Об активизации усилий США по урегулированию конфликта в Афганистане

Представители движения «Талибан» должны вступить в прямые переговоры с правительством в Кабуле, заявил в среду спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад. «Дорога к миру существует для талибов — они должны сесть за переговоры с другими афганцами, включая правительство, — цитирует агентство Франс Пресс заявление Халилзада на пресс-конференции в Кабуле. — Если «Талибан» хочет вести переговоры, мы пойдем на это. Если они хотят воевать, мы будем воевать. Мы надеемся, что они хотят мира». Руководители талибов до сих пор отказывались начать непосредственный диалог с официальными афганскими властями. Накануне талибы распространили заявление, в котором предупредили Вашингтон, что прекратят вести мирные переговоры с США, если те откажутся включать в повестку дня вывод иностранных, в основном американских, войск из Афганистана. Они отметили, что на переговорах в ноябре минувшего года в Дохе (Катар) американцы «согласились обсуждать вывод иностранных войск из Афганистана», однако затем отошли от этой позиции. Специальный представитель США по Афганистану Залмай Халилзад прибыл в Исламабад для проведения переговоров по содействию политическому урегулированию кризиса в Афганистане. Об этом в четверг 17 января сообщает пакистанская газета «Ньюс». В рамках своего визита Халилзад намерен провести переговоры с высшим военным и гражданским руководством Пакистана. Кроме того, ожидается, что возглавляемая им делегация также встретится с представителями Министерства иностранных дел Пакистана. Спецпредставитель по Афганистану Залмай Халилзад с 8 по 21 января находится в турне, в рамках которого он намеревается посетить Индию, Китай, Афганистан и Пакистан. Основной темой переговоров в каждой из стран станет способствование внутриафганскому политическому урегулированию. Предыдущие консультации по урегулированию прошли в декабре в ОАЭ В них также приняли участие представители движения «Талибан» (запрещено в РФ). В этой связи отметим несколько моментов. Сначала о заявлении Залмая Халилзада. Оно сделано исключительно в расчете на Исламабад с точки зрения обозначения «красных линий» в рамках возможных компромиссов. То есть, иными словами, американцы не готовы на сегодня вывести все свои силы из Афганистана и тем самым дать «зеленый свет» на аналогичные шаги со стороны своих союзников по НАТО. Поэтому есть разные варианты полумер, в том числе и вывод из Афганистана половины американского военного контингента в составе примерно 7 тысяч человек или меньше. И вот ровно этот довод спецпредставитель США будет озвучивать на предстоящих консультациях в Пакистане. Причем рискнем предположить, что Исламабад его не примет, о чем очень характерно свидетельствует и соответствующее заявление руководства талибов накануне нового раунда челночной дипломатии Халилзада, и резонансный теракт в Кабуле, который был совершен уже во время его миссии. Радикальное движение «Талибан» взяло на себя ответственность за взрыв, прогремевший в понедельник вечером 14 января в столице Афганистана. Об этом во вторник сообщил телеканал «Толо ньюс». Заминированный грузовик взлетел на воздух близ микрорайона Green Village («Грин виладж»), где находятся офисы международных неправительственных организаций и проживают в основном иностранцы. В результате теракта погибли трое военнослужащих и один мирный житель, 90 человек, в том числе 23 ребенка и 12 женщин, пострадали. Несколько жилых домов получили повреждения. Из всего этого отметим два основных пункта для переговоров Халилзада на нынешнем этапе: это Исламабад и Кабул, при этом поездки в Пекин и Нью-Дели никакого видимого прогресса не дадут по определению и совершаются в рамках придания своей миссии разновекторного характера. При этом также очевидно, что первоначальные попытки, в том числе и в рамках переговоров в ОАЭ, достигнуть какой-то положительной динамики не удалось.
