Оценки китайских специалистов легких корветов проекта Heybeliada ВМС Турецкой Республики

Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», с момента появления скоростных корветов типа «Свобода» в ВМС США (ранее был присвоен класс «литоральные боевые корабли») кораблестроители во многих приморских государствах начали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию легких маневренных универсальных сторожевых кораблей. По оценкам китайских специалистов, американские конструкторы смогли создать высокоскоростные корабли, которые дислоцированы в дальней морской зоне, но при этом они не обладают достаточным количеством вооружения и фактически выполняют только патрульные и разведывательные задачи, поскольку более сложные мероприятия им просто не под силу.

Китайские обозреватели отмечают, что высокая скорость американских корветов обусловлена массой кораблей, которые изготовлены с применением новых видов сплавов, однако низкая коррозионная стойкость примененных материалов является основным сдерживающим фактором к дальнейшему развитию таких кораблей. В результате корветы вынуждены проходить продолжительное обслуживание в судоремонтных предприятиях.

Представляется возможным согласится с оценками китайских аналитиков в том, что конструкторы в странах-членах НАТО достаточно давно работают над проектами компактных и хорошо оснащенных надводных кораблей, которые могут быть интересны небольшим приморским государствам со скромными оборонными бюджетами. Конечно, лидером в области легких и средних боевых кораблей в западном мире являются немецкие корветы проекта МЕКО, которые обладают достаточно мощным артиллерийским, зенитным и ракетным вооружением, а уровень автоматизации процессов управления является образцом для конструкторов из других государств. Отличительной особенностью корветов проекта МЕКО  является высокая модульность их конструкции – возможно 58 вариантов оснащения основного корпуса.

По данным китайского издания, турецкие кораблестроители еще в 90-е гг. прошлого столетия начали работу над корветами ближней морской зоны, которые предназначались для поставки на экспорт в дружественные мусульманские страны Юго-Восточной Азии – Малайзию, Индонезию, Бруней по программе «преимущественного партнерства». В результате многолетних работ по программе MILGEM (аббревиатура от Milli Gemi, тюрк. «Национальный корабль») был разработан корвет проекта Heybeliada.

В корпусе корабля конструкторы разместили артиллерийское, противокорабельное, противолодочное и зенитное вооружение. Данные корветы при длине 98,8 м, ширине 12,7 м, осадке 3,6 м (с учетом корпуса подкилевой гидроакустической станции) имеют стандартное водоизмещение 1500 тонн, а максимальное около 2000 тонн.

Представители китайских кораблестроительных предприятий отмечают, что подобные сторожевые корабли малого водоизмещения могут выполнять задачи на мелководье и в узких местах небольших акваторий со сложным рельефом дна и фактически выступают в роли передовых разведывательных сил, которые способны посменно вести наблюдение за несколькими кораблями вероятного противника.  По данным китайских источников, именно корветы проекта Heybeliada являются основной силой ВМС Турецкой Республики в вопросе наблюдения за действиями ВМФ РФ в восточной части Средиземного моря.

Фактически турецкие специалисты создали многофункциональный корабль со сниженной радиолокационной заметностью, что было достигнуто за счет создания единого корпуса, внутри которого скрыты пусковые установки для противокорабельных ракет и торпед. Большинство радиоэлектронных компонентов корабля расположено на единой интегрированной мачте и единственными выступающими элементами являются артиллерийская установка и механизированная поворотная пусковая установка зенитных управляемых ракет малой дальности (размещена на крыше вертолетного ангара).

К настоящему моменту на вооружении ВМС Турецкой Республики находится 12 корветов проекта Heybeliada, стоимость которых составила 1,5 млрд долл. США. Следует обратить внимание на тот факт, что 80% комплектующих для данных корветов произведено на территории Турции, т.е. официальная Анкара располагает вполне самостоятельным оборонно-промышленным комплексом, что позволяет надеяться президенту страны Реджепу Тайипу Эрдогану на реализацию национальной программы создания «авианосного флота».

Как сообщают китайские специалисты, корветы проекта Heybeliada изготовлены из высокопрочной стали. Корпус разделен на восемь герметичных отсеков (обеспечена непроницаемость воды, воздуха и дыма), которые оснащены двухконтурными системами вентиляции и очистки внешнего воздуха, что позволяет обеспечить защиту экипажа от воздействий радиационного, химического и биологического оружия.

