Размышления о геополитических изменениях вокруг Афганистана

Ситуация вокруг Исламской Республики Афганистан продолжает активно развиваться. Это связано, как с внутриполитическими, так и внешнеполитическими факторами. Председатель комиссии по национальной безопасности и внешней политике Ирана Хашматулла Фалахатпише призвал к сотрудничеству с «Талибаном» в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Политик подчеркнул, что подобные высказывания вовсе не означают дружеское расположение к террористам, а всего лишь говорят о необходимости ситуативного сотрудничества.  «В текущей ситуации мы считаем необходимым сотрудничество с талибами против растущего влияния ИГ в Афганистане», — отметил Фалахатпише. Ранее с подобными заявлениями выступил и другой высокопоставленный иранский деятель. Движению «Талибан» должна быть отведена роль в будущем афганском государственном управлении, но эта роль не должна быть определяющей, заявил иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. В недавнем интервью телеканалу NDTV глава внешнеполитического ведомства ИРИ представил свой взгляд на грядущее участие движения в политической жизни Афганистана. «Полагаю, что было бы невозможно представить будущее Афганистана без какого-либо участия «Талибана». Но мы также полагаем, что у талибов не может и не должно быть определяющей роли в Афганистане. Безусловно, в конечном итоге это должно решаться самими афганцами», – отметил Зариф. В целом следует отметить, что анализ ситуации на западе Афганистана, в приграничных провинциях, Герат, Фарах (отметим, что они одни из самых крупных по территории), показывает активную деятельность там иранских спецслужб. Нет сомнений, что Тегеран поддерживает определенную группу талибов, которые действуют на западе Афганистана. Для чего это делается? Во-первых, Иран всячески пытается сохранить влияние и быть, что называется, в игре. Иранские националистические, имперские круги и вовсе называют Афганистана (по крайней мере, ее значительную часть) «Восточным Ираном». Автору этих строк приходилось читать аналитические записки, которые называют Афганистан именно «Восточным Ираном». В-третьих, работа с западным «Талибаном» проводится для того, чтобы эти группы не стали угрозой и головной болью для иранских пограничников. В-четвертых, это удобный фактор давления на Кабул, Вашингтон и, разумеется, Исламабад. Этими действиями Тегеран показывает главному спонсору талибов, что и сам в состоянии создать прокси-движение.

Другой фактор, который стоит упомянуть, связан с главой исполнительной власти (премьер-министром) Афганистаном. Отметим, что в последние месяцы Абдулла Абдулла затих, что называется, залег на дно. Однако накануне он опубликовал официальное заявление, что на данный момент движение «Талибан» не продемонстрировало искреннего желания заключить мирное соглашение с центральным правительством и положить конец продолжающейся в стране войне. По сообщению афганского новостного издания Bakhtar News, данное заявление было сделано главным исполнительным лицом в ходе выступления на мероприятии, приуроченном к пятнадцатой годовщине принятия Конституции Афганистана. Главное исполнительное лицо Афганистана заявил, что любые переговоры о заключении соглашения о мире, проведенные без участия афганского правительства, противоречат национальным интересам. Абдулла Абдулла призвал партии и политические организации Афганистана воздержаться от переговоров и заключения каких-либо соглашений с движением «Талибан. Он добавил, что раньше и сам был частью оппозиции правительству, но никогда действовал против существующей государственной системы. То есть таджикские и отчасти узбекские круги Афганистана по-прежнему выступают против перемирия и переговоров с талибами. Их позиция не изменилась ни под давлением США, ни других региональных акторов.

Но, несмотря на позицию национальных меньшинств, США продолжают переговорный процесс. Спецпредставитель США по афганскому урегулированию Залмай Халилзад активно  разъезжает по мусульманским странам, посещает Китай и т.д. Так, накануне стало известно что дипломаты США в ходе переговоров с представителями радикального движения в ОАЭ настаивали на сохранении американских военных баз в Афганистане. Об этом сообщила пакистанская газета The Express Tribune со ссылкой на правительственные источники. Так, представители США уверили, что военные базы, которые будут находиться в Афганистане на постоянной основе, «не будут каким-либо образом влиять на безопасность» в Афганистане. В статье подчеркивается, что «крайне ограниченное» присутствие сил США — непременное условие для выделения в будущем «финансовой и иных разновидностей» помощи Афганистану. США отметили, что Афганистану будет практически невозможно в условиях затяжного военного конфликта самостоятельно восстановить разрушенную экономику и инфраструктуру страны. По словам собеседников издания, вопрос сохранения постоянных баз США является «камнем преткновения» в проходящих переговорах». Кроме того, Вашингтон настаивает на необходимости «тесных контактов» с будущими властями Кабула. Это, по мнению США, не допустит «повторного превращения этой страны в убежища для террористов». Издание The Express Tribune подчеркивает, что, хотя вывод американского воинского контингента и является одним из принципиальных требований талибов, на состоявшихся в Абу-Даби в конце 2018 года переговорах с США члены этого движения «продемонстрировали готовность обсуждать предложения Вашингтона. Отметим, что, несмотря на воинственные заявления и крайне непримиримую позицию Талибана», такой сценарий исключать нельзя. Хотя абсолютное большинство экспертов сходятся во мнении, что талибы непримиримы в данном вопросе. Однако, в страна достигла тупика. Это понимают и талибы. Опыт общения автора этих строк с представителями радикального движения показывает, что при определенных обстоятельствах они могут согласиться на такой сценарий.

52.24MB | MySQL:103 | 0,580sec