О действиях Израиля против «Хизбаллы» после завершения операции «Северный щит»

Израильские военные объявили 13 января 2019 года о завершении операции «Северный щит» по обнаружению и обезвреживанию подземных террористических подземных сооружений «Хизбаллы» после определения местонахождения шестого по счету и последнего террористического тоннеля, прорытого вдоль израильско-ливанской границы. Все тоннели, которые «Хизбалла» рыла на территорию Израиля с 2006 года, со Второй ливано-израильской войны, должны быть уничтожены, что и станет точкой в проводимой с начала декабря 2018 года операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа).

Как отметили в пресс-службе израильской армии, последний тоннель является одним из наиболее стратегически важных не только из-за его расположения, но и размеров. «Тоннель 800 метров в длину на ливанской стороне был прорыт на десять метров вглубь израильской территории, в высоту сооружение составило два метра, диаметром один метр и находилось на глубине около 55 метров», – сказали военные. Предположительно, вход в тоннель был сделан в частном доме в ливанской деревне Рамиах, поэтому это уже второй тоннель, прорытый из южно-ливанского селения[i]. «Тоннель оборудован железнодорожными путями, ступенями, высеченными в скале, а также системой электроснабжения и освещения». По словам военного представителя, подполковника Йонатана Конрикуса, «все тоннели обнаружены и либо уже были разрушены, либо вскоре будут уничтожены». По оценкам армии, «больше нет тоннелей, пересекающих Израиль». В ЦАХАЛе также добавили, что «Хизбалла» сохранила некоторые подземные сооружения на ливанской стороне». В целом, в результате операции «Северный щит» шиитская ливанская организация была лишена уникальных наступательных возможностей, которые она смогла приобрести за годы своей деятельности в рамках запланированного нападения на израильскую территорию. В результате нейтрализации этих сооружений террористическая организация не может осуществить свои планы, тем самым улучшилась ситуация с безопасностью на севере страны и устранена угроза для граждан Израиля», – говорится в заявлении армии.

Согласно армейской пресс-службе, после разрушения обнаруженных тоннелей ЦАХАЛ продолжит строительство защитного барьера вдоль ливано-израильской границы, начатое в прошлом году. «Пока процесс нейтрализации не будет завершен, ЦАХАЛ продолжит оборонительные мероприятия на границе… Кроме того, израильские войска и подземная лаборатория по обнаружению продолжат свою работу вдоль ливанской границы», – добавили в армии[ii].

Амос Ядлин, руководитель Института исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS), по поводу северного фронта полагает, что проблемы, стоящие перед Израилем на сирийско-ливанском направлении, обострились в течение прошлого и в начале этого года: Иран активизировал свои усилия по созданию независимого военного потенциала в Сирии и предоставил «Хизбалле» передовые военные возможности. К концу прошлого года свобода действий Израиля, возросшая в предыдущий период в условиях сирийской гражданской войны, была ограничена. Помощь режиму Башара Асада со стороны России и Ирана, в том числе ополченцев, действующих как под эгидой Тегерана, так и самостоятельно, позволила режиму выиграть войну против разрозненных оппозиционных сил. Но сирийская гражданская война не закончилась, и режим Б.Асада вряд ли сможет полностью восстановить власть на всей территории страны. На севере и востоке Сирии остаются районы, контролируемые повстанцами при поддержке Турции и еще недавно США. Дамаск сталкивается с необходимостью восстановления всей инфраструктуры страны. Это масштабный проект, и нет ни одного регионального или международного субъекта, который бы выделил сотни миллиардов, необходимых для восстановления Сирии[iii].

В результате сирийских событий Иран перенаправил часть подконтрольных себе сил, нацеленных против Израиля, из Сирии в Ирак и Ливан. Поддержка Ираном наращивания мощи «Хизбаллы» в Ливане не является новостью, однако качество оружия, переданного проиранской ливанской организации за последние два года, вызывает в Израиле беспокойство. Основной угрозой для Израиля считается проект по преобразованию неточных и тяжелых ракет в высокоточные ракеты, совершенствованию ПВО «Хизбаллы» и поставке этой организации ракет дальнего радиуса действия.

Регулярные атаки израильских ВВС по Сирии предотвратили большую часть поставок передовых вооружений и технологий в Ливан. Военное закрепление Ирана в Сирии было ограничено, и поэтому Тегеран направил свои усилия на деятельность непосредственно в Ливане. Если возможности «Хизбаллы» достигнут соответствующего уровня, организация сможет атаковать Израиль с помощью широкого спектра высокоточных ракет и поразить критически важные военные и стратегические объекты на его территории. Израильский эксперт утверждает, что действия Израиля против иранского «высокоточного проекта» в Ливане будут проводиться уже не в таких условиях, как в Сирии.

В последние годы после Второй ливанской войны (2006 года) между Израилем и «Хизбаллой» установился взаимно сдерживающий баланс, при котором обе стороны понимают, что военные действия на территории соперника могут вызвать серьезный конфликт, который нанесет существенный ущерб обоим. Обнаружение и уничтожение с конца 2018 года тоннелей, прорытых «Хизбаллой» под израильско-ливанской границей, продемонстрировало усилия шиитской организации по нанесению существенного физического и психологического ущерба Израилю в случае осуществления запланированных операций. Однако успешные действия Израиля по поиску и нейтрализации тоннелей продемонстрировали его превосходство в разведке и решимость расстроить планы «Хизбаллы».