В отношении условий размещения экипажа известно, что службу на кораблях проходят 11 офицеров, 40 мичманов, 33 матроса, а также 9 военнослужащих авиационной боевой части (на кораблях базируют противолодочные вертолеты типа S-70-B2). Всего на корабле предусмотрено 150 коек, т.е. турецкие военные рассчитывают использовать данные корабли для базирования оперативных отрядов морского спецназа – боевых пловцов, способных выполнять задачи в прибрежной полосе.

По данным китайских источников, командир, старший помощник и начальник штаба располагаются в индивидуальных каютах с кабинетами и отдельными санузлами, остальные офицеры распределены по двухместным каютам. Мичманы и матросы распределены по 4-х и 8-ми местным каютам, а также оборудованы каюты на 14 мест для размещения других военнослужащих.

Планировка кораблей рассчитана таким образом, что службу на них вполне могут нести и военнослужащие женского пола (предусмотрена возможность отдельных душевых). Кроме камбуза на корабле также выделено место под парикмахерскую, прачечную, молельную комнату, киоск и медицинский кабинет. Особое внимание конструкторы обратили на планировку коридоров с тем, чтобы минимизировать расстояния, которые преодолевают военнослужащие в случае перехода в режим боевой тревоги.

Силовая схема корабля

В отношении силовой установки корабля известно, что турецкие конструкторы приняли решение использовать схему смешанного состава, т.е. разместили два 16-ти цилиндровых дизельных двигателя серии 595 (пр-во компании MTU, Германия), каждый мощностью 5873 л.с. и одну газотурбинную установку LM2500 (пр-во General Electric, США). Все указанные агрегаты передают крутящий момент через два зубчатых редуктора на два вала и два винта переменного шага. Подобное сочетание дизельных двигателей и ГТУ позволяет корвету набирать максимальную скорость 29 узлов, а на экономической скорости 14 узлов корабль способен преодолеть 5000 миль.

Китайские специалисты отмечают высокую надежность американской ГТУ (значительно выше, чем у российских котлотурбинных установок), которая позволяет турецким кораблям набирать высокую скорость, при этом большинство корветов рассматриваемого проекта большую часть времени находятся в Средиземном и Черном морях, что обусловлено постоянным присутствием российских кораблей в восточной части Средиземного моря, которые осуществляют охрану территориальных вод Сирийской Арабской Республики.

Для снижения акустической заметности конструкторы разместили оба дизельных двигателя на двойных виброгасителях, а кроме того предусмотрели дополнительную шумо- и виброизоляцию отсеков. Управление энергетической установкой обеспечивает система турецкого производства, которая получает данные от 600 датчиков установленных на двигателях, электрогенераторах (4 ед., пр-во компании Siemens), кабельных трассах и у основных корабельных потребителей.

Турецкие кораблестроители продолжают 40-летнюю традицию сотрудничества с немецкими производителями корабельного энергетического оборудования, которое полностью оправдало себя.

Вооружение

В отношении комплекса вооружение корветов проекта Heybeliada известно, что в носовой части размещено автоматическое артиллерийское орудие «Ото Мелара» калибра 76 мм, которое обеспечивает возможность борьбы с надводными и береговыми целями на дальности до 12 км. В случае необходимости экипаж также может применить восемь противокорабельных ракет типа «Гарпун», позволяющих поражать корабли вероятного противника на дальности до 120 км.

Для борьбы с подводными лодками корветы оснащены трехтрубными торпедными аппаратами Мк.32, позволяющими применять торпеды Mk.46 Mod 5 и Мк.50. Обнаружение подводных целей и картографирование дна обеспечивает активно-пассивная гидроакустическая станция AN/SQS-56. Для защиты от торпедного обстрела корабль оснащен постановщиками акустических помех.

ПВО корабля обеспечивает механизированная пусковая установка SeaRAM  на 21 зенитную управляемую ракету, а борьбу с малоразмерными надводными скоростными целями можно вести при помощи автоматических пушек калибра 25 мм. Кроме того, корабли оснащены системы радиоэлектронной борьбы, которые позволяют ставить помехи в отношении различных типов угроз.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с китайскими специалистами в том, что турецкие кораблестроители смогли создать достаточно сбалансированный корабль ближней морской зоны, с достойным соотношением «цена-качество».

52.21MB | MySQL:103 | 0,578sec