О развитии космических программ в Бахрейне, Катаре, Омане и Кувейте

В июле 2018 года Национальное агентство по космической науке Бахрейна (The Bahrain’s National Space Science Agency или NSSA) объявило о начале осуществления программы создания космической группы, в рамках которой планируется выбрать 10 человек, которые станут первой группой специалистов в области космической науки и техники в королевстве. Группа будет проходить 24-месячное обучение как на территории королевства, так и за рубежом. В начале сентября стало известно о том, что  агентство уже ведет переговоры с Россией о направлении своих астронавтов в космос, однако пока еще рано говорить о каких-либо конкретных договоренностях.  Sputnik сообщил также о том, что развитие космической программы Бахрейна происходит параллельно с объявлением Объединенных Арабских Эмиратов о том, что они выбрали первых своих двух астронавтов, которые отправятся на Международную космическую станцию (МКС). По данным российского научно-исследовательского центра подготовки космонавтов-испытателей им. Гагарина, два подданных ОАЭ уже проходят подготовку в России[i]. Российское космическое агентство «Роскосмос» подтвердило, что ведет переговоры о сотрудничестве с некоторыми странами Персидского залива. Оно также рассказало о согласовании осуществления краткосрочной миссии подданного  ОАЭ на МКС, в то время как сейчас в процессе обсуждения находится вопрос о долгосрочной миссии в космос астронавта из ОАЭ и краткосрочном полете подданого Бахрейна.

В ноябре 2018 года бахрейнские СМИ сообщили о том, что Космическое агентство ОАЭ (The UAE Space Agency или UAESA) подписало Декларацию принципов с Национальным агентством по космической науке Бахрейна (NSSA) и университетом Халифа ОАЭ (the UAE’s Khalifa University или KU) для подготовки космической команды Бахрейна[ii]. Подписание состоялось на полях 5-го Международного авиасалона Бахрейна, проходившего на авиабазе Сахир в Бахрейне с 14 по 16 ноября под патронажем Его Величества короля Бахрейна Хамада бен Исы Аль Халифы. Говоря о соглашении, председатель космического агентства ОАЭ Ахмад Белхуль аль-Фаласи сказал, что «расширение сотрудничества в области космической науки и исследований является свидетельством стремления и приверженности обеих стран к укреплению конструктивных партнерских отношений между ними». Он также добавил, что «космический сектор ОАЭ в данный момент находится на стадии подъема, и это позволяет нам передавать знания нашим ценным партнерам в регионе. Растущий опыт Абу-Даби в области космической науки, исследований и телекоммуникаций наглядно демонстрируется рядом амбициозных космических программ и инициатив ОАЭ. К ним относятся программа подготовки астронавтов ОАЭ, проект Emirates Mars Mission’s Hope Probe, Mars Scientific City и запуск на орбиту спутника KhalifaSat, который был полностью разработан и построен эмиратскими молодыми инженерами»[iii].

                      Что касается Катара, то он запустил свой первый спутник «Сухейль-1» еще конце августа 2013 года; он был построен с использованием современных технологий повышенной помехоустойчивости, и по большей части предназначен для передачи сигналов катарских телеканалов, в частности, новостного «Аль-Джазира»[iv]. В настоящее же время Доха активно работает в области астрономических и космических исследований и занимается поиском экзопланет (тех, которые существуют за пределами нашей Солнечной системы)[v]. Несколько планет было обнаружено в ходе обзора неба QES, который был организован катарским институтом QEERI. Ученые классифицировали уже обнаруженные объекты как «горячие юпитеры» и им были присвоены  названия Катар 5b, Катар 4b и Катар 3b[vi].

Оман является одной из последних стран, присоединившихся к космической гонке. В феврале 2018 года Меморандум о взаимопонимании (МОВ) был подписан в Маскате между индийской организацией космических исследований (ISRO) и Министерством транспорта и коммуникаций, который, как предполагается, даст толчок к изучению новых методов исследования космоса и возможностей их практического применения[vii]. Соглашение между Индией и Оманом о сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях для Маската означает важную веху в процессе создания собственной космической программы этой арабской страны. МОВ предназначен для сотрудничества в таких областях, как космическая наука, технология и применение, включая дистанционное зондирование земли, спутниковая навигация, исследование планет и использование космических аппаратов, а также космических и наземных систем[viii].