А.Ядлин отвечает на вопрос, «исчерпала ли себя концепция «кампании между войнами», которая оказалась успешной в последние годы, особенно в предотвращении закрепления Ирана на сирийской территории, и возможно ли в Ливане добиться того же успеха, который был достигнут в Сирии?» По его мнению, эта концепция себя исчерпала. Башар Асад добился превосходства в силе, и Россия полна решимости установить стабильность и спокойствие в Сирии. Силы «Хизбаллы» в основном вернулись из Сирии в Ливан. В секторе Газа Израиль предпочитает договориться с ХАМАСом, а не противостоять ему. Враги Израиля изучили его схемы действия и подготовили соответствующие оперативные, технологические и доктринальные ответы. Усилия Ирана по созданию высокоточных ракет в Ливане и Ираке, а также ограничения, установленные Россией на действия Израиля в Сирии, потребуют обновления методов, темпов и хода действий, и даже разработки новой концепции, которая позволит провести эффективную кампанию, избегая при этом скатывания к полномасштабной конфронтации.

Что касается того, потребует ли будущая угроза, вызванная наращиванием сил на северном фронте (особенно иранский «проект высокоточных ракет»), от Израиля инициирования военной кампании, или, обладая разведывательными, технологическими и оперативными возможностями, израильский военно-политический кабинет может отложить рассмотрение этого вопроса на случай возможной конфронтации, то решение зависит от ряда факторов. Занимаясь проблемой иранского высокоточного оружия, израильское руководство должно ответить на следующие вопросы: соответствует ли интенсивность существующей угрозы логике «мини-доктрины Бегина», предполагающей инициирование попытки предотвратить возникновение стратегической, возможно даже экзистенциальной угрозы Израилю; способен ли Израиль справиться с угрозой высокоточного оружия в будущей войне с точки зрения защиты, активной обороны («Стрела», «Праща Давида», «Железный купол»), и обладает ли он возможностью эффективно атаковать дислокации высокоточного оружия в самом начале войны; существуют ли политические и другие альтернативы прекращению «проекта высокоточного оружия», и если да, то какое количество времени на это потребуется; готов ли Израиль рисковать масштабной эскалацией конфликта с «Хизбаллой» на северной границе после такой операции; будет ли риск от бездействия значительно больше, чем от принятия мер. Суть в том, что это не только превентивная война, но упреждающая операция. Есть много способов справиться с угрозой, даже не прибегая к эскалации.

Израиль должен продолжать систематически предотвращать поставки высокоточного оружия «Хизбалле» в Ливане, если это позволяют стратегические условия. Кроме того, Израилю необходимо подготовиться к действиям против высокоточных ракет в Ливане и технологической инфраструктуры для их производства. Решение должно быть основано на том, что такие действия приведут к широкой и постоянной конфронтации, которая потребует задействования наступательных и оборонительных возможностей, проведения огневых и наземных маневров, осуществления наземной, противовоздушной и противоракетной обороны. Поэтому правильно будет действовать в соответствии с темпами развития угрозы. В то же время необходимо подготовить тыл к войне на северном направлении. Израиль должен продолжать давать понять, что Ливан и «Хизбалла» едины, и поэтому еврейское государство будет вынуждено действовать соответствующим образом, если «Хизбалла» нападет на Израиль. Подход Израиля к войне против «Хизбаллы» и ее последствиям должен быть скоординирован с Соединенными Штатами и другими региональными и международными партнерами.

По мнению эксперта, решение президента Д.Трампа вывести американских военных из Сирии не наносит значительного ущерба безопасности Израиля в краткосрочной перспективе, но усиливает его врагов и облегчает их закрепление в Сирии в долгосрочной перспективе. Стратегическое окно возможностей для Израиля, обусловленное не только его военной, экономической и политической мощью, но и поддержкой США, союзников в умеренном суннитском мире и слабостью его врагов, которые все это время были заняты гражданской войной в Сирии, начинает закрываться. Как бы там ни было, в недавнем споре между бывшим министром обороны Авигдором Либерманом, который требовал решительных действий против ХАМАСа, и генеральным штабом с кабинетом министров по поводу решения проблем безопасности Израиля, определился приоритет северного фронта по отношению к южному (ХАМАС в секторе Газа). Если нейтрализация тоннелей на севере в итоге закончится без обострения ситуации и угроза «проекта высокоточных ракет» «Хизбаллы» не приведет к упреждающей операции против проиранской шиитской организации в Ливане, то Израиль должен будет восстановить свою силу сдерживания в отношении ХАМАСа и нанести серьезный ущерб военному крылу этого движения.

[i] ЦАХАЛ находит шестой террористический тоннель «Хизбаллы», объявляет о завершении операции «Северный щит»// Israeldefense.co.il. 13.01.2019. URL: https://www.israeldefense.co.il/en/node/37083 (на англ. яз.)

[ii] ЦАХАЛ объявляет об окончании операции «Северный щит» с обнаружением 6-го тоннеля // Ynet. 13.01.2019. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5445732,00.html (на англ. яз.)

[iii] Стратегическая оценка для Израиля 2018/2019 // INSS. Декабрь, 2018. URL: https://www.inss.org.il/he/publication/conclusion-strategic-assessment-and-policy-recommendations/ (на иврите)

52.22MB | MySQL:103 | 0,401sec