Ирак и Иордания расширяют сотрудничество

Как сообщает иракский новостной сайт IraqiNews.com, 14 января с. г. король  Иордании Абдалла II впервые за десять лет прибыл с официальным визитом в  столицу Ирака Багдад для участия в переговорах с иракскими лидерами по вопросам двусторонних отношений. Иорданского короля в багдадском аэропорту приветствовал президент Ирака Бархам Салех[i]. Предыдущий визит иорданского монарха в Ирак состоялся в 2008 году, когда он стал первым арабским лидером, посетившим Багдад после того, как бывший иракский диктатор Саддам Хусейн был свергнут в 2003 году[ii].

Король Абдалла II и президент Ирака Бархам Салех обсудили ряд важных политических и экономических вопросов. The Arab Weekly сообщает, что  Амман и Багдад договорились о создании на границе между странами промышленной зоны, результатом чего будет  создание не менее чем 50,000 рабочих мест[iii]. Эта мера призвана существенно облегчить  экспорт иорданских товаров, освобожденных от налогов, на иракский рынок[iv]. Иракский инвестор Усама Даббаг (Osama Dabbagh) назвал это «самым позитивным шагом» и выразил надежду на «возвращение великих дней торговли между двумя странами». Лоай Севайль (Loay Sehwail), председатель Jordan Industrial Estates Corporation (JIEC), организации, ответственной за создание, развитие и управление промышленными объектами, сказал, что его команда готова управлять новой зоной. Он  подчеркнул, что «у JIEC есть соответствующие инструменты для управления данной зоной из-за нашего длительного опыта в этой области. Промышленная зона укрепит торговый обмен между странами и будет продвигать различные двусторонние торговые соглашения».

Ирак и Иордания также согласовали ряд мер по расширению сотрудничества между ними, в том числе план по доработке договора об иракско-иорданском газопроводе (Тhe Iraqi-Jordanian pipeline), который ориентировочно будет проложен из Басры (Basra) через Хадиту (Haditha) в Акабу (Aqaba) в первом квартале 2019 года[v]. Также Амман и Багдад договорились о модернизации пограничного пункта Тhe al-Karamah – Terbil.

Напомним, что иорданские товары раньше доставлялись в Ирак на грузовых машинах, однако с 2014 года число последних существенно ограничилось из-за  соображений безопасности. Вместо этого иорданские машины разгружают свой груз на пограничном пункте Тhe al-Karamah – Terbil, где затем его готовят к перевозкам на иракских грузовых машинах. Только около 80 иорданских грузовиков с различными товарами  решаются воспользоваться единственным торговым маршрутом между Ираком и Иорданией (раньше эта цифра превышала 700  грузовиков). Глава Союза иорданских грузоперевозчиков Мухаммед Кхеир Дауд отмечает, что «эта дорога очень опасна, поскольку там водителей может поджидать множество опасностей, таких, как, например, нападение террористов или грабителей»[vi]. Вследствие этого иорданский экспорт в Ирак, находившийся на уровне 1,8 млрд долларов в 2013 году, снизился к концу 2017 году до 542 млн долларов[vii]. Но и с этой проблемой Ирак и Иордания готовы бороться: в августе 2018 года подписали соглашение о безопасности по охране границ, борьбе с терроризмом и наращиванию разведывательного потенциала.

Надо сказать, что вообще Амман и Багдад в последний год активно развивают свои двусторонние связи. Так, в ноябре 2018 года президент Ирака Бархам Салех посетил Иорданию, где, в ходе переговоров с королем Иордании Абдаллой II они договорились о расширении сотрудничества между Амманом и Багдадом в различных областях, особенно в области экономики, торговли, инвестиций, энергетики и транспорта. Во время двусторонних переговоров стороны обсудили предстоящую реализацию ряда совместных экономических проектов, в частности строительства вышеупомянутого нефтепровода из города Басры в порт Акабу, восстановления автомагистрали Амман-Багдад, а также создания совместной промышленной зоны на границе между двумя странами. Иракский президент тогда подчеркнул важность этих совместных проектов, в особенности  реализации проекта трубопровода, который будет иметь важное стратегическое значение для его страны.

