О развитии, производстве и реальном применении БПЛА Вооруженными силами Турции

В январе 2019 г. СМИ Турции сообщили, что турецкая оборонная компания STM (Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret AŞ) ускорила выполнение заказа на производство БПЛА-камикадзе KARGU для ВС Турции, которые уже получили 10 таких беспилотников на безвозмездной основе благодаря усилиям Секретариата оборонной промышленности. После этого STM получила заказ на KARGU. На первом этапе ВС Турции получат 15 БПЛА, а затем — еще 40. Таким образом, в рамках подписанного контракта компания передаст ВС Турции 65 БПЛА KARGU. . В то же время STM активно работает над увеличением экспорта ударных БПЛА. Особый интерес к ударным беспилотникам турецкого производства проявляют на Ближнем Востоке и в тюркских странах. STM планирует первую экспортную поставку дронов в ближайшее время. Кроме того, компания активно занимается разработкой современных модификаций БПЛА, в частности с искусственным интеллектом. Такие дроны могут атаковать сразу несколько целей. По оценкам экспертов STM, БПЛА обеспечивают значительное преимущество в ходе боевых действий. ВС Турции планируют активно использовать в ходе операций высокоинтеллектуальные БПЛА, оснащенные «роевым интеллектом» (Swarm intelligence). Благодаря отличным тактико-техническим характеристикам, точности нанесения ударов и искусственному интеллекту БПЛА KARGU обеспечат значительное преимущество в ходе боевых действий. Также инженеры STM оптимизировали аэродинамику и конфигурацию KARGU[i].

Напомним, что в январе 2018 г. стало известно, что STM собирается создать в 2018 г. «высокоинтеллектуальные БПЛА», развивая их с помощью искусственного интеллекта. Аналитический центр ThinkTech при турецкой оборонной компании STM тогда провел исследование, по итогам которого составил подробный обзор потребностей ВС Турции в беспилотниках, в том числе с беспилотниках-камикадзе, используемых при разведке и доразведке с целью последующего уничтожения противника. Согласно оценкам экспертов STM, БПЛА дают значительное преимущество в ходе ведения боевых действий. Турецкая оборонная компания STM модернизировала БПЛА, которых называют «новыми турецкими солдатами в небе». Впервые БПЛА производства Турции были представлены на Международной выставке оборонной промышленности в мае 2017 г[ii].

Отметим, что беспилотники KARGU были использованы во время проведения военной операции «Оливковая ветвь» в Африне (Сирия). Тогда KARGU в районе горы Бурсея с небо следил за группой из 5 курдских боевиков и в итоге взорвал себе среди них. Надо сказать, что турецкая сторона в Африне использовала также БПЛА ALPAGU и TOGAN, которые, как и KARGU, были представлены на Международной выставке оборонной промышленности в мае 2017 г. и относятся к классу беспилотников İHA-1 (KARGU и ALPAGU – дроны-камикадзе, а TOGAN – разведывательный дрон). Подготовка к полету KARGU и ALPAGU длится меньше минуты, после чего они начинают приближаться к целям со скоростью 80 км/ч. Неся противопехотные боеприпасы, эти аппараты приближаются к целям со скоростью 120-140 км/ч и взрываются, не касаясь целей. Зона поражения составляет 20 кв. м. Турецкая сторона теперь намерена использовать беспилотники-камикадзе и в иракском регионе Кандиль. По сообщению СМИ, в итоге Турция стала одной из трех стран мира, способных производить военные беспилотники-камикадзе[iii].

Таким образом, Турция активно развивает военно-промышленный комплекс, делая ставку на разработку современных модификаций дронов, в том числе разведывательных и БПЛА-камикадзе с искусственным интеллектом. Благодаря своим отличным тактико-техническим характеристикам (ТТХ) беспилотники-камикадзе и разведывательные дроны будут применяться в так называемых асимметричных войнах и в борьбе с терроризмом. Как в апреле 2018 г. сказал агентству «Анадолу» гендиректор STM Давут Йылмаз, Турция достигла значительного прогресса в разработке уникальных технологий и технических решений. «Благодаря превосходным тактическим характеристикам, высокой точности нанесения ударов и искусственному интеллекту модернизированные БПЛА-камикадзе ALPAGU Block II и KARGU обеспечат значительное преимущество в ходе операций и боевых действий», — сказал Йылмаз. По его словам, STM продолжит инвестировать в сферу исследований и разработок в соответствии с потребностями силовых структур Турции. Компания нацелена на то, чтобы Турция стала передовым игроком на мировой арене в военно-промышленной сфере, отметил гендиректор STM. «Нас мотивирует то, что интерес к беспилотникам турецкого производства проявляют во всем мире — от Дальнего Востока до Африки и от Азии до Южной Америки. В принципе, в мире не так много стран, производящих такие дроны, поэтому и спрос на них большой, в том числе в государствах Ближнего Востока, Африки, Южной Азии, Европы», — сказал Йылмаз. По его словам, в скором времени компания разработает технологию, которая позволит управлять группой «умных» беспилотников. Дроны-камикадзе ALPAGU, ALPAGU Blok II, KARGU и разведывательный БПЛА TOGAN с автономной системой управления, разработанные компанией STM, обращают на себя внимание улучшенными алгоритмами обработки изображений, развитым искусственным интеллектом, улучшенными системами видеонаблюдения и возможностью выбора различных типов взрывчатых веществ. ALPAGU Blok II обладает оптимизированным аэродинамическим дизайном. Благодаря увеличенной огневой мощи и точности прицеливания беспилотник-камикадзе может более эффективно применяться при ведении боевых действий. «Производство БПЛА-камикадзе ALPAGU и KARGU началось около года назад, и за прошедшее время оба дрона были усовершенствованы и модернизированы с учетом рекомендаций ВС Турции. Модернизированные БПЛА-камикадзе ALPAGU Block II и KARGU обеспечивают значительное преимущество в ходе операций и боевых действий. Это новые концепты в мире», — добавил он[iv].