В этой связи интересно, как оценивают нынешнюю динамику на афганском треке аналитики, близкие к Пентагону. По их оценкам, в настоящее время Соединенные Штаты удвоили свои усилия по достижению мира в Афганистане. В сентябре 2018 года госсекретарь США Майкл Помпео назначил Залмая Халилзада специальным представителем США по афганскому примирению, но 63-летний дипломат афганского происхождения пока безуспешно пытается убедить талибов согласиться на прекращение огня и принять участие в мирных переговорах с администрацией президента Ашрафа Гани. Официальные мирные переговоры могли бы послужить основой для политического урегулирования, которое с большей долей вероятности предоставит талибам значительную долю власти в постконфликтном правительстве. Халилзад уже провел три раунда предварительных переговоров с движением «Талибан», однако повстанческое движение внезапно прекратило четвертый раунд диалога, запланированный на этот месяц в Саудовской Аравии. Причина прозаична: «Талибан» (читай: Исламабад) отказывается сотрудничать с должностными лицами, представляющими афганское правительство, которое движение считает незаконным. В настоящее время талибы основное внимание уделяют только прямым контактам с американцами, которых они считают своими главными антагонистами в конфликте. В этой связи, требования «Талибана» и его основного спонсора в лице Пакистана остается предельно ясным: без выхода США из Афганистана, переговоры о мирном урегулировании остаются несбыточной мечтой. В этой связи отмечается, что для Соединенных Штатов принуждение талибов к участию в мирных переговорах с Кабулом имеет первостепенное значение для прекращения их 17-летнего участия в войне. Но на сегодня самой большой проблемой Вашингтона является алгоритм балансировки требования талибов о полном выводе американских и союзнических сил из Афганистана с желанием Кабула сохранить их присутствие. Это является главным препятствием для начала официальных мирных переговоров. Иностранные войска, действующие под эгидой США и стран НАТО, достигли пика в 130 000 человек в 2011 году; неуклонное сокращение, завершившееся в конце боевых операций в 2014 году, оставило остаточные силы, которые сегодня насчитывают около 22 000 военнослужащих — 14 000 из Соединенных Штатов и еще 8 000 из других стран НАТО или их союзников. (Американцы при этом участвуют в двух взаимодополняющих миссиях: в рамках операции «Страж свободы» в Афганистане и миссии НАТО «Решительная поддержка», и проведение точечных операций против «Аль-Каиды» и хорасанского отделения «Исламского государства (обе организации запрещены в России)). Будущий прогресс на переговорах зависит от того, смогут ли Соединенные Штаты пойти на какую-либо уступку в отношении вывода войск, что однозначно при любых вариантах вобьет клин между Вашингтоном и Кабулом, а также между Белым домом и Пентагоном. В декабре 2018 года появились сообщения о том, что президент США Дональд Трамп рассматривает возможность частичного сокращения до 7000 военнослужащих американского контингента в Афганистане. В то время как администрация президента Афганистана Ашрафа Гани публично выразила уверенность в своей способности обеспечить безопасность страны, факт заключается в том, что фактически осажденные афганские силы безопасности уже страдают от высокого уровня потерь и истощения боевого потенциала, а это означает, что вывод иностранных войск будет иметь самые серьезные негативные последствия. Если еще проще, то это означает установления контроля талибами над территорией Афганистана по принципу «домино» с однозначным падением режима в Кабуле в течение нескольких месяцев после вывода американских войск. До сих пор Кабул и Вашингтон стремились посадить талибов за стол переговоров, оказывая исключительно военное давление на повстанцев, в частности, используя авиацию (США и НАТО сбросили рекордное количество боеприпасов в Афганистане в 2018 году). Но усиленная воздушная кампания не принесла каких-либо крупных территориальных выгод: с октября 2017 года Кабул не смог увеличить свой контроль над 35 млн населения в Афганистане. На сегодня по очень оптимистичным оценкам, Кабул удерживает управление над примерно 65% населения, и это число не увеличивается. В этой связи отмечается, что ожидаемого сдвига в позициях в отношении условий начала мирного диалога руководства «Талибана не произошло». Это одинаково справедливо по отношению к главе «Сети Хаккани» Сираджуддину Хаккани и верховному лидеру талибов мулле Ахунзаде Хайбатулле. Последнее обстоятельство означает по факту, что самая влиятельная фракция «Талибана» в лице пропакистанской «Кветтской шуры» категорически выступает против политического урегулирования и будет продолжать борьбу против афганских военных и американцев параллельно с любыми переговорами.
