Оценки китайских специалистов информации о перспективном контракте на поставку основных боевых танков Т-90С для Пакистана

По информации СМИ КНР, с опорой на публикацию в газете «Пакистан Сегодня» официальный Исламабад всерьез рассматривает возможность подписания контракта на поставку 360 основных боевых танков Т-90С российского производства и приобретение еще 220 комплектов для сборки данных боевых машин на предприятии Heavy Industries Taxila.  Данная информация вызвала самый живой интерес в Индии, поскольку ВС сопредельного государства на протяжении нескольких десятилетий используют российскую боевую технику – боевые машины пехоты и основные боевые танки. Как известно, основу бронетанковых подразделений Сухопутных войск Вооруженных Сил Индии составляют Т-72 и Т-90, часть из которых изготовлена в РФ, а часть на сборочной линии в самой Индии.

Китайские специалисты отмечают, что пакистанские военные получили возможность познакомится с ОБТ Т-90С в ходе учений подразделений ВС стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) под обозначением «Мирная миссия 2018».

Следует отметить, что китайские военные специалисты пристально наблюдают за использованием Т-90 в ходе сирийского вооруженного конфликта.  По данным китайских источников, российские военные неоднократно передавали танки Т-90 сирийским военнослужащим, которые периодически бросали вверенную бронетехнику на поле боя.  Китайские военные аналитики отмечают, что при грамотном применении танки Т-90 практически не понесли потерь даже в боях в населенных пунктах и в противостоянии с обученными стрелками ПТРК иностранного производства.

Производители бронетанковой техники в КНР внимательно изучают любую информацию о применении Т-90 в Сирии, а также о вариантах дальнейшей модернизации и модификации, которые разработаны российскими конструкторами. В настоящее время, российский танк является самым надежным и эффективным образцом тяжелой бронетехники, которая задействована в реальных боевых действиях. ОБТ российского производства с учетом их применяемого количества понесли гораздо меньшие потери в Сирии  в сравнении с бронетехникой ВС стран-членов аравийской коалиции в Йемене.

Внимание китайских специалистов к вероятному контракту между Пакистаном и РФ на поставку значительной партии ОБТ обусловлено тем, что традиционно официальный Исламабад тесно сотрудничал с КНР в вопросе развития тяжелой бронетехники. Как известно, именно благодаря китайским военным и оборонной промышленности КНР на вооружении ВС Пакистана появились танки «Тип-59-2», «Тип-85Р», «Тип-90», «Аль-Халид», а также были разработаны такие образцы, как «Аль-Халид 2», МВТ-2000 (известен как VT-2) и МВТ-3000 (также известен как VT-4).

Китайские конструкторы выполнили несколько научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах пакистанских военных, отрабатывали различные сочетания турбированных дизельных двигателей и трансмиссий, проверяли возможности узлов подвески в условиях высокогорья. Также, китайские оружейники разработали несколько вариантов орудий для пакистанских модификаций танков, которые выпускали в КНР.

Следует отметить, что последней разработкой китайских конструкторов в области ОБТ, которая была предназначена для ВС Пакистана является упомянутый выше VT-4, который представляет собой классический танк средней массы с гладкоствольным орудием калибра 125 мм, спаренным и зенитным пулеметом в дистанционном модуле. Классическим данный танк представляется возможным назвать, поскольку боевая машина оснащается обитаемой двухместной башней. Кроме того, отсутствуют любые изменения в количестве или схеме размещения экипажа.

По данным китайских источников, первым эксплуатантом VT-4 являются СВ ВС Королевства Таиланд. Следует отметить, что «тайский» контракт на поставку VT-4 достаточно символичен, поскольку официальный Бангкок принял решение о приобретении ОБТ китайского производства после того, как украинские предприятия оборонно-промышленного комплекса не смогли выполнить свои контрактные обязательства по поставке партии Т-84 «Оплот-М», равно как и не выполнили их перед официальным Исламабадом. Как известно, пакистанские военные возлагали серьезные надежды на ОПК Украины в вопросе капитального ремонта и модернизации наличных 320 ОБТ Т-80 и доведения их до уровня Т-84 «Оплот-М».

