Израильские эксперты о ситуации в Сирии после ухода США

В израильских силовых структурах не были удивлены ни одним из заявлений президента США Дональда Трампа, который уже более года говорит о выводе американских войск из Сирии. Вместе с тем, на данном этапе эта тема активно обсуждается аналитиками в израильских СМИ.

Военный обозреватель издания «Гаарец»  Цви Барэль анализирует – кто останется в выигрыше после того, как  американцы  покинут Сирию. По его мнению, президент Турции
Р.Т.Эрдоган оказался в наиболее выигрышном положении, имея возможность формировать страну по своему усмотрению. Теплые отношения с президентом России В.В.Путиным играют ему на руку, хотя могут также сдерживать некоторые из его шагов.

Автор пишет о том, что в конце декабря высокопоставленная турецкая делегация, в которую вошли министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, пресс-секретарь президента Ибрагим Калын и глава разведки Хаканан Фидан, посетила Москву, чтобы обсудить со своими российскими коллегами договоренность о военно-политической деятельности в Сирии после решения Трампа вывести оттуда американские войска. «Россия и Турция играют решающую роль в урегулировании конфликта в Сирии», – заявил после встречи президент России Владимир Путин. Автор отмечает интересный момент, что Путин не упомянул Иран, как партнера в дипломатических шагах, планируемых Россией.

Автор, анализируя значимость Турции в сирийском вопросе и сближение Эрдогана с Россией, отмечает, что в 2018 году Путин провел не менее 18 бесед с Эрдоганом, по сравнению с 2 – с Трампом и руководством Саудовской Аравии, и 10  с Биньямином Нетаньяху.

Вместе с тем, Цви Барэль считает для того, чтобы обеспечить свои долгосрочные интересы, Эрдогану придется изменить свою позицию в отношении президента САР Башара Асада, признать его сирийским правителем, и, вероятнее всего, заключать с ним военные соглашения, которые гарантируют, что курды не смогут создать свою автономию и угрожать Турции. «Тот, кто может дать гарантию по таким соглашениям – это российский президент, а Путин не делает бесплатных подарков», — пишет автор.

По мнению эксперта, признание Турцией Б.Асада и возобновление дипломатических отношений между двумя странами могут быть лишь первым шагом, который потребует Россия. Затем от  Турции потребуется принять участие в восстановлении государства и вернуть на родину беженцев, находящихся на ее территории, даже если у большинства из них там нет дома или работы; осуществить сделку по покупке ЗРК С-400 и, возможно, даже подписать оборонный договор, который лишит всякого смысла партнерство Турции с НАТО.

«Интересы Турции могут разойтись с интересами России, которая поддерживает и подталкивает арабские страны к возобновлению отношений с Сирией, в отличие от Турции, которую Лига арабских государств, Египет и Саудовская Аравия, в частности, считают враждебной. Если Саудовская Аравия согласится оплатить восстановление Сирии, как торжественно заявил президент Трамп, она также захочет диктовать свои условия, включая дистанцирование от Ирана и блокирование турецкого влияния. Затем Асад сможет выбрать альянс, который ему подходит, в соответствии с указаниями Москвы, и у Эрдогана нет никаких гарантий, что Асад предпочтет Турцию, а не Саудовскую Аравию и Египет»,- пишет автор.

Кроме того, эксперт полагает, что Израиль также не сможет рассчитывать на то, что США выступят посредником между ним и Россией или окажут давление на Москву с целью заставить Иран вывести свои войска из Сирии или отвести их от израильской границы. Это означает, что тот, кто воюет в Сирии, делает это на свой страх и риск.

«Но эта политика также может иметь последствия для действий России и Турции, которые стремятся уменьшить активность Ирана в Сирии. Если до сих пор эти две страны могли в значительной степени полагаться на тот факт, что США будут работать вместе с Израилем, чтобы избавиться от Ирана без прямой конфронтации, теперь им придется самим соперничать с Ираном, перекраивая сирийскую карту»,- заключает он.

Военный обозреватель газеты «Едиот ахронот» Алекс Фишман пишет о том, что Россия и Израиль вступили в новый период отношений: «период, когда Израиль мог наносить удары по суверенному государству (Сирия – авт.), завершается. Хозяйничать в небе, атаковать любой объект и уничтожать живую силу без опасений спровоцировать ответный удар или навлечь на себя санкции можно было лишь до тех пор, пока в Сирии властвовал хаос. Сегодня там властвует Россия. А она не готова мириться ни с кем, кто дестабилизирует режим Асада, будь то Израиль, Иран или Турция», — пишет автор.

 

Алекс Фишман пишет, что несмотря на внешние проявления дружелюбия, кризис между двумя странами лишь усугубляется. Теперь Израиль стоит перед выбором — и очень непростым:

  1. Продолжить атаки по Сирии, решив, что борьба с иранским присутствием в Сирии – главный приоритет, путь даже и ведет к углублению конфликта с Россией.
  2. Приостановить атаки по Сирии, чтобы возобновить диалог в Россией и склонить ее к выполнению прежних обязательств по устранению иранского базирования в Сирии и вооружения «Хизбаллы».

 

Вместе с тем эксперт поясняет, что у обеих сторон по-прежнему сохраняется заинтересованность друг в друге: России нужен Израиль, для поддержки усилий по стабилизации в Сирии. Помимо этого, именно Израиль блокирует угрожающее влияние Ирана на режим Асада, что совершенно не входит в интересы России. Израилю же необходимо сотрудничество с Россией для того, чтобы попытаться устранить иранцев из Сирии и сохранить статус-кво на Голанских высотах.

Обозреватель новостного портала Walla Амир Бухбут пишет о том, что после  заявления Трампа об уходе из Сирии ЦАХАЛ должен готовиться к разным вариантам развития событий на сирийской арене и усвоить тот факт, что имевшееся до настоящего времени окно возможностей будет сокращено или, по крайней мере, примет иную форму.

«Имея над собой «американский зонтик», ЦАХАЛ разумно использовал слабые места Сирии. Но не только. В большинстве случаев израильтяне действовали независимо, демонстрируя высокую уверенность в себе… Однако те, кто считает, что ЦАХАЛ в одиночку может решить проблему укоренения иранцев в Сирии, – ошибаются. В дополнение к силе необходима политическая активность», — пишет автор.

Амир Бухбут считает, что ЦАХАЛ продолжит противостоять Ирану в Сирии, но ему все равно придется задать себе прямой вопрос: достаточно ли у него новых, секретных и нетривиальных инструментов, которые будут эффективными в кампании, ведущейся в Сирии в период между войнами, причем в ситуации, когда сухопутных сил США там уже нет? Придется снизить ожидания. В конце концов, военно-политическому кабинету придется понять, что атаковать цели в самом насыщенном системами ПВО регионе мира легче, чем уничтожить экстремистскую идеологию.

«От Израиля потребуется не только пристально следить за тем, чтобы не нарушались «красные линии» по Ирану и Сирии, которые он провел в 2016 году, но и энергично действовать на всех фронтах и способствовать усилению религиозных и политических трений Дамаска с его временными партнерами, включая Россию и арабские страны в регионе»,- заключает автор.

52.29MB | MySQL:106 | 0,622sec