Помимо очевидных негативных гуманитарных последствий продолжающейся войны — включая гибели гражданских лиц, внутреннего перемещения населения и высокий уровень миграции из страны — существуют стратегические и экономические последствия провала мирных переговоров. В дополнение к ежегодным расходам американского бюджета на афганское направление в размере 45 млрд долларов в год, продолжающееся участие США в афганском конфликте серьезно ограничивает способность Вашингтона уделять достаточное внимание и ресурсы для мировой конкуренции с Россией и Китаем. А это как раз тот самый момент, который Министерство обороны США подчеркнуло в прошлогодней Стратегии национальной обороны как «главную проблему национальной безопасности США» в отличие от «борьбы с терроризмом», как это указывалось в прежних редакциях. Одновременно тяжесть ситуации в области безопасности будет продолжать оказывать негативное воздействие для инвестиционной активности. При общем объеме бюджета Афганистана в 21 млрд долларов, 40% доходов последнего при этом приходится исключительно на прямую экономическую иностранную помощь. При этом уровень бедности в стране составляет 55% всего населения (по сравнению с 34% в 2007 году). Еще одна экономическая проблема: невозможность в нынешних условиях предложить альтернативные источники средств к существованию афганским фермерам, выращивающим опиум. Эта отрасль генерирует до 6,6 млрд долларов в год, что эквивалентно 30% объема всей местной экономики. В 2017 году, благодаря более позитивным настроениям инвесторов в результате повышения безопасности, валовой внутренний продукт Афганистана увеличился на 2,7%, что на 0,3 и 1,2% выше темпов роста за предыдущие два года соответственно. Однако прогнозы на 2019 год не такие радужные. Продолжение боевых действий означает, что способность Афганистана извлечь выгоду из своего местоположения в качестве логистического моста, соединяющего различные регионы Евразии, останется нереализованной. Это включает в себя соединение Центральной Азии с Южной Азией по трубопроводу Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, а также попытки соединить иранский порт Чабахар с Центральной Азией через международный транспортный коридор «Север-Юг». Нестабильность в Афганистане также представляет собой препятствие для китайской инициативы «Один пояс, один путь», которая направлена на то, чтобы связать западную провинцию Синьцзян с Ближним Востоком через Иран и Пакистан через Китайско-пакистанский экономический коридор. В настоящее время конфликт в Афганистане уже вынудил Пекин изменить маршрут своих торговых коридоров в обход Афганистана. Наконец, непрерывная война в Афганистане не позволяет стране извлечь выгоду из своих запасов редкоземельных минералов, которые Геологическая служба США оценила в  1 трлн долларов в 2010 году.
В конечном счете, у Дональда Трамп есть три варианта действий в Афганистане.
1. Он мог бы сохранить нынешнюю численность войск в поддержку основанного на подходе, изложенного в его выступлении в августе 2017 года. Такой вариант сохраняет патовую ситуацию с переговорами и выходу из кризиса.
2. Вывод из страны всего 14 000-ного американского военного контингента. Это самый радикальный вариант, и хотя он не повлечет за собой немедленного ухода остальных 8000 военнослужащих из НАТО, он ознаменует внезапный сдвиг в стратегии и станет предтечей обвала режима в Кабуле. Таким образом, риски при таком подходе значительны. Хотя материально-технические проблемы, связанные с физической транспортировкой войск и техники из страны, неизбежно ограничат скорость любого варианта вывода, такой сценарий ослабит в любом случае уровень поддержки местных сил безопасности и дестабилизирует Афганистан. Этот вариант также вынудил бы региональные субъекты, включая Китай, Россию, Туркменистан, Узбекистан, Иран и Пакистан — основного внешнего спонсора «Талибана» — интенсифицировать свое участие в афганском досье, чтобы постараться купировать в максимальной степени возникающие транснациональные вызовы, прежде всего в лице «Исламского государства». Более того, эти страны будут также работать над тем, чтобы гарантировать хоть какую-то стабильность в Афганистане, поскольку возникнет необходимость совместных усилий для формирования постконфликтного правительство.
3. Администрация США также может пойти по среднему пути, выведя ограниченное количество войск. В декабре прошлого года Трамп выдвинул идею вывода 7000 военнослужащих. При этом на сегодня очевидно, что при солидарном прессинге военных и помощника по национальной безопасности Дж.Болтона его убедили вывести около 3500 военнослужащих в течение года. Это, по оценке Пентагона, наиболее вероятный вариант действий, поскольку он частично удовлетворяет собственную позицию Трампа по участию США в конфликте, а также минимизирует все вышеуказанные риски при варианте полного вывода. Такой шаг также успокоил бы Пентагон, который первоначально запросил увеличение войск в 2017 году.
В этой связи делаются следующие выводы.
Главной причиной провалов дальнейших переговоров с талибами будет нежелание США выводить из страны весь свой воинский контингент. Продолжающееся участие США в Афганистане в рамках более широких контртеррористических операций будет по прежнему отвлекать ресурсы США от главного стратегического приоритета — сосредоточения внимания на соперничестве с Россией и Китаем. Продолжающаяся война будет препятствовать инвестиционной деятельности в Афганистане, нанося ущерб планам использования страны в качестве логистического регионального моста и достижения необходимого уровня экономического развития.

52.27MB | MySQL:103 | 0,570sec