О причинах и возможных последствиях вывода американских войск из Сирии. Часть 2

Наиболее негативным гипотетическим результатом вывода американских военнослужащих из Сирии могло бы стать появление значительных противоречий между Турцией и Россией, что в перспективе угрожало бы распадом астанинской «тройки». Собственно, на это во многом и делался расчет американцами. В случае начала турецкой военной операции восточнее Евфрата, по мысли вашингтонских стратегов, России придется выбирать между Анкарой и Дамаском, так как турецкая военная интервенция встретит противодействие со стороны сирийского правительства. Одновременно в таком турецком вторжении, по мысли американцев, турки могут задействовать своих клиентов из числа боевиков Сирийской свободной армии, «Бригад Нуреддина аз-Зенги» и других вооруженных формирований. При этом не исключено, что они не станут довольствоваться районами традиционного проживания курдов, а пойдут дальше в сторону Ракки и северных районов провинции Дейр эз-Зор, где сумеют договориться с бывшими боевиками «Исламского государства», учитывая давние связи турецких спецслужб с ИГ. Такая турецкая экспансия в зоне расселения суннитских племен, по мысли американцев, неминуемо вызовет осложнения в отношениях Турции и Ирана.

Похожие взгляды озвучил в интервью телекомпании Fox News отставной полковник армии США Дуглас Макгрегор. По его мнению, решение президента США Дональда Трампа вывести американские войска из Сирии — это крайне логичный и в то же время тонкий ход, который обязательно вобьет клин между Россией, Сирией, Турцией и Ираном. «Уйдя из Сирии мы ликвидировали спаивающий различных партнеров фактор. Для сотрудничества русских, турок и иранцев нет никаких причин в принципе — и это хорошо», — отметил полковник. Как пояснил военный, этим США создали для России «огромные проблемы». «России придется сделать выбор. Если она впустит турок на территорию Сирии, то тогда потеряет влияние на сирийцев и иранцев», — добавил он. Тем не менее, полковник считает, что выводу войск США из Сирии всеми силами препятствуют многие вашингтонские чиновники и военные, сделавшие миллионы на провальных американских операциях на Ближнем Востоке.

В то же время существует ряд препятствий для турецкой военной экспансии на северо-востоке Сирии. В Анкаре понимают, что такая операция, проведенная в одностороннем порядке, может привести к значительному осложнению турецко-российских отношений. Кроме того, российские ВКС контролируют воздушное пространство над Сирией, а значит Вооруженным силам Турции придется осуществлять военную операцию против курдов без поддержки с воздуха, что может значительно увеличить количество жертв.

29 декабря 2018 года в Москве состоялись российско-турецкие переговоры, посвященные изменениям в военно-политической ситуации САР в связи с выводом американских военнослужащих. С турецкой стороны в них приняли участие министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр обороны Хулуси Аккар, руководитель турецкой спецслужбы МИТ Хакан Фидан и советник президента Эрдогана Ибрагим Калин, считающийся наиболее близким к турецкому лидеру чиновником высокого уровня. С российской стороны в беседе приняли участие министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Валерий Герасимов, помощник Президента России по внешней политике Юрий Ушаков и спецпредставитель по Сирии Александр Лаврентьев. Перед встречей глава турецкой дипломатии проинформировал о том, что целью прибытия турецкой делегации является координация действий в соответствии с последними событиями в Сирии. Он подчеркнул большой прогресс в политическом процессе в Сирии, который стал возможен благодаря сотрудничеству Турции, России и Ирана. «С нашими российскими партнерами мы обсудим, что еще мы сможем сделать по Сирии. Наш президент Реджеп Тайип Эрдоган уделяет огромное внимание сотрудничеству с Россией по региональным вопросам», — заявил министр.    По окончании переговоров М.Чавушоглу заверил собравшихся журналистов в том, что турецкая сторона продолжит сотрудничество с Россией и Ираном по региональным вопросам. Он добавил, что Турция и Россия как гаранты Астанинского мирного процесса будут защищать территориальную целостность и политическое единство Сирии.

1 января появилась информация о том, что части Сирийской арабской армии выдвигаются по направлению к стратегически важному городу Манбидж, занятому сирийскими курдами, для того, чтобы предотвратить оккупацию этого городка турецкой армией после вывода американских военных. Впрочем, местные жители и американские военнослужащие отрицают присутствие сирийских правительственных войск в Манбидже. Это не вызывает удивления, так как вывод американских войск займет от 60 до 100 дней, а сирийцам явно не хочется вступать в конфликт с американцами.

Известный турецкий журналист Чингиз Чандар написал в своей статье, опубликованной на портале «Аль-Монитор»: «Развертывание сирийской армии в курдских районах Сирии, де-факто самоуправляющихся с 2012 года,  не является турецким приоритетом, но турки смогут с этим жить, осознавая, что курдское вооруженное присутствие на их границах подошло к концу».

Дополнительным фактором, сдерживающим военную активность Турции, является сложная ситуация, сложившаяся в провинции Идлиб (турецкая зона влияния) и на западе провинции Алеппо. С 4 января там продолжаются столкновения между вооруженными формированиями «Хайят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра») и протурецкими военными отрядами, причем не в пользу последних. Напомним, что в Идлибе существуют две значительные военные силы: «Хайят Тахрир аш-Шам» и «Джебхат Тахрир аш-Шам», куда вошли протурецкие группы вооруженной оппозиции, наиболее значительными из которых до недавнего времени являлись «Бригады Нуреддина аз-Зенги» и «Ахрар аш-Шам». Про итогам саммита в Тегеране Турция обязалась создать 30-километровую демилитаризованную зону по периметру границ провинции и одновременно разоружить радикалов из бывшей «Джебхат ан-Нусры». Начало января демонстрирует обратный процесс: радикалы разоружают своих соперников. В ходе боев террористы из «Хайят Тахрир аш-Шам» захватили 20 населенных пунктов на западе провинции Алеппо, убили более 200 боевиков из «Бригад Нуреддина аз-Зенги». По информации газеты «Рай аль-Йаум», значительная часть боевиков «Бригад Нуреддина аз-Зенги» в результате приняли решение примкнуть к «Хайят Тахрир аш-Шам», а остальные отступают по направлению к Аазазу и Джараблусу. Полевые командиры отступающих обратились к турецкому командованию операции «Щит Евфрата» с просьбой непосредственно вмешаться в ситуацию для их защиты. Одновременно такое усиление «Джебхат ан-Нусры» вызывает и активизацию правительственной армии на подступах к провинции Идлиб и на западе Алеппо. Предлогом для этого являются обстрелы Алеппо с территорий, занятых джихадистами. Естественно, прямое сирийское военное наступление на Идлиб противоречит турецким планам.

Вывод американских военнослужащих из Сирии может стать предпосылкой для окончательного политического урегулирования в этой стране при условии, что Россия возьмет на себя функции модератора этого процесса и поведет тонкую дипломатическую игру, целью которой будет согласовать интересы Турции, Ирана и Сирии, а также замирить сирийских курдов, которые после вывода американцев, наверняка умерят свои политические претензии и согласятся на меньшую степень автономии.

52.21MB | MySQL:103 | 0,495sec