Израиль: о первом публичном политическом заявлении лидера партии «Хосен Ле-Исраэль» Бени Ганца

До сих пор бывшему начальнику Генерального штаба ЦАХАЛа Бени (Биньямину) Ганцу, объявившему о создании новой партии «Хосен ле-Исраэль» и ставшему ее председателей, удалось избегать публичных заявлений по каким бы то ни было спорным политическим вопросам. В израильской прессе писали, что он «молчит всю дорогу к избирательному участку». Такая политика не позволяла напрямую отнести нового игрока на израильской политической арене ни к левому, ни к правому лагерю, что, безусловно, приносило пользу Бени Ганцу. Опросы общественного мнения обещают созданной им партии «Хосен ле-Исраэль» второе место после возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой израильской партии Ликуд. Бени Ганц стремился обрести облик «ответственного государственника» и упорно поддерживал его своим молчанием на протяжении месяцев. Однако, как и следовало ожидать, ему не удалось молчать до бесконечности.

Это произошло в понедельник, когда к дому председателя партии «Хосен ле-Исраэль» явилась возглавляемая генерал-майором запаса Амалем Асадом (в конце 1990-х годов он некоторое время членом Партии Центра, возглавлявшейся генерал-полковником запаса Ицхаком Мордехаем, а затем – членом Ликуда, после чего, не сумев получить в списках ни той, ни другой партии реального места на выборах в Кнессет, на некоторое время отошел от политики и занялся бизнесом) группа представителей друзской общины, именующая себя «Штабом борьбы за исправления Закона о Национальности». Следует отметить, что влияние данной группы достаточно ограничено. Она отнюдь не представляет точки зрения всей друзской общины Израиля. Достаточно упомянуть о том, что министр связи друз Аюб Кара (Ликуд) проголосовал минувшим летом за упомянутый закон, закрепивший на декларативном уровне тот факт, что Израиль является еврейским национальным государством. Однако именно в беседе с Амалем Асадом и сопровождавшими его активистами Бени Ганц счел возможным впервые с начала избирательной кампании сделать публичное заявление однозначно политического характера.

«Между нами (евреями и друзами – В.Ч.) существует кровный союз (имеется в виду, что друзы, в отличие от арабов-мусульман и христиан, обязательном порядке служат в ЦАХАЛе и вносят большой вклад в обороноспособность еврейского государства – В.Ч.), но между нами есть и союз жизни. Мы должны совместно убедиться в том, что мы строим это партнерство, этот союз в качестве союза жизни, как и должно быть. (…) Я сделаю все, что в моих силах для правильного исправления законодательства, которое должно отразить глубокую и неразрывную связь (между евреями и друзами – В.Ч.) не только в бою, но и в жизни, не только в трудностях, но и в радостях. Спасибо, что вы пришли, — сказал он членам «Штаба борьбы за исправление Закона о Национальности».

Теперь процитированное выше заявление относительно необходимости изменить Закон о Национальности в сочетании с сообщением о присоединении к партии «Хосен ле-Исраэль» бывшего главы регионального совета Шаар га-Негев Алона Шустера, известного своими левыми взглядами и публичными высказываниями в поддержку территориальных уступок арабами, стали, как и можно было ожидать поводом для критики в адрес Бени Ганца со стороны правых политиков. Сам Биньямин Нетаньяху не счел высказывания Бени Ганца достойными его реакции, но целый ряд менее заметных правых политиков сделали по данному поводу заявления. Приведем некоторые из них:

Возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом и министром просвещения Аелет Шакед партия «Новые правые» обнародовала по данному поводу специальное заявление для прессы, в котором было сказано: «Первое публичное политическое высказывание (Бени Ганца – В.Ч.) ясно дает понять, что Ганц – друг левых. (…) Закон о Национальности является историческим достижением, которое возвращает государству его национальный, еврейский и сионистский характер перед лицом продолжительно подрыва этих его качеств БАГАЦем (Верховным cудом cправедливости, который традиционно находился им отчасти все еще находится под контролем левых – В.Ч.). План Ганца, направленный на изменение Закона о Национальности, дает ясно понять, какова его позиция».

Министр туризма Ярив Левин (Ликуд): «Шило вылезло из мешка, открылось истинное лицо левого кандидата Бени Ганца. Закон о Национальности, проведенный правительством Ликуда закрепляет сионистский фундамент Государства Израиль, и всякий наносимый ему ущерб – это ущерб еврейскому поселенчеству и еврейской идентичности. Мы продолжим укреплять национальную идентичность государства и будет противостоять любым попыткам нанести удар по Закону о Национальности».

Председатель парламентской комиссии по формулировке основного Закона о Национальности депутат Кнессета Амир Охана (Ликуд): «Закон о Национальности не требует поправок. Жаль, что в первый раз, когда Ганц решил нарушить молчание, он сделал это для того, чтобы подвергнуть критике этот основной закон («основными» в Израиле именуются законы, которые, по замыслу законодателей, должны стать основой будущей Конституции еврейского государства – В.Ч.), который предоставляет Государству Израиль его идентификационное удостоверение и закрепляет его ценности. Своими словами Ганц фактически пытается подорвать самые основополагающие ценности, на которых зиждется сионизм. Нельзя забывать: абсолютное большинство депутатов – 62 депутата (всего в Кнессете – 120 депутатов – В.Ч.) и граждан – 58% полностью поддерживает этот закон. Ганц нарушил молчание и нанес ущерб твердости Израиля». Следует пояснить, что словосочетание «твердость в Израиля» — в оригинале «хосен Исраэль» в данном случае обыгрывает название созданной Бени Ганцем партии.

Генерал-майор запаса Узи Даян, который рассчитывает получить реальное место в списке Ликуда на предстоящий выборах в Кнессет: «Ганц долго ждал того, чтобы открыть рот, и, делая это впервые, он решил подвергнуть критике и разрушить один из самых важных и самых справедливых законов, которые, в конце концов, были приняты Кнессетом последнего созыва. Это — основной закон, который укрепляет сионистские и еврейские ценности Государства Израиль. О наших братьях-друзах мы позаботимся не словах, а на деле. Шило в мешке не утаишь. Ганц – левый, и его партия против твердости Израиля. Тот, кто хочет ответственных, сионистских (в данном случае под «сионистскими» подразумеваются «обладающие государственным подходом – В.Ч.») правых, в которых можно не сомневаться, должен проголосовать за Ликуд».

В заключение следует отметить, что процитированное выше высказывание Бени Ганца не принесло ему очков и у левых, поскольку последние хотят не изменения/исправления Закона о Национальности, а его отмены. Следует помнить, что друзы – а только о друзах и беспокоится «Штаб борьбы за исправление Закона о Национальности» — составляют от силы 2% населения Израиля. Подавляющее большинство неевреев в Израиле это арабы-мусульмане, которые в своем подавляющем большинстве в ЦАХАЛе не служат и о «кровном союзе» с евреями даже не помышляют. Тем не менее, рано или поздно Бени Ганц должен был начать делать политические заявления, и можно утверждать, что он выбрал для этого наименее болезненную для большинства израильтян тему.

52.24MB | MySQL:103 | 0,499sec