Турецкие СМИ о новой конфигурации в Сирии после выхода США. Часть 3

Главной региональной новостью уходящего года стало заявление президента США Д.Трампа о выводе американских военнослужащих из Северной Сирии, заставившее все страны – участницы процесса спешно осуществлять пересчет ситуации.

Разумеется, это в полной мере касается и Турции, которая в 2018 году вновь увидела для себя возможность стать балансиром для ведущих мировых держав в регионе. Отчетливо это проявилось в ходе переговоров о возможности полномасштабной военной операции в провинции Идлиб. Здесь Турция взяла на себя роль представителя Запада в Астанинском формате, предупреждая официальный Дамаск, Москву и Тегеран о возможных плачевных гуманитарных последствиях для региона и для ЕС проведения полномасштабной операции. Одним из сопутствующих моментов стал очередной европейский разворот, обозначенных Турции в конце 2018 года.

Второе «окно возможностей» приоткрылось перед Турцией после заявления Д.Трампа о выходе американских войск из Сирии. И здесь Турция усмотрела для себя шанс сыграть не только в Астанинском формате с Россией и с Ираном, но и в альянсе с США, чему до сих пор предпосылок не было, решая для себя главную проблему – устранение курдской угрозы с лице СНС / ПДС.

Собственно, на последних в Турции уже спешат поставить жирный крест. В этом смысле, характерной публикацией стала статья Бурханеттина Дурана в главной проправительственной газете страны Daily Sabah от 30 декабря 2018 года под заголовком: «Для СНС в Сирии – «game over»».

Не будем сразу спешить разделить оптимизм турецкого эксперта – СНС – укомплектованная, как личным составом, так и оружием, и подготовленная сила – а обратимся к его тезисам.

Как указывается Б.Дураном, будущее сирийских территорий будет определено в ходе трехсторонних переговоров в формате «Турция, Россия и США».  При этом, по его словам, «Иран, Франция и режим Асада» будут играть второстепенную роль в этом процессе». Ну, а «сирийский филиал РПК – «Силы народной самообороны» (СНС) — отчаянно пытается спасти себя от горького конца — навсегда покинуть эти районы».

Усилия СНС, как пишет автор, — разнонаправленны, с целью получить поддержку – от ЕС и Франции, России и режима Асада. Кроме того, как и в Африне, СНС пытается спровоцировать в Манбидже вооруженный конфликт между силами «режима» и Турцией. Вокруг Манбиджа разыгрывается многосторонняя партия: Дамаск объявил о вводе своих войск в город, Турция это утверждение опровергла, а 29 декабря в Москве состоялись переговоры между российскими и турецкими делегациями, где обсуждалась региональная обстановка.

Как указывает автор, «решение администрации Трампа о выходе из Сирии нанесло ущерб сирийскому филиалу РПК больше, чем любой другой стороне… Они надеялись продвинуться на волне кампании против «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) и, казалось бы, бесконечных поставок Вашингтоном оружия и боеприпасов… Хотя отношения Анкары с Вашингтоном в последние два года были крайне напряженными, терпение и решимость Турции окупились. Когда США уйдут с дороги, Анкара завершит работу и изгонит боевиков СНС из Северной Сирии».

Как же видит перспективы, которые вырисовываются перед СНС, турецкий автор материала? – Группа, по его словам, «отчаянно пытается найти спонсора», после того, как от неё отказались США. В качестве неутешительного он оценивает и возможное развитие переговоров между СНС и режимом Асада. Процитируем: «Дамаск не предоставит группе автономию и не позволит группе вооруженных боевиков стрелять в пределах своих границ. Кроме того, режим не может, на самом деле, защитить боевиков СНС от предстоящей военной операции Турции. Поэтому у филиала РПК нет иного выбора, кроме как, передать Манбидж и другие оккупированные территории режиму Асада — в той степени, в которой это позволят турки. Если боевики СНС будут угрожать Турции из контролируемых режимом районов, турки ответят новыми контртеррористическими операциями».

Перспективы группы, как указывается турецким автором, — следующие: либо вступить в армию Б.Асада, либо служить там в качестве наемников. Другой вариант – уход в Северный Ирак и присоединение к боевикам РПК. Мечта об автономии – мертва. СНС / ПДС также не могут стать частью процесса политического урегулирования в Сирии. В лучшем случае, главные вершители судеб Сирии (по автору, это – США, Турция и Россия) будут говорить «о различных способах избавления от боевиков СНС» и все, в итоге, увенчается созданием в Сирии унитарного государства, где курдские права будут реализованы на условиях равноправия с другими гражданами. Как указывает автор: «Ликвидация группы облегчит создание новой Сирии», а Турция, в свою очередь, будет присутствовать в Сирии, пока угроза СНС в Сирии будет сохраняться.

Итак, как мы видим: достаточно оптимистичный подход со стороны автора по отношению к СНС / ПДС. Однако, он не принимает в расчет то, что не так просто «растворить» в Сирии организованную курдскую группировку, которую многие силы, включая официальный Дамаск, захотят использовать в качестве противовеса нарастающему влиянию Турции в регионе.

52.17MB | MySQL:103 | 0,474sec