О заявлении премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху по поводу ведущихся против него расследований

7 января глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху сообщил, вечером того же дня, в 20.00 намерен сделать в прямом телеэфире «драматическое заявление». Суть его, как оказалось, сводилась к следующему: «я просил очной ставки с госсвидетелями, а мне дважды отказали».

В ходе выступления в своей резиденции в Иерусалиме, премьер-министр Израиля говорил об обстоятельствах ведущихся против него расследований. Нетаньяху заявил, что юридическая система – это одна из основ демократии. Так же он добавил: «Я требовал очных ставок с государственными свидетелями. Я хотел посмотреть им в глаза и сказать правду. Я просил, как минимум, дважды, и оба раза мне было отказано. Чего они боятся? Что они скрывают? Мне нечего бояться. Мне нечего скрывать. Я повторяю свое требование на проведение очной ставки со всеми свидетелями. Я готов на очные ставки в прямом эфире. Пусть общество видит все, что есть. Я уверен в своей правоте. Я уверен в своей правоте на 4000%».

По словам Нетаньяху, отказ в очной ставке доказывает, что следствие против него носит пристрастный характер.

Премьер-министр заявил, что обвинение во взяточничестве абсурдно. Снова повторил, что недопустимо вызывать его на слушания перед предъявлением обвинительного заключения до выборов, поскольку он не успеет подготовиться, чтобы отстаивать свою правоту. Он также сказал, что свидетелей, чьи показания могли укрепить его позицию, не вызвали в полицию, и упомянул Асафа Эйлата, в прошлом – главного регулятора Антитрестовского управления , который санкционировал сделку «Безек-Yes». По подозрению в «Деле 4000» Нетаньяху утвердил эту сделку, которая обогатила владельца «Безек» Шауля Аловича в обмен на лестное освещение на сайте Walla его деятельности. В конце минувшей недели газета «Гаарец» сообщила, что в 2015 году Алович написал по поводу освещения на сайте Walla деятельности Нетаньяху: «Если он не подпишет, сделки нет».

По мнению комментаторов, выступление Нетаньяху преследовало целью повлиять с одной стороны на юридического советника правительства и попытаться все же добиться отсрочки публикации заключения Авихая Мандельблита, а с другой стороны получить поддержку избирателей, представив себя жертвой преследований со стороны юридической системы.

В полиции не отреагировали на заявление Нетаньяху, но по сведениям источников, осведомленных о ходе следствия, все решения по делам главы правительства принимались по согласованию с прокуратурой.

Государственная прокуратура опубликовала официальный ответ на заявление премьер-министра, сделанное им накануне по поводу процесса следствия по его делам.

«Все действия, касающиеся расследования подозрений в отношении премьер-министра, совершались основательно и профессионально. Процесс следствия проходил в сопровождении главы экономического и налогового отдела прокуратуры тель-авивского округа под наблюдением государственного прокурора и юридического советника правительства. Все действия совершались исключительно исходя из профессиональных соображений и преследовали единственную цель: выяснение истины. Со стороны правоохранительных органов было бы недостойным комментировать в СМИ те или иные действия или свидетельства, и уж во всяком случае на данном этапе. Исходя их этого, мы не собираемся касаться сути дела. Изучение материалов следствия ведется в эти дни юридическим советником правительства, государственным прокурором и их подчиненными. Эта работа ведется профессионально, в соответствии с ясными нормами. Такая работа не делается и не может делаться посредством СМИ».

В политической среде также отреагировали на заявление премьер-министра:

Пресс-служба партии «Хосен ле-Исраэль», возглавляемой Бени Ганцем распространила короткое сообщение следующего содержания: «Пришло время для руководства, которого интересуют граждане, а не оно само».

Председатель движения «Тнуа» Ципи Ливни написал в Твиттере: «Нетаньяху представляет наибольшую опасность для демократии и власти закона, необходимо спасти от него Израиль. Я полностью поддерживаю государственную прокуратуру и генерального прокурора».

Глава партии Авода  Ави Габай также атаковал премьер-министра: «В нормальной стране премьер-министр не ведет себя так», — сказал Габай. «В нормальной стране премьер-министр не нападает на правоохранительные органы, и вместо того, чтобы заниматься безопасностью жителей юга, дороговизной жизни или проблемами системы здравоохранения, Нетаньяху занят спасением себя от расследований».

Министр культуры и спорта Мири Регев – соратница премьер-министра по партии заявила в ответ на его выступление: «Не каждый день вы слышите о преступниках, которые готовы провести конфронтацию с государственными свидетелями, и им отказывают. Если премьер-министр заявляет, что он готов к очной ставке с государственными свидетелями, а полиция отказывает ему — это только доказывает, что следователи, вероятно, на самом деле не заинтересованы в этом и придерживаются той версии, которая им удобна».

Подобной точки зрения придерживается автор издания «Исраэль гайом», публицист Хаим Шейн. Он поддерживает премьер-министра, обвинившего правоохранительную систему в предвзятом расследовании его уголовных дел.
Он так же считает, что на юридического советника правительства Авихая Мандельблита оказывается колоссальное давление, подобного которому не было в истории израильской судебной системы. «Мандельблит прекрасно понимает, что произойдет, если он решит отменить некоторые обвинения или снизить уголовную значимость других. Высшие чины в полиции, государственный прокурор и его подчиненные не оставляют Мандельблиту выбора. Их непонятная настойчивость, их требование опубликовать решение до выборов лишь укрепляет утверждение Нетаньяху, что за всем этим стоят политические интересы», — пишет автор.

С одной стороны, можно предположить, что выступление премьер-министра Израиля перед гражданами страны было не только выражением индивидуальных чувств главы правительства, но и в некотором плане отражало чувства многих израильтян, убежденных в том, что судебная система и СМИ преследуют премьер-министра по политическим причинам. Отказ следствия провести перекрестный допрос Нетаньяху и государственных свидетелей действительно может быть расценен как важная информация. Ведь существует четкая инструкция юридического советника правительства, требующая вести расследование с особой осторожностью именно в предвыборный период, и похоже, что данная инструкция игнорируется. Поэтому в заявлении Нетаньяху можно углядеть попытку воззвать к справедливости.

Но, с другой стороны, более очевидным кажется, что цель Нетаньяху достигнуть быстрой сделки со следствием любой ценой, будучи в кресле премьер-министра (он постарается достигнуть соглашения об отставке в обмен на закрытие уголовных дел против него).  Поэтому ничто так не страшит его, как провал на выборах. Других козырей у Нетаньяху просто нет. Симпатии избирателей — единственный его шанс.

Но даже если Нетаньяху он победит на выборах, он всего лишь выиграет какой-то период времени, за которыми последуют предъявление обвинительного заключения, вынужденная отставка и суд по уголовным делам. Сложно сказать сколько времени есть у него в запасе: еще пару месяцев, или может – год-два, но, очевидно, что Нетаньяху будет бороться до самого конца.

62.82MB | MySQL:102 | 0,463sec