На территории же самого Омана есть то, что в феврале 2018 года привлекло внимание  более 200 ученых из 25 стран в рамках миссии AMADEE-18: это безлюдная пустыня на юге страны, недалеко от границ Йемена и Саудовской Аравии, которая благодаря своей поверхности, типам геоморфологии, всем структурам, соляным куполам, руслам рек и вади практически является копией Марса[ix]. Именно поэтому там, на базе «Оман-Марс» (представляющей собой гигантскую 2,4-тонную среду обитания, окруженную транспортными контейнерами и включающую в себя   лабораторию и помещения для экипажа), были успешно проведены полевые испытания для пилотируемой миссии на Марс.  Напомним, что правительство Омана во время заседания Комитета ООН по мирному использованию космического пространства само выдвинуло инициативу провести там очередное моделирование Марса. Это делает Маскат ценным игроком на международном космическом поле.

Кувейт же только делает первые шаги к созданию своей собственной космической программы. Доцент кафедры физики Кувейтского университета (KU) доктор Хала аль-Джассар считает, что у Кувейта есть все исходные данные для того, чтобы преуспеть на этом поприще, ведь, как она говорит,  «у нас есть бюджет, таланты, опыт и выдающиеся выпускники лучших университетов, однако отсутствие четкого централизованного руководства является одной из проблем в деле создания космического агентства». Хотя, как считает Х.аль-Джассар, «когда мы приступим к разработке космической программы, мы не будем начинать с нуля, поскольку многие кувейтские организации, такие, как Кувейтский институт научных исследований (KISR), уже сотрудничают с НАСА в рамках проекта лаборатории реактивного движения (JPL)». Руководитель Кувейтского фонда развития науки (Kuwait Foundation for Advancement of Science или KFAS) доктор Бассам А.аль-Феели подтвердил, что этот «фонд как финансирующая организация будет оказывать свою полную поддержку развитию космической программы Кувейта, как только появится организация, желающая претворить в жизнь планы по исследованию космического пространства»[x]. Б.А.аль-Феели уверен, что для его страны это должно стать «национальным приоритетом, как, например, в случае с ОАЭ, которые запустили свою космическую программу, чтобы показать миру, что они являются одной из самых передовых и развитых стран на земном шаре».

В целом, как видно из всего вышеупомянутого, указанные нефтегазовые монархии Персидского залива пока лишь «догоняют» своих более сильных собратьев – Саудовскую Аравию и ОАЭ в космической гонке. Но для них это в большей степени дело поддержания имиджа и авторитета на региональной арене, но далеко не приоритет.

[i] https://www.globalsecurity.org/space/library/news/2018/space-180905-sputnik01.htm

[ii] http://satelliteprome.com/news/uae-space-agency-signs-deal-to-train-bahrain-space-team/

[iii] http://www.iimes.ru/?p=52088 «Космические амбиции ОАЭ» Шмелева Т.А.

[iv] https://tass.ru/nauka/668704

[v] https://www.iloveqatar.net/news/general/qatar-to-set-up-space-research-centre

[vi] http://arabiandefense.blogspot.com/2018/06/space-program-qatar-exoplanet-survey-qes.html

[vii] https://www.ibtimes.co.in/indias-isro-help-build-omans-space-programme-771235 India’s ISRO to help build Oman’s space programme

[viii] http://www.indiandefensenews.in/2018/09/india-oman-may-talk-on-duqm-port-space.html India, Oman May Talk On Duqm Port, Space Agency

[ix] http://www.astronews.space/novosti/493-mars-na-zemle-simulyatsiya-v-otdalennoj-pustyne-omana

[x] http://in-space.info/en/news/kuwait-space-agency-pipedream-or-reality

62.56MB | MySQL:102 | 0,522sec