Почему Турция начала уделять большое внимание разработке и производству дронов? Здесь есть несколько основных факторов, повлиявших на принятие такого решения.

1.Военный – Дроны широко использовались и будут еще шире использоваться со стороны ВС Турции. Уже было сказано, что дроны-камикадзе были использованы во время военной операций «Оливковая ветвь» и их будут использовать также в иракском регионе Кандиль, то есть в трансграничных операциях (и во время возможной военной операции в Сирии на восточном берегу реки Евфрат). Кроме того, турецкие военные широко используют дронов в войне против РПК на турецкой территории. Притом, БПЛА получают все виды Вооружённых сил и других силовых структур  Турции, что указывает на возможность их универсального использования.

2.Военно-промышленный (экономический) — Турция активно развивает военно-промышленный комплекс, делая ставку и на разработку современных модификаций БПЛА. Ранее при импорте продукции военного назначения Турция сталкивалась с преградами и сложностями (например, в области БПЛА Турция имела сложности с США и с Израилем), но ситуация качественно изменилась благодаря развитию собственного оборонпрома. Благодаря таким усилиям Турция из импортера БПЛА превратилась в их экспортера. Экспорт военной и аэрокосмической продукции Турции достиг в 2018 г. 2,04 млрд долларов, что является рекордным показателем и на 17% превысил аналогичный показатель 2017 г[v]. В Турции хорошо понимают, что в ближайшие 5 лет объем глобального рынка БПЛА достигнет 50 млрд долларов и есть возможность усилить позиции  на этом рынке.

3.Психологический – В Турции считают, что БПЛА являются и хорошим средством, чтобы получить психологическое превосходство. Например, турецкая сторона намерена с помощью ударных БПЛА Bayraktar TB2, которые уже вошли в состав ВМС Турции, получить и физическое, и психологическое превосходство над Грецией. В декабре 2018 г. стало известно, что БПЛА Bayraktar TB2 были размещены в районах Чанаккале (на южном берегу пролива Дарданеллы) и Даламана (в провинции Мугла), откуда они будут осуществлять свою деятельность в Эгейском море, а также в Восточном Средиземноморье. В связи с этим турецкий военный эксперт Туран Огуз заявил, что с тактической стороны это очень важный шаг Турции в Эгейском море. «Турция с помощью БПЛА, размещенных в базах Даламана и Чанаккале, будет контролировать все виды военной мобильности на близлежащих греческих островах. Эти элементы будут использоваться как для разведки, так и для наблюдения. Таким образом, Турция будет вести непрерывное наблюдение при более низких затратах с помощью БПЛА. И если Турция одновременно поднимет небо над Эгейским морем сразу 3 БПЛА, то это станет очень большим тактическим ходом. Вдобавок, если 2 из 3 БПЛА будут ударными, это значительно усилит восприятие угрозы у противостоящей стороны, в сравнении с БПЛА ANKA. Ранее Турция использовала БПЛА собственного производства ANKA, и Греция в ответ посылала 2 истребителя F-16. Если Греция для перехвата одного ANKA подняла воздух сразу 2 истребителя F-16, что она будет сделать для слежения за 5 БПЛА Bayraktar TB2? Здесь в первую очередь надо учесть, что есть очень серьезные различия в стоимости полетов этих машин. Стоимость часа полета F-16 превышает 10 000 долларов, в то время, как стоимость часа полета беспилотного летательного аппарата (действующий в регионе) составляет около 1000 долларов. Непрерывный полеты F-16 означают напряжение пилотов, износ самолетов и очень большой бюджет», — добавил Огуз[vi]. Таким образом, Анкара пытается с помощью БПЛА получить и психологические превосходство над Афинами, и существенно увеличить военные расходы  Греции, экономическое состояние которой и так не является хорошим. Напомним, что в 2000-2009 гг. турецкие ВВС в целом 49 228 раз нарушили воздушное пространство Греции, ВВС Греции осуществили 19 228 превентивных полетов, на которые греческая сторона потратила 447.5 млн евро. Очевидно, что в ближайшее время в небе над Эгейским морем участятся полеты БПЛА Турции, а это еще усилит турецко-греческие напряженные отношения. В итоге, Греция будет вынуждена втянуться в новую гонку вооружений с Турцией и увеличить свои военные расходы, что и отрицательно скажется на состоянии ее экономики.

[i] Türk silahlı Kuvvetleri’nin ‘kamikazeleri’ çoğalıyor, Internet Haber, 10.01.2019.

[ii] Türkiye’nin «Yüksek Akıllı İha Sürüleri» Geliyor, Milliyet, 09.01.2018.

[iii] Kargu Afrin’de vurdu, Yeni Şafak, 29.08.2018.

[iv] Türkiye’nin «gökyüzündeki askerleri» güçleniyor, TRT Haber, 22.04.2018.

[v] Savunma sanayisi ihracat rekorlarıyla eşik atladı, Sabah, 05.01.2019.

[vi] Türkiye Ege’deki psikolojik ve fiziki üstünlüğünü daha da artırıyor, Yeni Şafak, 17.12.2018.

 

52.27MB | MySQL:103 | 0,818sec