Что стоит за информацией о стремлении КСА наладить с Россией отношения в сфере ВТС и космической отрасли

На фоне общего торможения реализации ряда серьезных оборонных контрактов со странами Запада в связи с делом Хашогги Эр-Рияд начинает все активнее обращать свое внимание в сторону России. По ряду данным, крупная оборонная компания Саудовской Аравии  Rakaa Holding недавно вступила в серьезные переговоры с российскими и белорусскими оборонными компаниями по технологиям, предназначенным для  ВВС КСА. Напомним, что  Rakaa Holding, которую возглавляет Муса аль-Малик, была с момента своего основания в 1982 году одним из  ключевых игроков в контактах между оборонной промышленностью США и Саудовской Аравией. В частности, основные усилия компании были сосредоточены в последнее время на переговорах с космическим филиалом американской компании  Northrop Grumman Orbital ATK в рамках проработки стратегического контракта на поставку военного спутника наблюдения в КСА. Rakaa Holding  также представляет ряд американских оборонных компаний в Эр-Рияде, включая US Ordnance (поставки тяжелого стрелкового оружия), Kriss Arms и Armtag. Хотя Эр-Рияд ведет  переговоры на эту  космическую тему с Thales Alenia Space (TAS) и Airbus Group, их американский конкурент в лице  Orbital ATK не отказался от собственных усилий по продаже оптических спутников наблюдения Министерству обороны КСА. В ноябре прошлого года компания возобновила свое присутствие в КСА  на базе СП  Alliant Techsystems при активной поддержке  главного переговорщика по спутниковому контракту Амера Каяни, бывшего коммерческого атташе посольства США в Эр-Рияде. Со стороны Министерства обороны КСА эти переговоры курирует  начальник Главного управления военных исследований (DGMAS), Али Ибрагим аль-Омран при поддержке саудовской компании Arab Wissam Establishment  Саида Мубарака Бажуйвебера. Но, по ярду данных, эти переговоры сейчас зашли в тупик.

Контролируемый кланом аль-Малик Rakaa Holding (BOX 16010, 11464 Эр-Рияд) является многопрофильной компанией, которая в основном работает сейчас в сфере космической продукции военного назначения и прогрессивных военных технологий.  Нынешний управляющий Муса аль-Малик основал Rakaa Holding вместе со своим братом Фахдом в 1982 году. При этом отметим, что оба они получили образование в США.  Помимо ВПК, компания имеет интересы в строительстве, недвижимости и водо- и энергоснабжении. Свои первые контракты в рамках снабжения саудовской армии оружием и боеприпасами с Министерством обороны КСА компания получила, когда его возглавлял принц Султан бен Абдель Азиз. Очень скоро  Rakaa Holding начала продавать запасные части и предоставлять услуги по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту техники саудовским военным, и сегодня она является одним из основных промышленных партнеров Министерства обороны КСА. Влияние компании несколько уменьшилось во время правления короля Абдаллы бен Абдель Азиза,  но после прихода к власти  короля Сальмана оно резко возросло. Когда сын Мусы аль-Малика Хамад бен Муса женился на представительнице семьи Аджли в 2014 году, ряд представителей клана Сальмана и его союзников приняли участие в этой церемонии. В частности, на этой церемонии в отеле Intercontinental в Эр-Рияде Муса аль-Малик и его сын получили подарки от короля, которые передал лично  сын монарха Абдель Азиз бен Сальмана, который является заместителем министра нефти. Там же присутствовал и министр обороны и наследный принц Мухаммед бен Сальман. С того момента началась активная инкорпорация компании с сферу ВПК, и прежде всего в сферу приобретения орбитальных спутников, что выделено наследным принцем КСА в сферу приоритетных задач национальной безопасности. Новый интерес компании в свете нынешних переговоров с Москвой и Минском западные источники  связывают именно со стремлением Мухаммеда бен Сальмана начать процесс  переориентации ВТС в рамках  локализации оборонных технологий на саудовской территории. Это касается различных оборонных технологий, но в фокусе интересов КСА и использование российских носителей для запуска собственных ( или изготовленных в России) спутников связи и слежения. При этом Вашингтон и страны ЕС очень осторожно относятся к перспективе локализации на территории королевства такого рода производств и вообще  не заинтересованы в получении КСА собственных спутников слежения, которые бы работали автономно от американских инструментов контроля. Дело Хашогги такую позицию коллективного Запада еще больше укрепили.

Западные источники также отмечают, что в рамках такого сближения Эр-Рияда с Москвой большую роль играет неформальная дипломатия главы Чечни Р.Кадырова. Это подтверждает и визит главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова во дворец наследного принца Мухаммеда бен Сальмана (МБС) в Эр-Рияде во время последнего по времени празднования Курбан-Байрама. При этом на переговорах тогда присутствовал весь ближний круг наследного принца.  Наряду с начальником его канцелярии Фахдом бен Мухаммедом аль-Иссой, вице-губернатора Мекки Абдуллы бен Бандара бен Абдель Азизом Аль Саудом на той встрече  присутствовал также Халед бен Али аль-Хумадиан, глава Управления общей разведки КСА. Х. аль-Хумадиан также присутствовал на всех предыдущих встречах двух лидеров. Кадыров играет все более важную роль в отношениях между Эр-Риядом и Москвой. Он был одной из ключевых фигур, участвовавших в прошлогоднем визите короля Сальмана бен Абдель Азиза в Москву. Считается, что Р.Кадырова познакомил с МБС его «наставник» по международным отношениям, наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид аль-Нахайян. Сам наследный принц Абу-Даби поддерживает контакты с Грозным через своего советника по вопросам безопасности и бывшего главу СПБ ПНА  Мухаммеда Дахлана.

В любом случае надо констатировать, что нынешнее сближение с Москвой в сфере ВПК и космической отрасли демонстрирует нам серьезное недовольство Эр-Рияда нынешней позицией США и ЕС по вопросу интенсификации ВТС в связи с делом Хашогги. Но это только повод, поскольку принципиальной позицией Вашингтона является жесткое лимитирование желания КСА получить в свое распоряжение передовые военные технологии в рамках его локализации на своей территории. И связано это в основном с соответствующей позицией Израиля.

52.29MB | MySQL:103 | 0,493sec