Космические амбиции ОАЭ

Как и многие аравийские монархии, которые имеют значительные финансовые ресурсы, ОАЭ проявляет особый интерес к тем новым отраслям науки, которые в долгосрочной перспективе смогут упрочить позиции страны на международной арене и диверсифицировать ее экономику, сделав углеводороды важным, но не основным источником ее доходов.  Руководство страны видт в космическом секторе большой потенциал, именно поэтому инвестиции ОАЭ в развитие космических технологий за последние годы превысили 20 млрд дирхамов (более 5 млрд долларов).

Центр по космическим исследованиям был официально учрежден ОАЭ в июле 2015 года[i]. Его главой стал наследный принц Дубая шейх Хамдан бен Мухаммед бен Рашид аль-Мактум. В обязанности Центра входит развитие космических программ ОАЭ и создание космического зонда. В планы Центра входит отправка беспилотной миссии на Марс в 2020 году.

Несмотря на то, что ОАЭ включилось в космическую гонку совсем недавно, этот «поздний старт» не мешает безмерным амбициям этой страны.  В феврале 2018 компания CNN сообщила о том, что Объединенные Арабские Эмираты создали фонд с капиталом в 545 000 долларов для финансирования как отдельных исследователей, так и целых проектов, занимающихся исследованием и разработкой  «новых бизнес-моделей возможностей проживания и работы человека в космосе»[ii]. Причем упор, в свойственной эмиратам самоуверенной манере, был сделан на «инновационные проекты с высоким риском, но и высокой степенью успеха, которые никто другой не решился бы финансировать». Ноа Рейфорд (Noah Raford), главный операционный директор и главный футуролог фонда Dubai Future Foundation, куратор этого проекта, подчеркнул, что они «стремятся привлечь лучших специалистов из всех областей науки, а не просто ищут банальные инженерные решения. Нас также интересуют социологи, дизайнеры и художники для решения не только инфраструктурных проблем вокруг космического поселения, но и бизнес-моделей, которые помогут нам покинуть планету. Также приветствуются идеи по сельскому хозяйству, экономике и управлению в космосе». Надо заметить, что инвестирование больших средств в развитие космической программы в наши дни не так уж и необоснованно:  так, согласно данным американского инвестиционного банка Morgan Stanley, что к 2040 году стоимость разработки мировой космической промышленности может приблизиться  к 1,1 трлн долларов ежегодно, тогда как сейчас это стоит порядка 350 млрд долларов в год.

ОАЭ также объявили о том, что хотят создать колонию на Марсе к 2117 году. В сентябре 2017 года Абу-Даби представил тендеры[iii] для своего проекта «Научный город на Марсе» (Mars Science City), симуляционного центра стоимостью 136 млн долларов, который будет точной копией марсианской базы и будет возведен в пустыне за пределами Дубая.

По словам Йорга Маттиаса Детерманна, автора книги «Космическая наука и арабский мир» (Jorg Matthias Determann, author of «Space Science and the Arab World»), планируемая эмиратами миссия на Марс и прочие космические проекты этого государства выходят за рамки всего того, к чему в настоящее время стремится любая другая арабская страна с точки зрения масштаба и технологий.  Так, например, Саудовская Аравия разрабатывает совместно с КНР программу запуска искусственных спутников Земли, а также сотрудничает с группой компаний Virgin (считающейся одной из инновационных лидеров современной космонавтики) в области выхода на рынок пилотируемых туристических полетов[iv]. Катар в последние годы занимается поиском экзопланет (те, которые существуют за пределами нашей Солнечной системы)[v], в то время как марокканские ученые были одними из тех, кто стоял за недавним открытием по крайней мере семи планет размером с Землю, вращающихся вокруг звезды красного карлика, известной как TRAPPIST-1[vi]. Египет тоже не отстает: законопроект о создании в стране космического агентства был подписан президентом АРЕ А.Ф.ас-Сиси в январе 2018 года, причем космическое агентство собирается сосредоточиться не только на запуске спутников для изучения погодных условий и сканирования обширной пустынной территории страны для обнаружения природных ископаемых, но и на разработке и производстве космических систем и спутников (и даже их запуске в космос)[vii].

Возвращаясь к эмиратам, следует добавить, что в конце октября 2018 года состоялся запуск KhalifaSat из космического центра Танегасима (Тhe Tanegashima Space Centre) в Японии, и это было очень важным событием для  ОАЭ, поскольку данный спутник был полностью произведен руками эмиратской команды молодых инженеров[viii]. Работа над его созданием велась с 2013 года. KhalifaSat — третий по счету спутник ОАЭ, запущенный в космос, после DubaiSat-1 и DubaiSat-2. Этот спутник, по словам создателей, сможет делать высококачественные детальные снимки для различных целей и пересылать их на наземную станцию для нужд  государственных организаций и частных предприятий на местном и глобальном уровнях. Это позволит ОАЭ предоставлять конкурентоспособные услуги на мировом рынке спутниковых снимков. Опять же, передовые технологии и инновации, используемые в проекте, помогут обеспечить высокое качество изображения.

Подводя итог, нужно заметить, что  большинство экспертов до сих пор сходятся во мнении, что прикладного характера космические амбиции арабских стран не несут и являются исключительно имиджевыми проектами, направленными на популяризацию существующих режимов и подчеркивание стремления овладевать высокими технологиями. Автор не разделяет этой точки зрения, поскольку у нефтегазовых монархий Персидского залива, в особенности у Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара есть очевидное преимущество перед многими странами, участвующими в космической гонке: эти государства не стеснены в финансовом плане и могут позволить себе смело претворять в действительность грандиозные проекты и даже идти на определенный риск. К тому же в последнее время они активно вкладывают в создание своей собственной базы из высокообразованных, квалифицированных и обученных профессионалов, в том числе космонавтов, космических специалистов, экспертов, проектировщиков и инженеров. Наконец, нефтегазовые монархии понимают, что космические технологии важны не только для безопасности и экономики государств – этот  сектор сейчас стал неотъемлемой частью многих аспектов жизни от телекоммуникаций и навигациии до мониторинга погоды и даже стихийных бедствий.

[i] https://russian.rt.com/article/102888

[ii] https://edition.cnn.com/2018/02/15/middleeast/uae-space-habitation-challenge/index.html

[iii] Ре́ндеринг или отрисовка (англ. rendering — «визуализация») — термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы.

[iv] http://www.iimes.ru/?p=41715 «КСА-ОАЭ: перенос гонки амбиций в космос» Ласкарис Ф.И.

[v] https://www.marhaba.qa/qatar-exoplanet-survey-announces-discovery-planet-qatar-6b/

[vi] https://xissufotoday.space/2018/02/trappist-1-planets-probably-rich-in-water/

[vii] http://www.iimes.ru/?p=48041 «О космической программе Египта» Шмелева Т.А.

[viii] https://www.urdupoint.com/en/middle-east/local-press-glorious-moment-for-uaes-spac-467065.html

52.24MB | MySQL:103 | 0,499sec