Защита Турцией своих нефте- и газопроводов (по материалам турецкого журнала ОПК M5). Часть 1

27 ноября 2018 г. на сайте ИБВ был опубликован обзор ноябрьского номера нового турецкого журнала ОПК М5 (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=50186).

Продолжаем обзор наиболее интересных публикаций. К одной из них относится статья авторства доктора наук Таджеттина Кёпрюлю под заголовком «Меры по обеспечению безопасности энергетического предложения. Защита нефте- и газопроводов». Таджеттин Кёпрюлю возглавляет Управление программ по поддержке исследований в Совете по научно-техническим исследованиям Турции (TUBITAK), а также занимает должность в крупной компании турецкого ОПК – Havelsan.

Поскольку Турция стремится закрепить и расширять свою роль в качестве страны транзитера нефти и газа по своей территории по осям Восток – Запад и Север – Юг, то безопасность коридоров поставки не может не обращать на себя внимание турецкого руководства. Более того, актуальность мер обеспечения безопасности магистральных трубопроводов, а также сопутствующей инфраструктуры, включая компрессорные станции, становится ещё выше, если учесть: а) гражданскую войну в Сирии, б) общую обстановку в регионе. Отдельно стоит отметить повышенный уровень террористической угрозы, в связи с продолжающейся Турцией борьбой с Рабочей партией Курдистана и её сирийскими филиалами – «Силами народной самообороны» / Партией демократический союз.

Собственно, именно с террористической угрозы для трубопроводной системы Турции и начинает свою статью д.н. Таджеттин Кёпрюлю, когда говорит об использовании комплексных методов: наряду со стандартными процедурами безопасности – использовании различных систем раннего оповещения, включая беспилотные летательные аппараты (БПЛА), умные сенсоры, разведку, системы наблюдения и обнаружения и т.д. Грамотное использование сил и средств, направленных на обеспечение безопасности и предотвращение всех видов угроз, включая террористическую, называется Т.Кёпрюлю в качестве непременного условия для того, чтобы страна заняла лидирующее положение в энергетике региона.

Во вводной части своего материала, автор характеризует положение Турции в ТЭК региона. Во-первых, Турция обеспечивает доставку по своей территории через систему трубопроводов сырой нефти и природного газа из России, бассейна Каспийского моря, а также из Центральной Азии. Во-вторых, Турция занимает стратегическое положение, находясь в непосредственной близости к крупным запасам нефти, расположенным в регионе Ближнего Востока. Будучи страной, бедной в части запасов месторождений энергоносителей, Турция ставит перед собой задачу по тому, чтобы повысить свой «авторитет» в качестве энергетического коридора. В рамках этой генеральной линии, страной реализован целый ряд важных инициатив, включая газопровод «Голубой поток», нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, газопровод Баку–Тбилиси–Эрзурум, Трансанатолийский газопровод (TANAP).

Здесь автор ссылается на энергетического обозревателя Financial Times Ника Батлера, который говорит о том, что с османских времен и вплоть по настоящее время самой большой возможностью для Турции является энергетика: «В самое ближайшее время объем энергоносителей, проходящих через Турцию может превысить таковой для Ормузского пролива». Отметим, что если раньше о Турции говорили как о потенциальном «мосте» и «перекрестке», то теперь, в энергетическом смысле, для страны нашелся и свой броский эпитет – pipelineistan, то есть «трубопроводный край». По замечанию специалистов в сфере энергетики, именно это положение может занять страна в том случае, если она «предпримет правильные шаги».

В качестве характерного примера, автор приводит суммарную мощность нефтепроводов Баку–Тбилиси– жейхан и Киркук–Джейхан, которая обеспечивает возможность поставки в Джейхан ежедневно 4,5 млн баррелей нефти. Мощность терминала в Юмурталыке способна удовлетворить 5% мировых потребностей в нефти, что выводит на первый план вопрос безопасности. Если рассматривать отдельно взятый нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, то его мощность составляет 1 млн баррелей в день. Для сравнения, дневная добыча нефти Саудовской Аравией составляет 7 млн баррелей в день. Невзирая на несопоставимость этих цифр, как пишет автор, когда 5 августа 2008 года на нефтепроводе случился взрыв на мировые рынки не было поставлено 17 млн баррелей нефти, а денежный эквивалент убытков составил 2 млрд долл.

Другим важным для Турции проектом является Трансанатолийский газопровод, мощностью в 6 млрд куб. м, введенный в строй в 2018 году и поставляющий (на этом этапе) газ в районы городов Эскишехир и Чанаккале (то есть, на внутритурецкие нужды). И эта цифра является эквивалентом 11% общего потребления Турцией природного газа. Далее автор приводит оценку – расценки Трубопроводной компании Турции (БОТАШ) за передачу 1 тыс. куб. м природного газа составляют 70-80 долларов. Таким образом, после 2026 года (когда газопровод выйдет на проектную мощность), Турция сможет зарабатывать ежегодно около 2 млрд долл. только лишь от эксплуатации TANAP. Реализация этого проекта также позволит Турции снизить на 5-10% стоимость импортируемого газа. Напротив, в том случае, если TANAP выйдет из строя, то потери Турции за  каждый день простоя составят 6 млн долларов.

62.81MB | MySQL:102 | 0,493sec