Стороны также обсудили планы Ирака по импорту около 300 мегаватт электроэнергии из Иордании, чтобы справиться с широко распространенным дефицитом электроэнергии. Как известно, в настоящее время Багдад в значительной степени зависит от своего восточного соседа Ирана, у которого он импортирует около 1300 мегаватт электроэнергии и 28 млн куб. м природного газа для своих электростанций (иракская энергетическая инфраструктура все еще не может восстановиться)[viii].

В декабре 2018 года иракская делегация во главе с министром финансов Фуадом Хусейном посетила Иорданию и провела множество встреч с высшими должностными лицами страны для обсуждения двусторонних связей. Согласно официальному заявлению  канцелярии Ф.Хусейна, «новые пункты пересечения границы будут введены в эксплуатацию в начале 2019 года», но пока конкретные данные об их количестве и точном местонахождении не разглашаются. Министр финансов Ирака также встретился с королем Иордании Абдаллой II. После встречи он написал в своем Твиттере: «Мы говорили о двусторонних отношениях и о том, как развивать эти отношения в интересах народов обеих стран. Его Величество подчеркнул свою поддержку стабильности и благополучия Ирака».

Однако одним из самых важных аспектов сотрудничества между Амманом и Багдадом является строительство магистрального нефтепровода (МНП) от Басры на юге Ирака до иорданского порта Акаба на берегу Красного моря (которое началось в 2013 году). После завершения строительства МНП нефть из южных нефтяных месторождений в Басре и Майсане, центральных месторождений в  Насирии, Гарафе и Бадре начнет  экспортироваться через новый нефтетерминал, прежде всего, на рынки Азии. МНП Ирак — Иордания также может стать альтернативой транспортировки нефти нефтяными танкерами через Ормузский пролив.

В целом следует ожидать, что Иордания и Ирак будут развивать двустороннее экономическое сотрудничество и кооперацию в области безопасности по многим внутренним и внешним причинам:  ведь Амман и Багдад сталкиваются с аналогичными угрозами, в борьбе с которыми требуются нестандартные методы. Обе страны находятся в трудном положении и нуждаются друг в друге для обеспечения роста экономики, а что касается  партнерства в области безопасности с Ираком, то для Иордании это не роскошь, а, скорее, стратегическая необходимость[ix]. Ведь когда иракский рынок открыт для товаров и услуг Иордании, иорданская экономика процветает. Поэтому сотрудничество в области борьбы с терроризмом, безопасности и разведки между странами будет развиваться наравне с экономическим взаимодействием.

[i] https://www.presstv.com/Detail/2019/01/14/585758/Jordan-king-visits-Iraq

[ii] https://www.iraqinews.com/features/iraqi-president-meets-jordanian-king-on-boosting-bilateral-relations/

[iii] http://www.iraq-businessnews.com/2019/01/14/jordan-and-iraq-plan-to-increase-trade/

[iv] https://thearabweekly.com/iraq-jordan-border-industrial-zone-set-bolster-economic-exchange

[v] http://www.jordantimes.com/news/local/kings-historic-visit-baghdad-signals-‘new-phase’-jordanian-iraqi-relations

[vi] http://www.rzd-partner.ru/auto/news/samoi-opasnoi-dorogoi-v-mire-priznan-marshrut-iordaniia—irak/

[vii] В базе данных Организации Объединенных Наций по международной торговле Comtrade говорится, что экспорт Иордании в Ирак в 2017 году представлен фармацевтической продукцией (16% экспорта), затем-электрическое и электронное оборудование (13%), удобрения (12%), пластмассы (11%) и мыло, смазочные материалы и воск (10%). Остальное составляли бумага и алюминий.

[viii] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/2/8/321715/World/Region/Jordan-king-visits-Iraq-for-first-time-in-decade.aspx

[ix] http://www.jordantimes.com/opinion/fares-braizat/iraq-bowling-alone

52.2MB | MySQL:103 | 0,494sec