии К.Кылычдароглу не позволили М.Индже выдвинуться на один из ключевых постов на предстоящих в марте 2019 года выборах в местные органы власти, которые мог бы стать трамплином для его дальнейшего политического роста.

Экономическим событием года для Турции стали американские санкции, введенные против министра внутренних дел и министра юстиции страны, а также экономическая война, развязанная США против Турции. В итоге, она увенчалась заметным падением курса турецкой лиры по отношению к мировым резервным валютам, доллару США и евро. Окончание экономического давления США на Турцию совпало с экстрадицией из Турции американского проповедника Э.Брансона. После этого с турецких официальных лиц были сняты и американские санкции.

Военно-политическим событием 2018 года можно признать военную операцию «Оливковая ветвь», начавшуюся в январе месяце и ставшую логическим продолжением предыдущей фазы вмешательства Турции в сирийскую гражданскую войну – операции «Щит Евфрата». Как неоднократно заявляло и продолжает заявлять турецкое руководство, «Оливковая ветвь» не является завершающей фазой – за ней должна последовать операция на восточном берегу р. Евфрат, направленная как против «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация), так и против сирийских курдов из СНС / ПДС.

Приоритетным внешнеполитическим партнером Турции в 2018 году стала Российская Федерация, если исходить из числа очных встреч и телефонных переговоров между президентами двух стран – В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, а также с учетом плотности контактов на уровне прочих официальных лиц и делегаций. Важной вехой стало подписание соглашения между Россией и Турцией по Идлибу, т.н. «сочинского соглашения», однако, подводить итоги его практической реализации пока является преждевременным. Также стоит отметить две торжественные церемонии, состоявшиеся в этом году при участии первых лиц и посвященные завершению реализации важных этапов проектов – АЭС «Аккую» и газопровода «Турецкий поток».

Скандалом 2018 года можно смело признавать убийство саудовского оппозиционного журналиста Д. Хашогги в генеральном консульстве КСА в Стамбуле. Скандал этот саудовцы потушили деньгами и оружейными сделками, однако, вплоть до настоящего времени исчерпанным его считать нельзя. Турция продолжает оказывать на КСА и США, попытавшихся от скандала самоустраниться, непрерывное давление, предъявляя миру все новые доказательства причастности первых саудовских лиц, включая наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, к ликвидации неугодного журналиста.

Разумеется, приведенным выше турецкая повестка – 2018 не исчерпывалась, однако, надеемся, что нам удалось очертить её некоторые, представляющиеся основными, контуры.

62.82MB | MySQL:102 | 0,601sec