От внимания пакистанских военных не укрылись факты поражения указанных танков самыми простыми противотанковыми средствами, которые стоят на вооружении подразделений ополчения в Донецке и Луганске.  Анализ случаев потерь Т-84 показал, что установленная система защиты «Варта» не обеспечивает защиту как от стандартных выстрелов РПГ, так и кумулятивных противотанковых управляемых ракет.

Вторым доводом к отказу от сотрудничества Пакистана с ОПК Украины стало отсутствие новых боеприпасов для орудий Т-84. В свою очередь, российские конструкторы и оружейники достаточно активно работают над всеми аспектами современного танкостроения и китайские специалисты обращают внимание на то, что в последние годы вполне успешно выполнены разработки в области танковых орудий и боеприпасов к ним.

Также внимание пакистанских и китайских  военные специалистов приковано к новым двигателям российского производства, которые отличаются повышенной мощностью и вполне подходят для эксплуатации в тяжелых условиях климата Пакистана. Основным доводом в пользу российских танков для Пакистана является надежность и эффективность динамической защиты Т-90С, которая была проверена в сирийском конфликте.

Китайские специалисты указывают, что ОБТ российского производства отличает еще одно положительное свойство – стоимость, которая составляет около 4 млн долл. США, тогда как стоимость китайского VT-4 составляет 5,8 млн долл. США. Очевидно, что российский Т-90 является лучшим выбором для СВ ВС Пакистана поскольку в современных  экономических условиях, официальный Исламабад не может рассчитывать на приобретение ОБТ в Европе – французские или немецкие производители ВВТ могут оказаться под давлением со стороны США.

По данным китайских источников, решение военно-политического руководства Пакистана о проведении переговоров с РФ о приобретении партии ОБТ Т-90С было принято после подробного анализа ситуации с танком «Алтай» турецкого производства. Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины» провели подробный анализ процесса разработки данного танка, который является первым образцом тяжелой бронетехники, полностью разработанным силами турецких специалистов.

Китайские специалисты отмечают, что работа над танком «Алтай» была начата в 2008 г. однако уже с самого начала конкурентная борьба между турецкими компаниями отрицательно повлияла на процесс разработки ОБТ, поскольку контракт получила компания, руководство которой имело тесные контракты с высокопоставленными турецкими военными, однако инженерно-конструкторские кадры не обладали необходимой квалификацией. По данным китайских источников, первоначально на разработку и изготовление опытных образцов ОБТ отводилось всего 16 месяцев, однако данный срок был неоднократно продлен по различным – техническим, экономическим и политическим причинам.

Даже спустя 10 лет после начала разработки ВС Турецкой Республики не получили ни одного танка «Алтай» для опытно-войсковой эксплуатации, что говорит о продолжающихся проблемах. Китайские специалисты указывают, что с учетом высоких требований по броневой защите экипажа и ключевых узлов машины турецкие конструкторы были вынуждены серьезно увеличить толщину брони, что повлекло к росту массы машины. В настоящее время максимальная снаряженная масса танка «Алтай» достигает 65 тонн, что почти на 20 тонн больше чем у Т-90С, а при таких показателях ОБТ не обладает достаточной маневренностью и скоростью – ключевыми факторами, определяющими выживание в современном бою.

С учетом вышесказанного, представляется возможным согласится с китайскими обозревателями в том, что поставка Т-90С в Пакистан в полной мере зависит от решения военно-политического руководства РФ, для которого ключевым партнером в регионе Южной Азии является Индия. Указанные танки составят основу бронетанковых подразделений СВ ВС Пакистана согласно плана «Армия-2025».

52.72MB | MySQL:104 | 0,345sec